«„Я поведу тебя в музей!“ — сказала мне сестра»
Ассистент режиссера Виктория Инюшина на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Но первые, кто встал у нас на пути, — это администраторы, хранительницы и экскурсоводы легендарного Дома-музея актрисы Марии Ермоловой, чудом сохранившегося до наших дней. Администратор не поверила, что мы пришли работать на съемках документального фильма, и решила, что мы захотели бесплатно посетить выставку. И пропустила нас только с условием, что она проведет для нас экскурсию по легендарному дому.
Мы дали честное кинематографическое, что будем писать о создании «Ленина», только упомянув в первых же абзацах про «намоленное» место. Выполняем. 12-серийный фильм «Ленин», который производит Star Media и студия Babich Design по заказу Первого канала, снимается в (цитата) «доме величайшей русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой на Тверском бульваре». Теперь с чистой совестью пойдемте же скорее смотреть, как делают кино про одного из самых противоречивых политиков XX века.
Режиссер Виталий Скородумов на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Члены съемочной группы сами определяют проект как документально-игровой, полностью основанный на материалах, в том числе, из недавно рассекреченных архивов. Вот как рассказывает о нем режиссер Виталий Скородумов: «По форме это будет ни на что не похоже. Когда меня спрашивают о референсах, я даже и вспомнить не могу ничего подобного. То есть это будет не обычная докудрама, а какой-то поток времени, образов. Во многом это интуитивная работа».
«Задача была сделать не очередную реконструкцию каких-то исторических событий, а показать внутренний мир героев: Ленина, Крупской, многих революционеров. Выразить это визуально интересными ракурсами, необычными декорациями, светом», — добавляет художник-постановщик Сергей Загорный.
«Везде полиция за ним следит, не отстает…»
Оператор-постановщик Иван Бархварт на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
К чему такие необычные приемы съемки? Режиссер Виталий Скородумов отвечает: «На Финляндском вокзале была странная ситуация. Он не знал, то ли его примут как лидера социал-демократов, то ли арестуют. Он очень боялся. Вот эту зыбкость, двойственность такого состояния мы и пытались передать различными художественными способами, в частности через отражения».
Когда мы спрашиваем про художественное решение фильма с почти монохромными, уходящими в сепию цветами, Сергей Загорный рассказывает подробно: «Цвета подбирал не я, а режиссер. Он показывал наработки, а мы уже их одобряли или нет. Одно дело — снимать чистую документалистику, это тяжело. А с такими цветами получаются более стильные кадры. Сейчас же много будут показывать фильмов о Ленине в связи со столетием революции, а мы (улыбается) решили выделиться».
Художник-постановщик Сергей Загорный на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
«Моя задача как художника, — продолжает он, — подбирать такие цвета, чтобы перетекание из игровых частей в архивные было гармоничным. Такие задачи ставились почти перед всей группой. Мы же показываем жизнь Ленина с младенчества до смерти. И каждый эпизод его биографии расцвечен по-разному: одно дело — когда он в детстве, совсем другое — его революционная деятельность. Красной нитью через весь фильм проходят архивы, и нужно сделать так, чтобы все перетекало плавно, чтобы глаза не уставали, ничего не коробило».
«Вся жизнь великого вождя передо мной встает»
Актер Питер Карлтон на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Первым, кому мы задали такой вопрос, конечно, оказался режиссер. «Нам надо вывести Ленина из мифологии, превратить его в живого человека, во многом это связано с перестройкой сознания, — ответил он. — Над нами довлеет архетип, репрессивная ментальность, которая живет в нас генетически. Мы все — жертвы понимания, что он либо очень хороший, либо плохой. Мы относимся к этой фигуре предвзято. А Питер Карлтон лишен этой предвзятости. Можно сказать, что он является настоящим творческим соавтором этой идеи».
А как же портретное сходство? Отвечает самый ответственный в этом вопросе человек на площадке, художник по гриму Людмила Дьякова, которая подключилась к проекту на этапе, когда «поезд уже не остановить» и решения приходилось, по ее словам, «принимать на полном ходу».
