4 месяца, 16 серий, 87 смен
Садится солнце, заканчивается очередной съемочный день. Режиссер благодарит всех за участие, делает групповой снимок, актрисам дарят цветы, те едва скрывают слезы. Что случилось? Почему? Все просто: сегодня последний день съемок большого проекта, который пока носит рабочее название «Потапов и Люся» (его, скорее всего, поменяют). Позади четыре месяца непрерывных съемок: группа успела настолько сплотиться и чуть ли не породниться, что расставаться друг с другом, кажется, не хочется никому. Ни артистам, ни постановочной группе. Даже водитель собирает скай-лифт как-то по-особенному медленно.
На съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
Сериал, за съемками которого мы сегодня наблюдаем, — это проект продюсерского центра «ГОРАД» при участии «ВВП Альянс», и снимается он по заказу Первого канала. Сериал большой, сложный и с сюжетной точки зрения, и с производственной. У проекта 16 серий, которые снимали 87 смен.
Режиссер Илья Казанков на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
Вот что об этом говорит сам режиссер Илья Казанков, который сравнивает этот фильм с предыдущими своими работами: «У меня никогда не было такого большого телепроекта. Это забег на длинную дистанцию, когда в голове не укладывается вся история, нужно постоянно помнить каждую мелочь. Это с технической стороны. И потом, каждый новый фильм отличается от предыдущего. Но я все еще нервничаю и не сплю перед первым днем на площадке. Даже большие народные артисты, прежде чем выйти на сцену, все равно волнуются».
Оператор-постановщик Андрей Гуркин на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
Ему вторит оператор-постановщик Андрей Гуркин: «Я со своей группой уже давно не снимал так долго. В основном были 8-ми, 10-ти, 12-тисерийные проекты. Длинная дистанция всегда выматывает. Очень трудно в голове держать цельную картину, поэтому бывают упущения, а это, конечно, плохо».
Мистика и детектив в одном флаконе
В центре сюжета фильма два персонажа: майор московского уголовного розыска Потапов (его сыграл Михаил Пореченков) и девушка Люся, обладающая даром предвидения (Екатерина Олькина). Они с первой же встречи не испытывают симпатий друг к другу. Но начальник ОВД склонен верить в способности девушки и приглашает ее на работу в органы. Так Потапов и Люся становятся напарниками, которые, разумеется, поначалу на дух не переносят совместную работу, но со временем их отношения становятся более чем теплыми.
Екатерина Олькина на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
По жанру это мистический детектив, но в нем есть элементы и мелодрамы, и даже бадди-муви. Здесь есть место и любовным треугольникам-четырехугольникам, и фантастике, и боевику, и триллеру. Сам же режиссер объясняет жанр фильма следующим образом: «В первую очередь это история человеческих отношений. Я бы не стал говорить, что это прямо “мистика-мистика” с привидениями и ведьмами. Это более реалистичный сюжет с экстрасенсорикой, в которую кто-то верит, кто-то — нет. Это история, которая может случиться с каждым из нас».
Декорации, «плейбой» и птичий язык
Михаил Пореченков на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
«Конечно, — отвечает он, — есть такая штука, как «пожелания» канала, продюсеров. Но я все равно стараюсь не входить в истории, когда не могу провести кастинг, потому что делаю большой акцент на артистах. Я за актерское кино. И потом, помимо главных героев, есть же еще второстепенные роли, эпизодические. Свита играет короля, поэтому невооруженным взглядом видно, когда в проекте немножко пожадничали, где-то ужались или сэкономили на кастинге. И это очень важно».
Илья замечает, что солнце уходит, а значит пора снимать. Он громко кричит: «Где мой плейбой?» Оказывается, так в группе называют плейбэк. Режиссер садится за монитор, чтобы наблюдать за технической репетицией проходки Пореченкова и Олькиной по импровизированной парковке, но у него в наушниках нет звука. «Включите мне звук, пожалуйста, я ж не знаю, о чем они там говорят. Может, гадости про меня рассказывают».
