Сотрудничество художника по костюмам с актерами

Костюмом художник помогает актеру в раскрытии персонажа. Актриса Алла Демидова писала: «Костюм, грим — с этого начинаешь работу… Иногда грим и костюм сами определяют характер образа».

Актер — не манекен. Надевая костюм, хороший артист сразу чутко реагирует на все тонкости задуманного художником по костюмам кроя, он помогает ему почувствовать эпоху, определяет походку, жесты. «В каждом фильме одежда — это половина битвы в процессе создания персонажа. Мы многое показываем через то, что на нас надето», — говорит Мерил Стрип.

Поиск общего языка с актером

После чтения сценария, общения с режиссером, художник приступает к продумыванию костюма для каждого персонажа. Если актеры уже утверждены, то он может опираться на их внешние данные, потому что при создании костюма нужно учитывать индивидуальные физические особенности исполнителя. Пластичность человека, его худоба или полнота, высокий рост или низкорослость, даже состояние кожи лица и цвет глаз влияют на подбор тканей и фактур. После того, как сделаны наброски, художник встречается с актером для их обсуждения.

Xудожник по костюмам Габриэлла Пескуччи / Фото: CANNIZZO PRODUZIONI
Xудожник по костюмам Габриэлла Пескуччи / Фото: CANNIZZO PRODUZIONI

«Художник должен зажечь актера своей идеей, убедить, настроить. Надо, чтобы он поверил и принял все задуманное художником, чтобы творческий замысел художника стал бы его собственным. Если актеру нравится костюм, то он его „обыграет“, если нет, то вещь „отторгнется“ от него и станет чужой, даже если она очень интересно и правильно задумана и прекрасно исполнена», — писала художник по костюмам Лидия Нови. Но это довольно сложно. Обладательница премии «Оскар» итальянский художник по костюмам Габриэлла Пескуччи как-то сказала в интервью: «Самая трудная часть моей работы — необходимость завоевать доверие актера или актрисы. Единственное, что есть общего у всех актеров — это их тщеславие. Чтобы преодолеть это, я должна убедить актера, что могу помочь ему более полно войти в его характер. Это для меня гораздо сложнее, чем проектирование самой одежды».

Общение художника с исполнителем — это диалог. Бывает, что у актера уже есть свое представление о персонаже и он может высказывать какие-то пожелания, уточняя принципиальные для него моменты. Если они не идут в разрез с общим решением всей картины, и художник понимает, что актеру это необходимо для перевоплощения, то он их выполняет.


Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011) / Фото: Disney

Приведу рассказ художника по костюмам Пенни Роуз, как рождался образ Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря»: «Он [Джонни Депп] появился с уже готовым языком тела… он знал, что хочет стать Китом Ричардсом. Я не знала об этом, но он ходил, говорил и вел себя как Кит Ричардс… На полу у нас лежало шесть шляп, просто образцы из Рима… Он надел кожаную шляпу, посмотрел в зеркало и сказал: „Это моя шляпа“. Я сказала: „Попробуй остальные“, а он ответил: „Нет, это моя шляпа!“»

Несколько совместных проектов облегчают общение между художником и исполнителем. «Хорошо работать с актерами больше одного раза, когда ты уже знаешь их рабочий метод, — рассказывает художник по костюмам Майкл Каплан. — Тогда с самого начала неловкость рассеивается. В кинобизнесе рассказывают „ужастики“ о том, что с этим и этим актером очень тяжело. Но, как правило, я не обращаю внимания на такие россказни, потому что „тяжелые“ люди — это обычно перфекционисты, которым просто небезразлично то, что они делают».

Кадр из фильма «Мата Хари» (1931) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Мата Хари» (1931) / Фото: MGM

Одна из таких историй рассказывает об актрисе Грете Гарбо.

«У Греты свое представление об образе… На съемках „Маты Хари“ актрисе выдали костюм, который ей не понравился. Она не сказала ни слова. Но через минуту ее и след простыл. Она сидела у себя в гримерке, может, книжку читала. И не выходила. И не выходила, должно быть, часов семь, пока ей не смогла надеть другой костюм. Первое платье стоило три тысячи долларов, и простой на съемочной площадке — столько же, а может в два раза больше. Ей было наплевать. Она была уверена, что платье было неподходящим. А неподходяще одетая Гарбо будет стоить студии гораздо больше, чем шесть тысяч долларов»

Мерил Cтрип и художник по костюмам Энн Рот на церемонии вручения ежегодной премии Гильдии художников по костюмам в Беверли-Хиллз
Мерил Cтрип и художник по костюмам Энн Рот на церемонии вручения ежегодной премии Гильдии художников по костюмам в Беверли-Хиллз

Великие актрисы знают, что им нужно для точного создания образа. «Я настоящая заноза в заднице для художников по костюмам, — говорила в интервью Мерил Стрип, — потому что я получила диплом дизайнера костюмов. Моя диссертация как раз была на эту тему».

Тем не менее Мерил никогда не навязывает своего мнения, а только предлагает. И она всегда благодарна художникам, если они помогают ей найти нужный образ или настроение. Художник по костюмам Энн Рот, восемь раз работавшая на фильмах с актрисой, рассказывала об их сотрудничестве: «Мы просто ждем в примерочной появления третьего лица», то есть персонажа. «Я готова целовать ей [Энн Рот] ноги , — сказала Стрип, — Она дает мне все для понимания характера моих героинь».

