Молодые гримеры часто спрашивают меня — как рассчитывать смету закупки грима для фильма, клипа или телевизионной программы. Расскажу о формуле, которой я пользуюсь с советских времен. Она никогда меня не подводила.
Приведу пример расчета, исходя из 30 смен (28 рабочих + 2 запасные). Допустим, в фильме есть 4 главных героя и 10 эпизодников — итого 14 актеров. На грим одного такого актера закладываем от 1000 рублей (цифра складывается из стоимости профессиональной продукции, которая используется в кино сегодня).
Фото: Joel Filipe
Предположим, еще есть массовка из 100 человек, которая задействована все 30 смен. Выделяем 100 рублей на человека. Если картина историческая, то больше — от 200 рублей.
Получаем расчет: 14000 руб. (14 актеров) + 10000 руб. (массовка) * 30 смен = 720 000 руб. Это только на грим (тона, помады, корректоры и другое), электроприборы, шпильки, спирт, губки, салфетки и так далее К этой сумме добавляем необходимый постиж. Например:
Итого: 10 300 руб. Учитываем пластический грим и спецэффекты:
Итого: 739 500 руб. |
Это вполне реальная цифра на грим в современном кино.
Удобная таблица, которую можно использовать как шаблон.
Сейчас, однако, все чаще можно наблюдать такую тенденцию: когда вызывают гримера — даже на пробы — он почему-то обязан приносить свой грим. Может, пусть тогда и операторы приносят кинокамеру, купленную на свои деньги, реквизитор — свой реквизит, а костюмер — весь свой гардероб? Это уже не кино получается, а любительский кружок по интересам.
Фото: Pixabay
В советское время средства выделялись на грим и во время проб, и во время съемок. Никто из специалистов за свои деньги ничего не покупал.
Надо понимать, что качественные материалы стоят дорого, особенно сегодня. По формуле, которую я привела, гримеру на один день проб для пяти актеров нужно 5000 руб (пудра, салфетки, губки, корректор и так далее). А гонорар за эту работу предлагают от 2000 руб.
Интересная получается математика — потратить 5000, чтобы заработать 2000. Хотя стоимость одного дня проб, не говоря уже о съемках, должна только начинаться от 7000 руб.
Раньше для работы над фильмом гример получал со склада новые материалы в полном объеме по смете и с головой погружался в работу над образами. Сейчас, когда ему выделяют непонятно по каким критериям сформированную сумму, он думает только о том, как выкрутиться и купить все необходимое с таким мизерным бюджетом. Уже не до творческого исполнения образов.
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Вот столько тонов должно быть у каждого гримера на столе (один тон стоит 2000 рублей), столько должно быть карандашей всех цветов и тушей. Конечно, я имею в виду новые материалы — не старые, молью поеденные, и одного цвета. Гигиена и качество для гримера в кино — прежде всего!
На деле же гримерам приходится покупать дешевую китайскую косметику, которая для кино непригодна — она сыпется и не дает истинный цвет. Она быстрее кончается, покупать ее приходится часто, еще чаще — поправлять грим актера, расходуя съемочное время. На выходе в итоге дешевая косметика обходится дороже хорошего профессионального грима.
У меня был опыт работы на китайском кинопроекте. Там гримеры все материалы покупают строго по смете, размер которой примерно равен европейской зарплате. Работают они с материалами из Европы и Америки — специально ездят, закупают, что нужно (так как в самом Китае грим дороже в 5 раз, чем у нас, и в 10 раз, чем в той же Европе). Студия все оплачивает, потому что заинтересована в качестве фильма.
Искренне хочу, чтобы в российском кино настали времена, когда у каждого гримера на площадке были такие столы с новым гримом.
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Чтобы у каждого гримера были качественные кисти в достаточном количестве, чтобы у каждого актера был свой комплект.
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Чтобы на столе было столько грима — а не один тон на всех. Вот тогда каждый гример будет думать о творчестве создания образов в кино!
Светлана Мельчикова Художник по гриму Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. |
Обложка: Matheus Ferrero