Но этому веселью предшествовал и большой строительный период. В прямом смысле. По словам оператора Андрея Гуркина, едва ли не самым сложным было создание декораций. Нужно было выстроить в павильоне двухэтажный отдел милиции, чтобы он был похож на настоящий и смог «отработать» 30 смен. С кабинетами, решетками и прочими необходимыми атрибутами.
На съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
«У нас по Москве все эти объекты отыскать трудно. Есть киношные объекты, в которых уже сто съемочных групп побывало. Мы сейчас приехали со съемок в тюрьме, так я в ней уже три раза сам снимал. Надоела уже эта тюрьма. Все туда приезжают. Но в настоящую сейчас трудно попасть», — сетует Гуркин.
Локация, на которую нас пригласили, — это полузаброшенный пустырь на краю одного из подмосковных городов, превращенный в автостоянку. Илья Казанков комментирует: «Это чисто практическое решение, просто потому что предыдущая локация у нас была недалеко отсюда. Я бы мог, конечно, наврать, что здесь очень классная парковка, но это все ерунда. Про что мы будем здесь снимать? В сегодняшней сцене герои Михаила Евгеньевича (Пореченкова) и Катюши (Олькиной) садятся в машину, и тут на него совершается покушение, Катя его спасает. Небольшой трюк с разбитым ветровым стеклом — все, ничего особенно сложного сегодня нет».
Как выстрелить в Михаила Пореченкова и избежать наказания
Михаил Пореченков на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
Правда, нас неправильно проинформировали: обещали чуть ли не взрыв автомобиля или, как минимум, расстрел машины, но оператор нас «огорчает»: «Нет, расстрела не будет. Будет один выстрел, в момент которого героиня спасет Потапова. Крови у нас в сериале практически нет. Устали люди от крови в кино».
Оператор-постановщик Андрей Гуркин на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
Итак, как снять покушение с выстрелом в лобовое стекло автомобиля? Оптимальный вариант предлагает Андрей Гуркин: оператор с ручной камерой садится на заднее сидение, главные герои — на передние. Пиротехник со стреляющей пушкой и пиротехнической посадкой располагается сзади и чуть сбоку от Михаила Пореченкова, сидящего на водительском месте. Так как предполагаемый стрелок находится на улице и слегка не в фокусе, то его выбирают на месте среди людей на площадке (на него надевают худи с капюшоном, чтобы смотрелся грозно даже издалека).
Таким образом, выстрел происходит не спереди по машине, а фактически из машины. «А не отрекошетит ли?» — смеются члены съемочной группы. Впрочем, смех слегка нервный, потому что все понимают, что у них в запасе только один дубль, больше лобового стекла нет. Но после нескольких репетиций все же решают снимать.
Видения и однокадровые мизансцены
Мы чуть не забыли еще об одной сложности снимающегося сериала, а именно о видениях Люси, чуть ли не отдельном сюжете в этом мистическом детективе.
О том, как это снималось, нам подробно рассказал Андрей Гуркин: «Выбрать визуальное решение для видений главной героини было непростой задачей. Мы долго думали, как они должны выглядеть. Хотели сначала, чтобы героиня была, как Бран Старк в «Игре престолов» в своих видениях — от третьего лица. Но от этой идеи пришлось отказаться из-за трудных производственных задач. Потом думали делать кадры от первого лица, а в результате совместили два подхода».
На съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
«У нас есть пара хороших моментов, — продолжает Гуркин, — которые мы решали однокадровыми мизансценами, без графики, просто за счет правильного движения артистов и камеры. Героиня входит в видение, камера движется, она технически убегает из кадра, входят в интерьер артисты массовых сцен, которые участвуют в видении, меняется свет, если это возможно, и зритель наблюдает сюжет видения. Мы это все снимаем в рапиде. Рапид небольшой — 40 кадров в секунду — чтобы немножко «подволшебничать». Таких сложных сцен мы сняли целых три штуки!»
На съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
«Одна сцена у нас длится шесть минут, — вспоминает оператор. — В ней действуют 13 или 15 персонажей, а география кадра — три этажа жилого дома с выходом на чердак. Мы это снимали, используя систему MoVi. Собственно, она и была создана для таких длинных кадров. Камера — RED Epic. Cнимали четыре часа, восемь сцен объединив в одну. Мы с братом шесть раз менялись во время кадра, таскали на руках всю систему, не было возможности использовать Easy Rig, так как нужно было уходить в самый нижний уровень. Тяжелая оказалась с непривычки. Где-то минуту ты ее еще держишь, а потом надо меняться. И так три этажа, начиная с площадки, с которой герои заходили в квартиру. Там происходила большая сцена, они выходили из квартиры, сверху сносили «труп», потом случалось видение, этот «труп» снизу уже поднимался, как будто он живой, мы за ним шли наверх, он исчезал, в кадре появлялась главная героиня, говорила: «Я знаю, он здесь был». Мы все поднимались на чердак, и там уже был финал сцены, где Катя (Екатерина Олькина, исполнитель роли Люси) все понимала и рассказывала о какой-то зацепке, которую не увидели остальные».
Оператор-постановщик Андрей Гуркин на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
«Всего было восемь дублей, — отвечает Гуркин, когда мы спросили, сколько раз съемочной групее пришлось повторять этот кадр, — но прибавь еще технические дубли, репетиции и так далее. Можно было еще доводить до ума, но время ограничено. Наши западные коллеги умеют это делать так, что прямо все звенит и идеально сводится. Но нам было интересно в наших условиях проявить в рамках сериала немного творчества»
При этом на посте в сцене не планируют никаких трюков: «Все честно. Мы попробуем сделать пару прорезов, там было несколько композиционных неточностей. Ну и цветокоррекция».
Кстати, камеры RED использовались только в этих двух однокадровых сценах: не только потому, что они дешевле, но и потому, что на MoVi можно подвесить только Red Epic или ALEXA Mini. В остальном весь сериал был снят преимущественно на ARRI. Также велись съемки и на коптер DJI Inspire. За неимением средств, коптеры очень помогают, не просто давая заявочный план, но обогащая картину.
Полицейский не настоящий, но за порядком следит
Пока продолжаются съемки следующей сцены, в которой машину, пробитую пулей, рассматривают криминалисты, у края площадки за заграждением уже собрались мальчишки из соседних домов. Один из них спрашивает у актера-полицейского:
— А вы настоящий полицейский?
— Нет.
Мальчик тут же толкает другого: «Я же говорил!». Но актер невозмутимо продолжает:
— …Но забрать смогу.
— Куда?
— А вон, видишь, вагончик? Если будешь мешать съемкам, то заберу и запру тебя там.
Энтузиазм ребят быстро улетучивается, и они отходят от площадки куда подальше. Мы же заканчиваем говорить с режиссером Ильей Казанковым уже после поздравлений с окончанием съемок и задаем ему последний (и, наверное, самый вредный) вопрос про выработку.
Режиссер Илья Казанков на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
«Я всегда готов к сотрудничеству, — продолжает он. — Порой настолько, что «ворую»: получаю опыт, работая с артистами. Каждый проект дает тебе новый опыт, некое изящество. В каждом новом фильме ты отмечаешь какие-то свои наработки. И бывает так, что, когда ты расслабляешься, то на монтаже видишь, что нужно что-то менять, что-то доделывать».
Мы узнали, что в среднем выработка на этом проекте составляла 8 минут за смену, но в такие дни, как сегодня, когда нужно было обязательно доснять все недостающие сцены, она могла доходить и до 12-14 минут.
Михаил Пореченков и Екатерина Олькина на съемках сериала «Потапов и Люся» / Фото: Виктор Вытольский
Однако, увидев, что монтировщики разбирают площадку, скручивают номера с игровой машины, буфет приводят в порядок, а актеры расходятся по своим гримеркам, мы вспоминаем, что время уже и нам «скручиваться». Так что мы уезжаем в предвкушении безымянногго (пока) сериала с Михаилом Пореченковым в роли майора Потапова и Екатериной Олькиной в роли Люси, который выйдет на Первом канале в сезоне 2017 – 2018.