Неудобство костюма как инструмент для раскрытия образа

Изготовление костюма в мастерских — также процесс творческий, отличный от пошива бытового костюма в ателье, поскольку художник «лепит» кроем персонажа. Если того требует характер, то рукава намеренно делаются длиннее или короче, пиджак — уже или шире, грудь — «колесом» или впалой.

Вот, например, как Лидия Нови создавала пальто Серафимы для фильма «Бег»: «…необъемное по форме, с узким и коротковатым рукавом, укороченное по длине (по сравнению с существовавшей тогда модой), с завышенной талией… оно дало возможность сделать узенькими плечи, длинными и тонкими руки, поднять центр тяжести вверх. И благодаря этому фигура Серафимы выглядит трогательной, тоненькой, легкой и неустойчивой».

Кадр из фильма «Бег» (1970) / Фото: "Мосфильм"
Кадр из фильма «Бег» (1970) / Фото: «Мосфильм»

Разумеется, помимо работы над образом художник по костюмам должен думать и об удобстве костюма, стараться сделать его более комфортным в носке, чтобы актер не отвлекался на мешающие ему детали и мог выполнять в нем те движения, которые предусмотрены сценарием. Но не надо забывать, что и неудобство костюма дает актеру нужный посыл в создании характера его героя.

«Актеры, игравшие в „Андрее Рублеве“ Хана и Князя, снимались на общих планах в вязаных из серебряной нити кольчугах. Эти кольчуги были легкие, и, казалось бы, удобные — эластичные, не связывающие движения. На крупный план надели настоящие тяжеленные кольчуги, каждую из которой два костюмера с трудом поднимали, чтобы надеть на актера. Однако после съемки как один, так и другой актер выразили желание все время сниматься в этих тяжеленных кольчугах, так как они давали им нужное самочувствие и тем самым помогали в работе», — вспоминала художник по костюмам Лидия Нови.

Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: «Мосфильм»

Даже белье, которое надевает под костюм актер, при том, что его не видно, дает ему нужную осанку или правильное чувство истории. Например, современные женщины не носят корсетов и иногда можно услышать от актрисы: «Мне не надо, я сама буду спину держать». Опять сошлюсь на воспоминания Лидии Нови: «В кинофильме „Накануне“ актриса Андровская, снимаясь в круглой сборчатой шубе-ротонде, в которой под толщей ткани даже трудно было угадать фигуру, не смогла работать без корсета. Это объясняется тем, что актриса иначе не могла ощутить эпоху, не могла почувствовать нужное для роли внутреннее состояние»

Актеры-коллекционеры костюмов

Некоторые актеры настолько сживаются со своими костюмами, что не хотят с ними расставаться и после съемок. Известно, что собирает свои костюмы Джонни Депп. Роберт Де Ниро, увидев на складе костюмов, как там горой валяется обувь из известных кинофильмов, принял решение сохранять все свои костюмы. Теперь в его архиве в Техасском университете хранятся костюмы из фильмов «Таксист», «Бешеный бык», «Король комедии», «Франкенштейн», «Казино» и других. «Он спас все пары обуви, брюки, рубашки, перчатки, шляпы», — говорит Дэбора Надулман-Лэндис. — Боб — один из тех актеров (Дэниел Дэй-Льюис такой же), который просит поносить одежду и обувь персонажа, для вхождения в образ, за несколько недель до первого дня съемки».

Кадр из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures

Мерил Стрип жалеет, что в свое время не стала настаивать на том, чтобы забирать после съемок свои костюмы. Музея костюма кино пока не существует, поэтому студии позволяют брать костюмы в аренду любому желающему. «Я на днях смотрела журнал, и увидела дочь, обутую в мои сапоги из фильма „Из Африки“ на танцполе в клубе», — с горечью делилась Мэрил Стрип в одном из интервью.

Самым известным коллекционером костюмов и реквизита из культовых голливудских фильмов была актриса Дебби Рейнольдс (многим известная по фильму «Поющие под дождем»). Жемчужинами ее коллекции были костюмы Одри Хепберн из фильма «Моя прекрасная леди», Лиз Тейлор из «Клеопатры», Мэрилин Монро из «Зуда седьмого года», Джуди Гарланд из «Волшебника изумрудного города» и многих других. Она их приобретала в 1970-х гг на известных распродажах в MGM и Paramount, потому что мечтала открыть музей Голливуда, где хотела выставлять эти костюмы. Но мечте не суждено было сбыться. И коллекция, собранная за 50 лет, была распродана с молотка.

Дебби Рейнольдс / Фото: Chris Pizzello / AP/TASS

Дебби Рейнольдс / Фото: Chris Pizzello / AP/TASS

Кадр из фильма «Моя прекрасная леди» (1964) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Моя прекрасная леди» (1964) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: Warner Bros.

Конечно, художникам по костюмам приятно такое отношение к костюмам со стороны актеров — ведь они стараются для них. «Если вы (художник по костюмам) можете заставить аудиторию почувствовать, что актриса является персонажем, то вы проделали хорошую работу», — говорила Эдит Хед.
 


Обложка: на съемках фильма «Улица греха» (1948) / Universal Pictures

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *