В сравнении с прошлым годом, когда прошел первый «День звука», заметен серьезный рост числа посетителей — больше чем в два раза. Тем не менее, четкий формат «Дня звука» до сих пор не определен — фестиваль, выставка, открытая дискуссия или лекционная программа. В рамках долгого воскресного дня хватает времени и места для всего перечисленного.
Лекции на Sound Sunday 2016
Кинотеатр «Октябрь» с полудня принимал гостей. Под Sound Sunday был целиком отведен весь огромный второй этаж. И, как показали итоги дня, вся площадь оказалась задействована. Уже на первой лекции, что называется, яблоку негде было упасть. Впрочем, выбранная тема выглядела весьма актуальной в свете движения нашей страны к внедрению четких цивилизованных правил на рынке интеллектуальной собственности и повышенного внимания к соблюдению авторских прав.
Лекция под названием «Право на творчество» коснулась наиболее острых вопросов в современной правоприменительной практике, особенно интересных разработчикам-одиночкам и небольшим студиям. Александра Носач из Black Star Inc. в течение часа рассказывала обо всех тонкостях работы в области лицензирования звукового контента и отвечала на многочисленные вопросы.
Александра Носач
По оценке госпожи Носач, разрыв в правовой культуре России и ведущих в саунд-индустрии стран к настоящему моменту сокращен до минимума. Если взять среднестатистического российского артиста, который занимается созданием и исполнением музыки, то он, скорее всего, будет также подкован в юридических вопросах, как и его западные коллеги: «Точно так же, как российские музыканты нуждаются в знаниях правовых основ, касающихся их деятельности, так же (по моему опыту общения с зарубежными музыкантами) такие знания нужны и там. Очевидно, что всегда нужны профессионалы своего дела», — пояснила Александра Носач. При этом она уверена, что развитие индустрии в России естественным образом создает потребность в специалистах, которые в итоге и появляются.
Тем не менее, ситуация по-прежнему далека от идеальной. По мнению лектора, есть целый ряд очень болезненных для индустрии вопросов, решение которых кроется главным образом в изменении законодательства. В частности, необходима вменяемая регуляция работы обществ по коллективному управлению правами. Отсутствие разумной системы сбора и распределения вознаграждения, причитающегося правообладателям за использование объектов авторских и смежных прав, из года в год наносит огромный урон всей творческой индустрии. Поднятые темы вызвали живой отклик публики, что произвело сильное впечатление на Александру:
Александра Носач
— Для меня желаемая реакция гостей — это осмысленные вопросы и комментарии, которые звучат как во время самой лекции, так и после нее. Сегодня особенно приятно было слышать вопросы, выходящие за рамки освященных тем, что, безусловно, показывает хороший уровень осведомленности и образованности, — рассказала она нам после выступления.
Со второй лекцией «Sound Design. Заповеди хорошего звука» выступал один из организаторов мероприятия — Василий Филатов. Поскольку он является директором Института звукового дизайна, часовое выступление превратилось в предельно информативную квинтэссенцию основных курсов учебного заведения. Казалось невероятным, но в и без того заполненной до предела аудитории заметно прибавилось народу. Впрочем, основы ваяния «звуковых скульптур в кино и компьютерных играх» — крайне интригующая тема даже для искушенной публики. Главной целью мероприятия Василий Филатов объявил возможность общения между разными поколениями музыкальной и звуковой индустрии. И, безусловно, она была достигнута.
Саунд-дизайнер Василий Филатов
Для самых маленьких посетителей Sound Sunday, которые вряд ли еще задумываются о выборе профессии, работала детская мастерская музыкальных инструментов. Весь день малышей учили создавать «звучалки» — простейшие музыкальные инструменты из подручных материалов. Как пояснил Василий Филатов, это обязательно «должно помочь детворе сделать первый шаг в мир музыки». Кроме того, подрастающему поколению показали, как озвучивают мультфильмы и даже предложили принять в этом непосредственное участие. Финальным аккордом стал полноценный джем-сейшн, который принес немало радости детворе, а еще больше взрослым — организаторам и счастливым родителям. По словам волонтера Татьяны Ляховой, работавшей на детской площадке, самых юных посетителей фестиваля было немного, но увести их оттуда было практически невозможно — так они увлекались творческим процессом.
Детская зона на Sound Sunday
Более серьезно настроенной публике развлечений тоже хватало. Выставочная часть Sound Sunday вряд ли кого-то удивила своими масштабами, зато уникальных экспонатов на ней было достаточно. Пожалуй, наиболее обширный ассортимент представила компания SSSR Labs — российский производитель модулей для синтезаторов в набирающем популярность формате Eurorack. То, что в 2010 году начиналось как скромный стартап, сейчас уже имеет немало поклонников по всему миру и официальных дилеров в Европе и США. Владелец бренда SSSR Labs Дмитрий Штатнов убеждал заинтересованных посетителей на собственном примере, что создать в России прибыльное высокотехнологичное предприятие — вполне посильная задача: «Я тщательно подхожу к производственному процессу, всегда сопровождая новые модели подробной документацией на двух языках, качественной маркировкой и упаковкой. При этом максимум производственных процессов происходит в России — даже кое-какие «наши» микросхемы используются!»
