Какая «Семья» без семьи?
Удивительная картина, когда съемочная группа предпочитает встречаться не около буфета или кулера, а собирается у плейбэка. Причем вне зависимости от того, идет мотор или рабочая перестановка.
Например, девушки спорят: на кого больше похож Алексей Гуськов? На Томми Ли Джонса или Шона Коннери? Затем почему-то переключаются на Алексея Кравченко, находя схожесть актера то с Брэдом Питтом, то с Мэттом Деймоном. Смеются.
Алексей Гуськов на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Те же девушки слушают на телефоне песню и подпевают «Я одинокий бродяга любви Казанова…» Ассистент по актерам Аня Чернович в конце концов не выдерживает, встает и уходит, бормоча жалостливо и еле сдерживая смех: «Я не могу больше это слушать!»
Я спрашиваю Аню: что входит в ее обязанности, кроме раздачи печенек актерам? Она улыбается и меньше, чем за полминуты, организовывает общение с артистами, фотографом, оператором, продюсером и еще бог знает сколькими людьми, чтобы у нас получился полноценный репортаж со съемок. Вы зря преуменьшаете роль ассистента по актерам, особенно если у тебя снимаются суперзвезды уровня Алексея Гуськова и Юлии Ауг. Хотя, печеньки — это тоже входит в функции помощника по актерам, да.
Юлия Ауг на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Однако, еще раз обернемся: у плейбэка не только девушки студенческого возраста и молодые люди, но и исполнители главных ролей, которые и сами не прочь развеселить группу или посмеяться вместе со всеми. Никто никого не смущает, в павильоне витает жизнерадостное настроение, все относятся друг к другу по-семейному. Другого варианта и не может быть, ведь мы находимся на площадке фильма, первоначальное название которого «Семья». Поехали!
Какая «Семья» без интриги?
Мы не зря вставили такое долгое предисловие. И даже штамп «витает настроение» здесь не просто так. И акцент на молодости команды тоже не зря. Просто по-другому трудно описать, что происходит в громадном кинопавильоне в районе Чертаново: взрослые люди, вроде продюсера Ильи Шерстобитова или актера Алексея Гуськова, становятся двадцатилетними. Почему? Рассказываем по порядку.
Знакомьтесь: Армен Акопян и Дмитрий Тархов. Это не просто начинающие режиссеры и сценаристы. Трудно осознать: это даже не их первый полнометражный фильм, это просто их дебют. С дорогущим продакшном, большими известными актерами, профессионалами высшей пробы. Если бы меня лично окружали такие компетентные люди, то я бы, наверное, чувствовал себя как минимум стеснительно. Но только не в этом случае, здесь каждый человек на площадке знает свое место.
Режиссеры Дмитрий Тархов и Армен Акопян на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Вкратце, сюжет «Семьи», без спойлеров: человечество находится за сутки до мирового апокалипсиса. В принципе, все.
Если бы это снимали голливудские мудрецы, то повествование происходило бы с должным уровнем пафоса, хайтеком и астронавтами, гордо шагающими в рапиде. Если бы снимали европейцы, то все ограничилось бы разговорами «за жизнь» и обнимашками в рапиде. Но мы ни те, ни другие.
У нас Андрей (Алексей Гуськов) и его жена Анна (Юлия Ауг) в последний день существования планеты хотят собрать семью, устроить небольшой ужин для своих и выговориться. Надо ли упоминать, что все пойдет не по плану и не по-семейному?
Это вам не «Меланхолия» и не «Армагеддон». Это типичная российская квартира, с коврами в оленях, со столом, который достают из кладовки раз в полгода по особенным случаям, с приходящими не ко времени друзьями и соседями, с детьми, позабывшими о своих родителях.
Художник-постановщик Артем Купина на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Мы разговариваем с художником-постановщиком Артемом Купина о реквизите и визуальной составляющей. Даже на плейбэке, еще до цветокоррекции, наглядно виден желтовато-зеленый оттенок всего, что есть в построенных декорациях и одежде главных героев. Через цвет Артем передает идею, что в этой квартире все должно напоминать о запустении и, если хотите, гнили, которая пропитала весь дом. О нарочито темных кадрах, в которых еле видна мимика артистов, нам расскажет оператор Геворг Маркосян: это была цель, которую изначально придумали постановщики.
