«А буфет у нас наверху, на втором этаже», — первое, что мы слышим от представителя компании-производителя нового фильма «Ярды», на съемки которого мы прибыли. Обычно ведут сразу на площадку, но чтобы сразу в буфет — так нас встречают впервые. Однако несколько минут спустя мы поняли, в чем причина.
Павильон, в котором снимается сегодняшняя сцена картины, — это глухая коробка на территории одного из популярнейших креативных кластеров Москвы, заполненная светом до отказа. Разумеется, от такого количества приборов вскипает все, что может кипеть. Прибавьте к этому массовку количеством более ста актеров и температуру за 30 градусов на улице, и вы поймете, почему кулер в буфете — одно из востребованных бытовых средств на съемках сегодня.
Есть и добавочный плюс — со второго этажа лучше всего видно и слышно, что происходит на площадке, где, судя по разговорам, происходит что-то странное:
— Музыку громко не включай,
— Ребята, прокладываем кабель так, чтобы на него девушки не наступали.
— А то что, насмерть током убьет?
— Нет, просто споткнуться могут.
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Неожиданно на нас сзади нападает (иначе не скажешь) улыбчивый молодой человек и радостно жмет руку. Это продюсер фильма Володя Комаров, который успевает и познакомиться («Я — генеральный продюсер, еще у нас здесь исполнительный продюсер Мария Михневич. А третий, Андрей Шишканов, занимается маркетингом»), и показывать, где что находится («У нас две костюмерные: одна наверху напротив, вторая, игровая, внизу. Плейбэк — вот, а буфет у нас… а, вам уже показали? Хорошо»), и руководить процессом.
Когда «основано на реальных событиях» — не фигура речи
Фильм «Ярды» — это полнометражный дебют ставропольского режиссера Андрея Корытко. На вопрос, который вне контекста может обидеть любого: «Как вы, неизвестные в индустрии кинематографисты, сразу замахнулись на такой громадный проект?» — режиссер отвечает, ничуть не смущаясь:
— Я мечтал быть режиссером с детства. Лепил из пластилина маленькие камеры, маленьких человечков и у мамы под столом снимал свое кино. Естественно, когда настал момент выбора профессии, я сказал, что хочу быть режиссером. У нас в Ставрополе, где я рос, был Колледж искусств с курсом «Режиссура театрализованных представлений». Я там отучился (неплохая школа, кстати), собрал вещи и подался в Москву.
Режиссер Андрей Корытко на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
— Получилось все не так быстро, как я хотел, — продолжил Андрей Корытко, — но я познакомился с Володей Комаровым, и мы сделали из его фотостудии видеопродакшн MAGIC PRODUCTION. Снимали рекламу, пробовали себя в коротких метрах, то есть опыт в производстве у нас большой.
Сюжет фильма простой: молодой парень приезжает в Москву, чтобы стать крутым рэпером. «Рэп сейчас — самый востребованный музыкальный жанр, но мы выбрали его не ради конъюнктуры, а потому что она нам реально близка. Это история осуществления мечты. Тем более, что „Ярды“ основаны на реальных событиях», — уточняет продюсер Владимир Комаров.
Продюсер Владимир Комаров на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
«Основано на реальных событиях» — фраза не для красного словца. Сначала был док о рэпере Ярике, который Андрей снял, когда учился на первом курсе Московской школы кино:
— Мы [c продюсером] решили сделать на основе документального фильма игровой полный метр. Подключили, как это всегда бывает, сценарную группу, развили несколько сюжетных линий, дописали несколько коллизий, ввели дополнительных персонажей. Я принципиально не стал выделываться и назвал главного героя так же, как и прототипа — Яриком. В какой-то момент я даже позвал рэпера на одну из сценарных сессий, где мы вспоминали несколько историй из его реальной жизни, которые потом оказались в сценарии. Мы потом еще несколько месяцев доводили сценарий с ребятами из Teamwriting и, конкретно, c Федором Деревянским, который «скрипт-докторил» и курировал сценарий.