Выставочная часть Sound Sunday
По прогнозам Дмитрия, DIY-сегмент рынка электронных музыкальных инструментов имеет неплохие перспективы в обозримом будущем. Модули по принципу «сделай сам» хорошо расходятся как в России, так и за рубежом. Глава SSSR Labs остался доволен взаимодействием с участниками «Дня звука»: «Посетителям понравился мой новый осциллятор — даже дети подходили побренчать на клавиатуре!»
Дмитрий Штатнов, основатель SSSR Labs
Кстати, дизайн оформления Sound Sunday «цеплял глаз» и больших, и малышей — на фоне причудливых конструкций посетители фотографировались с превеликим удовольствием. Особое визуальное сопровождение теме звука и музыки придумал дизайнер Иван Киреев. Свой стиль он называет Recycling design — элементы декора изготовлены из выброшенных материалов. Коробки, ящики, все то, что мы называем мусором, в руках художника стало симфонией оптимизма: «Зачастую выбрасываем очень интересные штуки. Все вещи или материалы, которые я нахожу, наполнены страстью и какой-то индивидуальностью. Порой мне кажется, что не я их нахожу, а они меня… А затем даю им другую жизнь!», — рассказал Иван.
Дизайнер Иван Киреев
Еще одним «центром притяжения» на выставке был стенд Школы терменвокса. Каждый желающий мог опробовать легендарный бесконтактный музыкальный инструмент, кстати, имеющий российское происхождение. И народная тропа не зарастала — космические звуки наполняли все выставочное помещение. Руководитель школы Петр Термен не скрывал гордости за детище своего знаменитого прадеда:
— Терменвокс — музыкальный инструмент, который не оставляет равнодушным. Очень часто люди подходят и открывают для себя абсолютно новый подход к звуку и его извлечению. Многие посетители говорили, что встреча с терменвоксом на площадке Школы стала одним из самых ярких впечатлений от мероприятия.
Руководитель школы терменвокса Петр Термен
Этот музыкальный инструмент и впрямь помогает раскрыть новые грани собственного «я». Его нередко используют в качестве средства для медитации, а некоторые специалисты в области психотерапии на основе многолетней практики отмечают его благотворный исцеляющий эффект. И Петр Термен главной целью своего участия в Sound Sunday назвал стремление дать прочувствовать людям прямое взаимодействие с терменвоксом — ведь это действительно серьезный музыкальный инструмент, неотъемлемая часть русской культуры, и, пожалуй, одно из наиболее самобытных русских изобретений в современной истории. Петр сокрушался лишь об одном — постоянное общение с посетителями не оставило ему возможности самому посетить самые яркие события воскресного «Дня звука». В частности, прослушать интереснейшую лекцию композитора Анатолия Айса по истории музыки.
Лекция Анатолия Айса на Sound Sunday
Еще одним хитом лекционного зала стал рассказ об особенностях озвучания видео для международного рынка из уст главы и основателя анимационной студии Toonbox Павла Мунтяна. Поскольку в этот момент знаменитый мультипликатор находился на Кипре, лекция велась через Skype. По словам Павла, дистанционный контакт с аудиторией установить было непросто: «Во время выступления мне нравится смотреть людям в глаза, порой шокировать их, смешить. Когда ты даже не слышишь, есть ли в зале смех, поймать волну очень сложно».
Основатель анимационной студии Toonbox Павел Мунтян
Тем не менее, ему удалось полностью завладеть вниманием сотен людей. Павел убежден, что звук для каждой страны нужно делать свой. Первый пример он приводит с Кипра, где живет уже третий год — там все национальные мелодии похожи друг на друга, как две капли воды, вне зависимости от стиля музыки. Американцы, по его наблюдениям, слышат музыку на слабую долю. Есть и чисто географическо-климатические особенности восприятия. Норвежцам, например, несколько необычно в летних природных сценах слышать цикад. Зрители южных стран ни с чем не ассоциируют гул вьюги. Вывод Павел делает следующий: если делать универсальный международный звук, он должен быть несколько рафинированным, но при этом — конкретным, подчеркивающим происходящее на экране. Глубокое погружение во внутреннюю атмосферу и увлечение красотой ради красоты он призывает оставить для полнометражного кинотеатрального формата.