Оператор Геворг Маркосян на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
И как такая история могла возникнуть в головах относительно юных кинематографистов? Спрашиваем у Армена Акопяна (Дмитрий Тархов оказался более закрытым для общения), который ни разу не улыбнувшись, дотошно рассказывает о появлении идеи:
«Изначально у нас был сценарий, который мы написали вместе с Димой (Тарховым). Мы отложили его на полку, но потом Дима показал мне очень короткую пьесу. Я ее почитал, понял, что в этом что-то есть, и решил добавить из своего жизненного опыта и видения много событий и смысла, попытаться перевести этот текст из „театра“ в киноформат».
Но ведь надо было как-то сойтись с продюсером? У Ильи Шерстобитова и Армена истории знакомства друг с другом немного разнятся, хотя и не сильно. Вот версия Акопяна:
«С Ильей Шерстобитовым я познакомился случайно. Точнее, я случайно познакомился с Димой, а тот уже в свою очередь познакомил меня с Ильей. Он профессионал с опытом, мне было очень интересно с ним разговаривать, слушать его, это общение полезно».
А вот вариант Ильи:
«Эта история меня очаровала еще на уровне идеи. Мы сидели в Сочи у моря… Я, Армен и Дима пили вино и слушали звуки ветра. Дима рассказал о своей пьесе и мы решили сделать это! Почти полгода работы над сценарием — и точка принятия решения произошла в этом августе. Каждый сюжет про апокалипсис всегда интересен тем, как проявляют себя люди. Здесь же мы видим одну семью в провинциальной России. Это очень интересная фактура. Моя прекрасная Родина и так всегда на грани апокалипсиса, и рассмотреть ее под кинематографической лупой — это очень интересная идея».
Какая «Семья» без дома?
Когда мы задаем нескромный вопрос Шерстобитову про финансы, он хитро улыбается и со своей продюсерской сноровкой ловко уходит от ответов. Ладно, давайте что-то узнаем хоть про какие-то деньги. Ну, правда, интересно, как дебютанты оказались в таком большом проекте.
Мы задаем каверзный вопрос, из которого Илье не удастся выйти: сколько стоит декорация квартиры, находящейся в многоквартирном доме, из окон которой видны березки? Продюсер долго думает, сверля нас глазами, и выдает не слишком информативный ответ: «Скажем так, это примерно стоимость квартиры в Москве».
Блин, с такими ответами мы ничего не добьемся. Я опять иду к Армену.
Режиссеры Дмитрий Тархов и Армен Акопян на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
— У меня вызывает восхищение история, когда два молодых кинематографиста ставят свой дебют как полный метр, дорогой продакшн, с большими звездами в главных ролях. Какие кнопки надо нажать, чтобы закрутился этот огромный механизм?
— Для меня это была сначала фантазия, потом — деньги. Кто-то же должен был за это платить. И мы нашли инвесторов, которые поверили в эту историю.
— Ты говорил о том, что сейчас не надо иметь специальное образование, чтобы стать режиссером…
— В кино не нужно во второй раз придумывать велосипед. Все, что нужно, уже придумано. Это как ноты, осталось только менять их местами или расставлять на нотном стане. Так же и с кино: уже все давно придумано, нужно только красиво скомпоновать в гармоничную картинку.
— Ты пересматривал множество раз «Интерстеллар», «Гравитацию», «Пиратов Карабиского моря». Почему ты не пересматриваешь российское кино?
— Потому что американское кино далеко ушло по сравнению с нашим. Отечественное чуть-чуть пробуксовало, особенно после развала СССР. Если во время Советов наше кино имело какое-то четкое направление, вектор, то после развала эта линия затерялась. Конечно, появлялись какие-то хорошие фильмы, но уже не с такой частотой, как раньше.
Советские фильмы, как правило, были шедеврами. Хотя это зависит от того, как смотреть. Нынешние молодые люди могут их вообще не смотреть, это уже кино не для них. Тот, кто застал те фильмы и нынешние, отлично понимает, в чем разница. Для меня она принципиальна.
Режиссеры Армен Акопян и Дмитрий Тархов на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
— Какие фильмы на тебя повлияли больше всего?