Художник по гриму Людмила Дьякова на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
«Я работала над другой картиной, в которой оживала мраморная статуя Ленина, — рассказывает художник по гриму. — И я столкнулась с тем, что у людей есть некоторое представление, клише, созданное по памятникам, бюстам и портретам. Это образ весьма далекий от оригинала. Я решила отталкиваться от реального Владимира Ульянова, но ничего не получалось. В итоге мы сделали нечто среднее между представлением широкого зрителя и реальным человеком, и тогда все сошлось.
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Здесь же у нас, наоборот, у режиссера, оператора и художника-постановщика стоит задача максимально приблизить Ленина к реальным портретным данным. И не только его, но и других персонажей».
Нас, конечно же, интересует еще и применение пластического грима (как оказалось, было больше стилизации и максимально использовались художественные средства, в основном, графично-живописные) и насколько британец Питер Карлтон похож на Владимира Ильича: «Вполне. У Ленина было более широкоскулое лицо, но не намного».
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
«В Мавзолей мы, конечно, не ходили. В этом нет смысла. Есть много хроники, съемок, есть даже оцифрованный Ленин в цвете. Мы, конечно, много смотрели, читали, узнавали о его личных качествах и человеческих привычках. Он, например, любил качаться на носках или оттопыривать ухо. Все привыкли видеть его в кепке, а на самом деле он ходил в котелке. И вообще очень хорошо одевался за границей. В 1908 году он стал вести другой образ жизни, растолстел, стал неопрятным. Спонсирование, наверное, закончилось», — с улыбкой замечает Катерина Ермакова.
Катерина Ермакова (на переднем плане) и Мария Шульгина на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Мария Шульгина добавляет масла в огонь, озвучивая одну из версий, почему Ленин вдруг из щеголя и франта вдруг стал немного неряшливым человеком: «Там еще какая-то история была с болезнью, если я не ошибаюсь. До какого-то периода он любил хорошо одеваться, носил начищенные ботинки, был абсолютным педантом. Но после болезни он немножко сдал в этом всем».
О том, что это не только сериал про революционный этап жизни Ленина, но и про его жизнь с самого детства, нам напоминает Ермакова: «Мы снимали на его родине в Ульяновске, бывшем Симбирске, и заметили, что все жители почему-то похожи на Ленина (смеется). На самом деле, работать над этим периодом было не так сложно, осталась еще история костюма, когда Ульянов-Ленин был маленький».
«Бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу»
Раз уж зашел разговор об остальном окружении Ленина, мы не удержались от вопроса о контрасте между Крупской и Арманд. Мы поинтересовались у Людмилы Дьяковой, изучившей вопрос досконально, можно ли понять вождя революции, который выбирал между двумя женщинами.
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
«Мне кажется, что Крупская действительно была „не очень“, — рассказывает Дьякова. — У них цели ведь были другие. Общественное выше личного, победа мировой революции превыше всего и так далее. При таких задачах отвлекаться на глупости, вроде внешнего вида и женской красоты, было неприличным. Я даже думаю, что для себя она считала недостойным обращать на это внимание. Хотя по ее фотографиям, сделанным в молодости, видно, что она прихорашивалась, завивала волосы, и улыбка на лице была. Правда, мы все знаем, что тогда все фотографии были постановочными, случайных снимков не было, но видно, что она готовилась, старалась выйти красивой. Я к самой Крупской отношусь с очень большим уважением, она была умна, у нее была очень сложная жизнь, после смерти Ленина ей стало еще сложнее, приходилось лавировать. Насколько я знаю, она спасала многих людей от режима советской власти.
Мы, конечно, старались внешне развести Крупскую и Арманд, как два полюса. Крупскую мы делали скупо и сухо, а Арманд — более кокетливо и легко. Подчеркивали, от чего Ленин уходил и к чему стремился. Природу, видимо, трудно победить. Любовь всем необходима, даже такой глыбе, как Ленин».
