Мне пришло приглашение на просмотр роликов-лауреатов конкурса, придуманного какое-то количество времени назад АКМР. Я не сказать чтобы какой-то великий специалист в корпоративных видео, но несколько лет в этом немножко валяюсь, а еще больше наблюдаю образцы внутрифирменного юмора. Как правило, это вызывает только желчь и сарказм, но, если уж это не первый фестиваль, значит, индустрия растет, развивается, что-то происходит.
Нет. Увы, ничего не происходит. Из 45 победителей в почти 20 номинациях (среди номинаций такие роскошные для полета мысли категории, как «Лучшая вирусная реклама», «Лучший креатив», «Лучшее PR-видео», «Лучшая графика» и так далее) только несколько примеров вызвали какой-то позитив. В остальном, сложилось ощущение, что мы все ещё где-то в середине 2000-х.
Даже наоборот. В скандальных роликах 10-летней давности, когда за появление веселенького видео в стенах госучреждений могли снять все начальство и устроить показательные расправы, были какие-то лихость и задор от того, что «а нам все равно, ведь мы работаем в таможне» (ну или где там еще круто работать). Теперь – нет.
Теперь, даже если ты работаешь в недосягаемых кабинетах, всё равно найдется кто-то выше тебя и, так скажем, как минимум погрозит пальцем.
Так что смотреть нынешние корпоративные ролики, даже если они представляют коммерческие предприятия, скука еще та. Исчезла деревенская самодеятельность, которая из-за своей наивности вечно становилась хитами интернета. Даже «вирусные ролики» полны пафоса и… ну, представьте себе вирусный ролик, цель которого – собрать деньги на лечение больных детей. Зачем подавать заявку на участие в конкурсе в такой невыгодной для себя номинации, если ты отдаёшь себе отчет, что в «вирусняках» сейчас очень большая конкуренция?
В номинации «Креатив» присутствовало много социальной рекламы, о которой мечтает любое профессиональное рекламное агентство (ведь в социалке можно очень многое себе позволить, самые провокационные идеи). В 2015 году она оказывается агиткой вроде «не позволяй себе получать зарплату в конвертах». Я понимаю, что этот ролик снимался давно, когда еще можно было позволить честную зарплату, но сейчас это вызывает у многих улыбку.
Хорошие примеры – это не значит, что это отличный по всем статьям ролик.
1. Если надо создать привлекательный образ компании или стимулировать персонал, то это делается через обезличенного менеджера (рабочего, бухгалтера – подчеркните сами), который нашёл себе работу мечты, «и вот уже двадцать лет…».
2. Если надо создать образ надёжной компании, то, – клянусь, можете посчитать сами, – в 99% первый кадр будет: Российская Федерация, снятая с какой-то невиданной верхней точки.
3. В «Лучшей графике и спецэффектах» дальше трёхмерной анимации разговор не заходит.
4. В простой анимации много набивших оскомину ещё 15 лет назад флэш-мульфильмов.
Но не все так плохо. Вернее, далеко не все. Я специально до этого не приводил названия компаний, чтобы не переходить на личности и никого не обидеть. И не сочтите за «джинсу», но вот хорошие (на мой, конечно, субъективный вкус) примеры можно и назвать.
Хорошие примеры – это не значит, что это отличный по всем статьям ролик. Тут нужно понимать и непрофессиональных актеров, и то, что это ролики для своих внутренних целей, что бедность – второе счастье, и так далее.
Вот можно взять новогоднее поздравление. В нем все приметы времени: от белого задника до вентилятора, от уже помянутой не ко времени самодеятельности до самой популярной всех новогодних корпоративов песни «Дискотеки Авария». Но на фоне унылых «Здравствуйте, меня зовут так-то. И вот уже двадцать лет…» это было неожиданно.
«Домашние деньги»: Новогодний клип-поздравление от сотрудников компании. Номинация «HR-видео»
Вот единственная рекламная кампания, выполненная в серии роликов, и она же оказалась если не смешной, то хотя бы наполненной самоиронией.
МТС: Федеральная программа признания. Номинация «HR-видео»
Предыдущий пример может навеять мысли, что это компания, которая может многое себе позволить, что за большие деньги можно хоть слона в кадр ввести. И, к сожалению, это во многих случаях правда. Но вот, к примеру, отлично сделанная инфографика. И вообще, это одна из тенденций 2015 года, о которой я забыл упомянуть, – мы очень хорошо умеем делать инфографику (правда, такими темпами она может надоесть хуже представителей косметических фирм).
ООО УК «Металлоинвест»: Видеоверсия годового отчёта компании за 2013 год. Номинация «Лучшая инфографика данных»
Пример того, как пафосный ролик, оказывается, можно смотреть с интересом.
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»: Фильм «Созданы из стали». Номинация: «Лучшая операторская работа»
И, наконец, пример всего, что сказано выше. Это и большая компания, и большие деньги, за которые можно себе позволить Ирэну Понарошку, и то, что мы научились делать интересную инфографику, и пример того, что, когда за дело берется профессиональное рекламное агентство (Agency One), а в кадре улыбается красивый человек, – все получается хорошо.
Авиакомпания «Аэрофлот»: «Smart Flight: летайте с умом». Номинация «Лучшая объясняющая инфографика»
Так что, действительно, если не только летать с умом, но и делать свое дело с умом, то любо-дорого посмотреть. И даже то, что мы не умеем, или не любим, или жлобимся делать для самих себя хорошо, – это поправимо.
Ознакомиться со всеми роликами можно на YouTube-канале АКМР.