— Пол Томас Андерсон, его фильмы. «Магнолия», «Мастер», «Нефть» и так далее — вот это все. У него уникальный почерк повествования. Он просто рассказывает кино. Вот «Нефть» посмотрите. Там нет много болтовни, там персонаж действует.
У нас, конечно, кино больше располагает к Ларсу фон Триеру. У нас все еще много театральной болтовни, я сам это признаю, но диалоги для нас очень важны. Мы по возможности сокращали разговоры, но так уж получилось. Все-таки пьеса оставила свой отпечаток.
— Как вы отвоевывали фильм на этапе препродакшна?
— Раскадровать все подсказал еще один важный человек нашей команды — Геворг (Геворг Маркосян — оператор-постановщик фильма, — прим. tvkinoradio.ru). Мы раскадровали весь фильм. Как оказалось, так и должно быть. И как оказалось, что сейчас многие так не делают. Это очень удобно, чтоб избежать креатива и поиска в момент съемок.
На съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
— Почему не делают? Я почти всегда так делаю.
— Это вы так делаете. Но у нас в России многие решения принимаются на самой площадке, и раскадровывают только важные или трюковые сцены.
— Это на сериалах, наверное, так происходит.
— Наверное. Но, тем не менее, когда ты смотришь современное российское кино, ты понимаешь, что некоторые кадры высосаны из пальца. Видишь, что иногда режиссеру было лень переставить кадр.
— Ты про «перебивки»?
— Да, именно. Иногда перебивочный кадр очень важен, он должен быть наполнен смыслом. Если он становится для того, чтобы поменять ракурс или ось, — тогда сразу видно, какое у тебя отношение к кино. Про ось мне рассказал и подсказал наш оператор Геворг. Плюс он еще назвал нужную литературу, которая меня до сих пор поднатаскивает.
Оператор Геворг Маркосян и режиссер Дмитрий Тархов на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Действительно, оператор Геворг Маркосян — один из самых важных людей на площадке. По словам Шерстобитова, картина окончательно сложилась, когда к проекту подключился Геворг. Он внес часть своего опыта, культуры, воспитания.
Маркосян доказывает Армену и Дмитрию, в каких дублях ось может не сойтись, какие крупности нужно доснять, несмотря на чуть ли не предобморочное состояние второго режиссера Натальи: у нее, как у профессионала, каждая секунда на счету. Плюс-минус — и вот тебе или переработка, или недоработка.
Второй режиссер Наталья Трунила, кажется, запоминает и улавливает все точности и неточности. Замечает, что воды в бутылке водки меньше на 50 граммов, чем нужно, и сразу командует: «Добавьте водку актерам!» На что Алексей Гуськов сразу отвечает: «Да, налейте еще этой гадости».
Актер Игорь Балалаев на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Или Игорь Балалаев (исполнитель одной из главных ролей — Жданова) с такой силой захлопывает за собой дверь, что с потолка падает и разбивается лампочка. Казалось бы, мелочи, но Наталья говорит по рации: «У нас тут небольшое ЧП. Сметайте все осколки тщательно, я не хочу, чтобы мы все без ног остались». На том же Жданове за время работы под жуткими приборами не осталось признаков опьянения, второй режиссер вызывает: «Глицерин на актера! Он за это время должен был как следует нафаршиться».
Какая «Семья» без глупостей?
Честно говоря, мы пробыли не один день на съемках «Семьи». В первый день нашего пребывания нам были интересны артисты, в другой — сцена драки, в третий … Да мы просто подсели на эти съемки и дружескую семейную атмосферу, поэтому и ездили так часто в чертановские павильоны.
Разговариваем с Алексеем Гуськовым насчет того, как нам с ним говорить: на «ты» или на «вы»? Тут маленькое отступление: мы давно с ним знакомы, собственно, поэтому и встал этот вопрос. Алексей спрашивает: «А что тебя останавливает от общения на „ты“?» Отвечаю: «Просто в последнее время в новостях тебя преподносят как главного российского киноактера, который снимается исключительно в европейских фильмах». Он машет рукой: «Что за глупости! Я играю в Академическом театре имени Евгения Вахтангова — это самое важное, а „европейский актер“ — это только в новостях все выдумывают».
Алексей Гуськов на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Юлия Ауг строга только внешне. Я случайно при ней проговорился, что у нас есть несколько общих знакомых в нашем кинематографическом мире, и сразу почувствовал, как она буквально растаяла при упоминании их имен. На вопрос: «Правда ли, что актеры бывают оскорблены, когда их игру называют органически верной, ведь это их профессия — быть органическими?» — Юлия отвечает: «Пффф! Нисколько! Любому актеру всегда приятно, когда его игру считают органичной!»
И тут же Ауг доказывает это в длинном споре, как должна себя вести женщина, зайдя в комнату после падения в грязь. «Она не в том состоянии, чтобы думать об одежде. Раз уж на то пошло, то она сначала снимает плащ, но остается в грязной обуви. Или наоборот, снимает сапоги, но остается в плаще. И вообще, я не понимаю, из какой комнаты я вхожу в кадр? У меня топографический кретинизм!», — шутит Юлия.
Юлия Ауг на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Илья Шерстобитов с каким-то упоением рассказывает о подборе актеров:
«Во время кастинга мы были беспощадны в принятии решений. С Юлией Ауг как-то сразу все сложилось и мы сказали: „Хотим, хотим, хотим!“ Она совершенно органичная, очень сложная, хотя большинство воспринимают ее очень просто. Я боялся, что ей будет сложно с нами, а ей — с ребятами. Вместо Гуськова должен был сниматься другой актер, у которого была большая занятость. Из-за этого мы могли уйти чуть ли не в месячный простой, это очень дорогая история.
Но включили „план Б“, я написал Алексею, потому что он… потому что он прекрасен! Меня все отговаривали, рассказывали о его занятости, но я все равно выслал ему сценарий. И у него действительно была дикая занятость, он улетал, но сказал, что почитает в самолете. Как только он приземлился — сразу позвонил, сообщил, что у него все отменилось: „Я читаю, смеюсь, я хочу в этом участвовать“. Он приехал, пообщался с ребятами, и все сложилось.
Теперь на его месте невозможно представить кого-то другого: хоть Хопкинса, хоть Кикабидзе. Я, например, получаю удовольствие, когда вижу его в кадре».
Какая «Семья» без драки?
На съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Сегодня мы снимаем еще и драку. Вместо Гуськова на дальнем плане будет драться каскадер Максим, одежду и парик актера Балалаева примеряет на себя каскадер Алексей.
Но самая сложная задача в сцене драки у Юлии Ауг, которая сидит на крупном плане, недвижно уставившись в телевизор, где показывают «Лебединое озеро». Пока позади нее происходят какие-то ужасы: с диким шумом бьются стеклянные двери, окна, зеркала, падает торшер, вот-вот рухнет шкаф — ей нельзя не то что вздрогнуть, но и даже моргнуть.
Все получилось с первого дубля: драка закончилась, «Гуськов» выбрасывает «Балалаева» в окно. Позже будет снят крупный план с настоящими актерами. Все это сопровождается таким грохотом, что группа, поначалу опешив и сохраняя полную тишину даже после команды «Снято!», разражается громкими аплодисментами.
Юлия Ауг на съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Снимается сцена примирения Анны и Андрея. И здесь нас снова удивляет режиссер Армен Акопян: если Гуськов подойдет к Ауг со стороны правого плеча, то это будет (дословно) «не по-библейски», это же почти дьявол, а вот слева — по-библейски. С ним не согласен оператор Геворг: тогда надо свет переставлять. Но Армен непреклонен: нет, пускай, он будет слегка в тени.
После репетиции всем становится понятно, что Армен был прав: в том, как сосуществуют актеры, операторы и вся-вся-вся многочисленная группа, есть какая-то магия, которая втянула и нас самих.
На съемках фильма «Семья» / Фото: «X-Soul Production»
Дату выхода картины «Семья» от нас то ли нарочно скрывают, то ли специально интригуют. Как и то, будет ли она в конечном итоге называться «Семья» или у нее будет другое наименование. Хотя последний аспект нас волнует меньше всего, ведь мы уже побывали в особенной неискусственной семье. Остальное — неважно.
Обложка: на съемках фильма «Семья» / «X-Soul Production»