Продюсер Владимир Комаров на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Владимир Комаров делится своим ощущением от работы над сценарием:
— Когда текст сценария был готов, мы собрались всей группой: режиссер, продюсеры, второй режиссер, оператор-постановщик, сценарист, скрипт-супервайзер — и неделю читали его, смотрели, где что провисает. Высказывался каждый. Были жуткие споры. Андрюха — умный парень, он все это внимательно слушал и выбирал: соглашаться или нет с теми или иными доводами. Но в том случае, когда мы все настаивали на одной точке зрения, а он — на своей, действует правило: режиссер прав. Другое дело, что продюсер тоже может повлиять на конечное мнение, но у нас с Андреем такое доверительное отношение друг к другу, что у меня ни разу не возникало мысли убеждать его в обратном.
Исполнительный продюсер Маша Михневич рассказывает:
— Изначально история была локальнее. Сейчас это не просто рассказ о пути парня — в сценарии появились риски, ради чего он это делал, появляется мотивация. Это история не просто про музыку, а про то, как человек стремится к своей мечте.
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Мы пытаемся шутить, что название «Ярды» — это отсылка к «8 миле». На это Владимир очень серьезно отвечает: «Это лютое совпадение. У прообраза нашего главного героя есть трек „Ярды“. И „док“ назывался „Ярды“». «Ярды — это и путь, который наш герой должен пройти, и песня, и главного героя зовут Яр. Так что это определенная игра слов», — добавляет исполнительный продюсер Маша Михневич.
Модный — это не приговор
Пока мы разговариваем, нельзя не заметить, как вокруг павильона начинает собираться большая толпа молодых людей, изнывающих от жары. Это, понятно, подтягиваются актеры массовых сцен. Мы делаем перерыв, чтобы вернуться на площадку и посмотреть, что там происходит. Там уже выстроен подиум, по которому будут идти модели, расставлены ряды для многочисленных зрителей, в центре подиума — трио настоящих ди-джеев, которые будут крутить пластинки.
Андрей Корытко рассказывает:
— Сегодня мы снимаем одну из поворотных сцен, которая касается отношений главного героя со его девушкой Таней. Она работает в индустрии моды, готовит свой показ, и сегодня должен случиться ее триумф — показ ее первой коллекции. Ярослав приходит туда, чтобы объясниться. До его прихода сцена очень простая, mood-сцена, настроенческая. Мы проникаем в мир Тани — мир большой моды.
Мы спрашиваем его, в чем же будет заключаться драматический конфликт. «Это не конфликт между двумя главными героями, это, скорее, контраст между андеграундом, в котором существует Ярослав, и миром luxury», — отвечает Андрей.
Режиссер Андрей Корытко на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Где мир моды — там и художник по костюмам Ирина Галицкая, которая поясняет нам:
— У нас главная героиня — модельер, у которой есть собственная коллекция. Мы знали это изначально, поэтому одежда подбиралась нами в тон, по цвету, по настроению, чтобы не выбивалась из стилистики нашей героини. Это реально коллекция относительно неизвестных российских дизайнеров. В частности, бренд выпускницы БВШД Светланы Ивановой Sweetlush.
Художник по костюмам Ирина Галицкая на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Подчеркивается ли костюмами упомянутый режиссером контраст между главными героями?
— Персонажи живут разной жизнью. Ярик — в своем мире, а его девушка — в мире фэшн-индустрии, в котором главный герой чувствует себя чужеродным элементом. Весь фильм мы видим глазами молодого человека из Ставрополя, поэтому нам часто встречаются немного одиозные персонажи, странные для него. По мере того, как он становится известнее, Ярик не меняется внешне, это вокруг него меняется мир. Это как в квесте, он переходит из одного места в другое, встречает совершенно разных персонажей, в разных костюмах, в разной цветовой гамме. Но сам он остается статичным, — отвечает на наш вопрос Ирина.
Съемка массовых сцен: от эпизодников до главных героев
В это время массовка заполняет пространство. Говорим прямо и совершенно ответственно: «Ярды» — это первый фильм, на съемках которого мы были, где за включенные мобильные телефоны не только не увольняют, но гаджеты должны быть обязательно у всех актеров массовых сцен, которые изображают зрителей модного показа. Пока бригадир массовки рассаживает всех по своим местам, а режиссер о чем-то спорит с оператором, процессом руководит продюсер. Он просит всех достать телефоны, включить вспышки и делать фото по ходу съемки сцены показа. После репетиции становится понятно, что первые ряды не снимают, а остальные должны держать телефоны на уровне голов впереди сидящих, «чтобы марки устройств не попадали в кадр».
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Кстати, о кадре. Всю сцену будет снимать один оператор. Это не описка.
— Да, мы снимаем одной камерой массовую сцену. Вот ты удивляешься, а я просто знаю, что за чем идет, какой материал нужен, лишнего не снимаю, как правило, вообще. Это же все деньги, человеческие ресурсы. Мы долго готовились к съемкам «Ярдов». Это был большой кропотливый путь. Параллельно с работой над сценарием мы с прекрасным оператором Лешей Янковым мизансценировали, делали раскадровки, — в ответ на наше удивление поясняет режиссер.
Продюсер (сам обожающий технические подробности) добавляет:
— Мы использовали камеру ARRI Alexa Mini, потому что сейчас она самая распространенная. Но важно то, что она очень удобная и дает офигительное киноизображение. Я считаю, что это универсальный вариант и для рекламы, и для кино. Тем более что у нас на площадке много дыма, и ALEXA здорово выхватывает объекты. Компактно, удобно. XT больше и тяжелее. На RED сейчас мало кто снимает, эта камера сейчас чаще для доков работает. Также мы работаем с Leica Summilux-C — это хорошая профессиональная киношная оптика. Ее еще использовал в «Исчезнувшей» Дэвид Финчер.
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Пока все заняты технической стороной процесса, мы находим в темноте исполнителя главной роли Романа Евдокимова, которого также нисколько не обижает определение «неизвестный актер»:
Редко так бывает, когда выходит фильм — и ты просыпаешься знаменитым. Надо дело свое хорошо делать, вот мы и делаем. До этого фильма я вообще почти ничего не знал про русский рэп за исключением некоторых знаковых явлений. Мы много работали над тем, чтобы получился рэпер, был долгий процесс тренировки, но это был прикольный опыт. Ездили на студию, писали пробные вещи и песни, которые будут звучать у нас в кино. Но это не главное. Главное то, что кино-то не про рэп, кино про людей, как всегда.
Актер Роман Евдокимов на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Тут появляется сам Андрей и рассказывает про удачную схему, когда совмещены три процесса (кастинг, работа над сценарием и пробные съемки):
— Вообще кастинг — это наша гордость. Я встречался с каждым лично, прежде чем звать его на пробы. Кастинг-директор Аня Парцева перелопатила под мои требования сотни страниц претендентов на всех доступных ресурсах, и я сам параллельно и постоянно искал очень много, в основном на Facebook. Даже если это эпизодник, «третий справа», все равно.
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
— Мы сейчас снимаем по восьмому драфту сценария, продолжает он. — Но до этого мы взяли пятый или шестой драфт и полностью сняли фильм в нашем офисе. Параллельно проводили пробы персонажей и снимали фильм, чтобы проверить и «полечить» сценарий. Когда наш студийный монтажер собрал эту двух с половиной часовую «е***-панораму», я понял, что не работает, что нужно вырезать, что добавить. Таким образом мы допилили сценарий, с которым и вошли в процесс.
На это продюсер фильма с гордостью говорит: «У нас Андрей — и режиссер, и сценарист, и монтажер. Почти как Стивен Содерберг».
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Нам интересно узнать еще и как ведется работа с массовкой. Так как бригадира по работе с актерами массовых сцен сейчас лучше не трогать, спрашиваем у продюсера:
— В фильме действительно много массовых сцен. Как мы их снимаем: есть режиссерский сценарий, в котором указана приблизительная «массовость» эпизодов. Далее оператор-постановщик и художник-постановщик думают над тем, насколько глобально это должно выглядеть, потому что здесь очень многое зависит от художественных факторов. Потом они приходят ко мне и говорят: «Володя, нам для сцены модного показа нужно 200 человек».
— Для короткометражного студенческого фильма можно набрать непрофессиональных актеров, но это не работает в большом кино, — рассказывает продюсер дальше.— Для полнометражных фильмов надо учитывать переработки и много разных вещей. Поэтому, когда мне говорят «200 человек», я понимаю, что это не меньше 150 актеров и начинаю смотреть на наши возможности.