Также Павел Мунтян щедро делился опытом ведения успешного международного бизнеса, рассказывая о хитростях, которые определяют, примет аудитория предложенный продукт или же проигнорирует его:
— На сериалах мы в основном работаем с Канадой. Они сразу же делают звук под ТВ, YouTube и интернет. Он отличается один от другого. Мало того, они заранее готовят все форматы, соблюдая требования по частотам и громкости для большинства телеканалов, чтобы у нас не было нареканий ни от европейского, ни от американского ТВ. Это очень важно, что звук заранее стандартизирован и профессионально «упакован», потому что потом у нас не возникает необходимости все пересчитывать, снова подключать звукорежиссера, тратить дополнительное время/ресурсы на это и прочее-прочее. Российские же звукорежиссеры до сих пор делают «выгон» материала в одном формате, а потом уже подправляют его под наши нужды. Хотя, конечно же, все понимают, что звук телефона, стереосистемы, компьютерных динамиков, наушников и так далее — разный, а поэтому и готовить надо именно разные звуковые решения для одного фильма, которые потом могут использоваться в разных ситуациях. Это очень важно!
Ценность самого Sound Sunday Павел Мунтян видит в том, что площадка позволяет свободно обмениваться идеями: «Если есть возможность делиться своими знаниями сейчас, когда в них есть зерно, способное дать всходы в ближайшем будущем, то нельзя упускать этот шанс!».
Звукорежиссер Хауэлл Гиббенс
Высокую оценку фестиваля дал и специальный гость — звукорежиссер Хауэлл Гиббенс, работавший над «Пятым элементом», «Зеленой милей», «Пиратами Карибского моря» и еще полусотней фильмов. На предложение сравнить аналогичные мероприятия в Голливуде мэтр лишь снисходительно фыркнул и жестами показал, сколь мало он ценит пышные заокеанские церемонии. А затем уже серьезно добавил, что мероприятие замечательное и очень здорово, что находятся люди, которые берутся за организацию столь важного для будущего отрасли дела.
Более того, Хауэлл Гиббенс планирует принять участие в следующем Sound Sunday и уже не в качестве гостя, а прочесть полноценную лекцию. «Очень профессиональный подход, все хорошо продумано и это по-настоящему впечатляет. Вам стоит гордиться сделанным!» — таковы были слова мистера Гиббенса перед тем, как он отправился слушать дискуссию в большом зале «Октября».
Дискуссия в большом зале «Октября»
Дискуссионная часть была самым главным «блюдом», которым организаторы потчевали собравшихся. Перед нею публику основательно разогрели виртуозными сетами диджеев и живым рок-концертом. А затем медиа-продюсер Илья Бачурин, звукорежиссер Илья Лукашев, саунд-дизайнер Виктор Ермаков и арт-директор Павел Паратов при участии режиссера Алексея Нужного с жаром обсуждали «Звуки будущего» и «Профессии будущего».
Медиа-продюсер Илья Бачурин
Илья Лукашев убежден, что российская саунд-индустрия уже находится на верном пути:
— Люди переходят от замкнутой и изолированной работы и «секретничества» к активному распространению своего опыта, а также уважительному перениманию находок своих коллег. В конечном результате, все это повышает общий уровень отрасли.
Звукорежиссер Илья Лукашев
Виктор Ермаков сделал упор на наиболее востребованную на внешних рынках и динамично развивающуюся отрасль российского хайтека — производство компьютерных игр. Он привел забавный пример того, как созданная им библиотека звуковых эффектов оружия за год распространилась настолько широко, что он даже не всегда успевает отслеживать те продукты, где она применяется: «Начинаю играть в компьютерную игру и слышу — опа! Это же то, что я делал! Класс!»
Саунд-дизайнер Виктор Ермаков
В этом году Виктор возглавил факультет интерактивного звука в Институте звукового дизайна и в технологиях такого звучания — окружающего человека на все 360 градусов — он видит самые перспективные находки ближайшего будущего:
— Из пассивного прослушивания нашего современника «вытягивают» в активное участие, а звук, наконец, получает возможность полноценно передавать информацию и погружать в соответствующую атмосферу. Глаза — это лишь маленькое окошко в сферический мир. А наши уши его воспринимают всегда в полном объеме. При создании виртуальной реальности звук — на первом месте!
Выступления увлеченных своим делом профессионалов заслужили, уж простите за клише из партийной прессы, бурные аплодисменты, переходящие в овацию.
На вопрос о том, почему Sound Sunday смог привлечь так много участников и сопровождался столь неподдельным интересом с их стороны, Василий Филатов ответил обескураживающе просто: «Мы делимся своей любовью — мы рассказываем о том, что мы любим!»
Саунд-дизайнер Василий Филатов
Наверное, именно эту сторону фестиваля и разглядел маститый голливудский профи Хауэлл Гиббенс. Ради этой самой любви к профессии и глубокой веры людей в то, что они делают, он уже «застолбил» даты в своем загруженном календаре и собирается прилететь в заснеженную зимнюю Москву на следующий «День звука».