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Об этом же говорит Катерина Ермакова: «Тут еще много зависит от актрис: они были похожи внешне. Инесса у нас вышла более тонкой, женской, хотя в жизни она была довольно жестким человеком. Крупскую мы максимально приблизили к тому, что у нас есть в архивах. Сама актриса нам помогала и говорила сделать ее потолще, пострашнее…»
«Как дорог нам любой предмет, хранимый под стеклом! Предмет, который был согрет его руки теплом!»
Дело простое — за кадром реконструкции будет звучать голос рассказчика, зачитывающего текст про то, что происходит на экране. Поэтому режиссер просит — это первая площадка в нашей жизни, где мы слышим подобную просьбу — не вспоминать о тексте. «Говорите хоть таблицу умножения, только не пытайтесь думать о тексте», — дает задание Виталий Скородумов.
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Но актеры массовых сцен вовсю используют такую возможность и произносят перед не знающим русского языка Питером Карлтоном примерно следующее: «Вот вам, батюшка, бумажка, подпишите вот здесь и здесь, вы все равно ничего не понимаете, а мы на вас ипотеку оформим».
Разводится сцена, в которой оператор должен отъехать от балкона, где, по выражению оператора, «дубочек тут у нас на фоне». Наблюдающая женщина сразу же возражает: «Это не дубочек, это роза». «Ой, извините, это мы по невежеству своему», — просит прощения Скородумов.
Но красиво отъехать мешает ковер на полу. Происходит такой диалог между режиссером и работницей музея:
— А можно мы этот коврик мемориально скатаем, мемориально положим у стены, а потом мемориально раскатаем?
— Нет.
— А мы пинцетом?
— Нет, — непреклонна хранительница раритетов. Что только не сделаешь ради вечных экспонатов! Приходится выбирать: или прокладывать рельсы на подпорках, чтобы не задевать коврик, или класть игровой и отъезжать с руки. Это несколько задерживает процесс.
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
А снимают очень быстро. Настолько, что часто используется «обратная хлопушка» (зачем нужна хлопушка на фильме без звука? Для маркировки сцен и дублей).
«А ведь, действительно, зачем надо было снимать в музее, где каждый предмет веками стоит на своем месте и не терпит „чужого“ присутствия?» — спрашиваем мы у художника-постановщика.
«Самым трудным на проекте был выбор локаций. Мы же снимаем на реально существующих объектах, в Женеве, в Берлине, в Париже, но это для документальных частей. А вот найти в России настоящие локации — нелегко. И еще труднее, чтобы они не разрушали общее визуальное впечатление».
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
«Это место мы выбрали абсолютно сознательно. Смотрите, у Ленина же была двойная жизнь. С одной стороны, это „рутинное“ проживание революционера, со ссылками, полицией и слежкой. Но была и лиричная, частная жизнь. Нужно было противопоставить эти две стороны биографии реального человека. В Доме Ермоловой для этого есть все. Для личных сцен — большие залы, чтобы было больше воздуха, дающего ощущение свободы. Работу Ленина в типографии мы снимали в тесном помещении, где все толкаются и суетятся. А личное пространство должно быть шире, в просторном зале мы, например, снимали сцены с Инессой Арманд», — отвечает Сергей Загорный.
«То юных ленинцев отряд пришел на сбор в музей»
Второй режиссер Виктория Шерешовец и режиссер Виталий Скородумов на съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
«Изначально у меня театральное образование: режиссер театра и актер театра, — объясняет он. — Я долго работал в „Школе драматического искусства“. Потом я уже сам начал заниматься документальными проектами и игровыми сериалами, а также работал в жанре докудрамы. Во многом поэтому меня пригласили на этот проект, — отвечает Виталий. — Ленин — фигура непростая, но меня подкупил сценарий. Он не хвалебный. Это была жесткая, реалистичная история, развеивающая ленинский миф, его культ личности».
На съемках сериала «Ленин» / Фото: Виктор Вытольский
Уже позже мы узнали, что и день рождения Виталия Скородумова мистическим образом совпадает с днем рождения Владимира Ульянова — 22 апреля. Дата выхода сериала пока неизвестна, но проект изначально приурочен к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Или не «великой»? Посмотрим в докудраме «Ленин».