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
— У нас есть просто замечательный, невероятно адекватный бригадир массовки Аня Петрукович, которая набирает людей под наш бриф. Бриф выглядит так: первый план, второй, третий, групповки, играющая публика и так далее. Это костяк, который составляет минимум две трети, то есть они обязательно должны быть. А дальше мы кидаем клич: «Ребята, вот тут наша мечта осуществляется, помогите нам добиться того, что мы хотим». И тут появляются наши друзья, которые говорят: «Блин, я как раз хотел прийти посмотреть, как у вас тут дела». Ко мне сегодня, например, так пришли двадцать человек. К кому-то из группы по одному человеку пришло, к кому-то по пять, по десять. В общей сложности сегодня у нас работают восемьдесят человек — это профессиональные актеры массовых сцен, и порядка шестидесяти человек, которые пришли нас поддержать. Здесь очень важно, чтобы человек пришел, встал и простоял на этом месте пять, шесть, двенадцать часов. И никак иначе.
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
— Дорого ли это? По-разному бывает. Надо смотреть, исходя из конкретных случаев, из непосредственной задачи. У нашего кастинг-директора Ани Парцевой это первый большой проект, на который она отбирала всех актеров: от массовки до главных героев. У нас нет ни одного проходного актера, которого мы бы взяли только потому, что он согласился «побывать в кадре» на наших условиях.
Надо ли поддерживать дебютантов?
Мы понимаем, что слишком долго маринуем съемочную группу и пора бы собираться. Но перед тем, как уйти, спрашиваем «не для записи» у Владимира, почему он, продюсер фильма, проводит на площадке столько времени? Но едва он начинает рассказывать, мы понимаем, что диктофон все-таки стоит включить:
— Я провожу столько же времени на площадке, сколько и режиссер, потому что это тоже мой первый большой полнометражный проект. Когда мы занимались рекламой, я проходил все цеха, чтобы понять, как, в конце концов, это работает. Это вопрос практики. Я длительное время занимался продюсированием фотосъемок, пять лет был продюсером видеорекламы, а последние полгода занимаюсь кино. Кроме «Ярдов» у меня еще четыре коротких метра и один полнометражный док. У нас готов полностью укомплектованный портфель проектов, на все есть синопсисы, у половины есть поэпизодники и уже написаны два драфта. Это и хоррор, и исторический байопик, и научная фантастика, и офисная драма. В нашем сценарном портфеле уже есть почти все жанры.
Продюсер Владимир Комаров на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
— Что будет если «Ярды» не оправдают себя в финансовом отношении? — переспрашивает Владимир. — Понимаешь, в чем дело: когда свою работу делаешь честно и хорошо, то все получается. Я постоянно нахожусь на площадке, и не вижу каких-то причин для глобального провала. Обычно какие-то ошибки видны уже на препродакшне. Мы изначально думали сделать низкобюджетный фильм, но росли-росли-росли и доросли до такой более дорогой истории, но все равно еще очень оптимизированной для большого кино, в которое между тем сегодня выросли «Ярды».
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Мы принципиально не ходили за деньгами в Фонд Кино или Министерство культуры. Другое дело, что мы с большим удовольствием привлекли бы на этапе постпродакшн единомышленников, сопродюсеров. Нам предстоит вложить немалые средства в пост, маркетинг. Но я тебе скажу, что с нами работает в качестве продюсера также управляющий партнер [пиар-агентства, группы компаний] «Планета Информ» Андрей Шишканов, наверное, один из самых больших «гуру» в российском киномаркетинге. Я очень рассчитываю на него.
Я не из тех продюсеров, у которого просто есть деньги. Я длительное время, работая в рекламе, изучал именно кинорынок. То, что происходит в последние годы в российской киноиндустрии, — это очень круто. Мой мастер Леонид Эмильевич Верещагин, который преподает на продюсерском факультете Академии Н. С. Михалкова, работал над крупнейшими отечественными релизами и научил меня очень многому. То есть киноиндустрии в России пока нет, в 90-е все рухнуло, начало что-то появляться только в нулевые, и только сейчас уже можно сказать, что это «хорошо».
На съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль
Мое мнение такое: в первую очередь сейчас надо поддерживать дебютное кино. И не столько дебютантов-режиссеров, сколько дебютантов-продюсеров. Я хочу получать от работы удовольствие. И чтобы ребята вокруг меня получали удовольствие. Они сами понимают, вне зависимости от объема гонораров, что мы все делаем одно дело, и честно, совестливо отрабатывают каждый момент.
На этих словах мы зачехляем аппаратуру, прощаемся со всей съемочной группой, которая за одну смену стала нашими друзьями, и отправляемся получать удовольствие от своей совестливо сделанной (хотелось бы верить) работы и ждать премьеры «Ярдов».
Обложка: на съемках фильма «Ярды» / Фото: Евгений Пахоль