ОППОНЕНТ сходу получает удар с разворота, отдающийся у него в черепе. Он начинает падать и тут другая нога Равеля с силой влетает ему в грудную клетку.
Назад-вперед. Правая нога, левая нога. Поднимая его с каждым ударом и вынуждая стоять. Равель обхватывает руками голову Оппонента и удерживает его, в то же время, делая свирепые выпады коленом другому борцу по ребрам.
Грудь Оппонента взрывается болью, когда его ребра не выдерживают и ломаются. Его дыхание затруднено. Ноги подкашиваются. Он весь пошатывается, пока Равель проводит апперкот, который отбрасывает его на веревки. Его мотает между веревками и безжалостными ударами Равеля.
Равель наступает на своего Оппонента и раз разом атакует его ногой и кулаком, как будто он бьет не человека, а боксерскую грушу.
Контрудар.
Удар с разворота.
Хук.
Хук.
Джеб.
Кадры из фильма «Матрица» (1999)
Когда вы принимаете решение вставить в сценарий сцену боя, вам нужно ответить на три основных вопроса. Первый — это зачем вы хотите эту сцену? Второй — насколько протяженной она должна быть? И, наконец, третий вопрос заключается в том, каково ее назначение. Начнем по порядку.
Зачем?
Кадр из фильма «Мистер и миссис Смит»
Далее следует задуматься о том, насколько это в характере персонажа — опускаться до физической конфронтации. Некоторые герои очевидно никогда не поднимут руку на другого человека, и если мы вынуждаем их это делать — вся история начинает казаться немного фальшивой. Например, если бы Мелвин Адал в «Лучше не бывает» ударил кого-нибудь, это бы испортило весь фильм. Это бы настолько не вписывалось в его образ, что зрители бы ни за что на это не «купились».
Насколько долгой должна быть сцена?
Решив, что боевая сцена вписывается в историю и характер персонажей, писатель должен подумать о том, насколько длинной она должна быть. Велик соблазн просто написать что-то вроде «Они дерутся», и позволить режиссеру с постановщиком трюков разобраться с деталями. Проблема такого подхода состоит в том, что тогда автор не вносит творческого вклада в саму борьбу. Кроме того, продюсеру будет тяжело предусмотреть бюджет сцены боя, написанной одним предложением. А ведь съемочный процесс может занять до двух недель, несмотря на то, сам эпизод будет длиться три минуты экранного времени.
Кадры из фильма «Терминатор-2»
Можно пойти по другому пути и прописать всю сцену детально. Этот метод решает обе проблемы, упомянутые выше, но ведет к другим сложностям. Прописав все детали, автор сохраняет за собой некоторую долю творческого вклада. Он может определить, что сцена будет длиться три минуты, заполнив ею три страницы сценария. Однако в этом случае он рискует нагнать скуку на читателя. Чтобы читатель оставался заинтересованным, бой должен идти к какой-то цели, что и подводит нас к назначению сцены боя.
Каково назначение сцены?
Кадр из фильма «Последний самурай»
Чтобы читатель вашей битвы на трех страницах не потерял интерес, сцена должна содержать важные компоненты — такие как сюжет и героя. Большинство действий должны содержать элемент необходимости. Если просто писать, что «Хороший Парень ударяет Плохого Парня, затем Плохой Парень пинает Хорошего Парня», то бой не имеет никакой цели. А если написать что-то вроде «Плохой Парень ломает Хорошему Парню ногу», это может дать истории развитие и не позволит читателю заскучать.
Другим способом сохранить вовлеченность читателя будет раскрытие личности персонажа в сцене. Если «Джо поднимает горсть грязи и кидает ее в глаза Майку», то читатель понимает, что Джо — далеко не самый порядочный парень. Или если «Майк теряет сознание от удара Джо, но тот продолжает его бить» — мы понимаем, что Джо особенно жесток.
Как писать сцены боя
Микки: «Ты можешь это сделать! Черт возьми, на твоей стороне сила! Сделай его!! Ты его раззадорил!»
Судья: «Шесть! — Семь! — Восемь!»
Крид поднимается. Он больше не улыбается… теперь он абсолютно серьезен. Несколько молниеносных ударов подряд жалят лицо Рокки.
Аполло: «Иди сюда, сосунок!»
Рокки атакует, и с мощным хуком справа его рука врезается в челюсть Аполло, за которым следует апперкот в печень, который заставляет Крида поморщиться.
Аполло отвечает джебами, Рокки делает серию хлестких выпадов в туловище.
Звук гонга.
Сильвестер Сталлоне в фильме «Рокки» (1976)
Другим примером сцены боя, в которой идет развитие сюжета, является первая битва Тринити в фильме «Матрица». Вачовски пишут:
Большой Коп достает наручники, пока другие держат ее на прицеле. Они делали это уже сотню раз, они знают, что она попалась. Большой Коп тянется к ней с наручниками, но Тринити делает одно движение. Оно практически незаметно, настолько оно выверенное и быстрое, почти нечеловечески быстрое.
Во мгновение ока Тринити выбрасывает руку вверх в ударе, и из носа вырывается поток крови. Она делает выпад ногой разрушительной силы, и он, обмякнув, отлетает назад стодесятикилограммовым мешком из мяса и костей, который врезается в копа, стоящего дальше всех от нее.
Тринити снова в движении, пули изрешечивают стену; оставшиеся копы в попытке остановить призрака, с ног до головы одетого в кожу, панически пытаются охватить светом от фонариков всю комнату.
Пистолет, все еще находящийся в руках у копа, вырван и нацелен на него, раздается выстрел, за которым следует финальная перестрелка, по завершении которой в живых остается только Тринити.
Фонарик медленно перекатывается из стороны в сторону, пока, наконец, не гаснет.
Тринити: «Черт».
Кадры из фильма «Матрица» (1999)
Оба эти примера взяты из успешных фильмов. Кроме того, оба они являются сценами боя, которые зритель просто так не забудет. Однако не обязательно делать все именно таким образом, некоторые читатели предпочитают простое описание сцены боя в формате «Они дерутся». И это тоже можно сделать хорошо, и такая сцена может быть не менее запоминающейся. Авторы фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» просто пишут:
НАТ. ВЫСТУПАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ — НОЧЬ
Вор вспрыгивает на крышу и сталкивается там с Юй. Юй и женщина в маске вступают в поединок.
Юй: «Верни меч, и я отпущу тебя».
Вор просто окидывает ее взглядом и переносит вес на другую ногу.
Юй атакует, но вор от нее отбивается.
Юй: «Ты тренировалась на Вудане?»
Женщина в ответ перепрыгивает на соседнюю крышу. Юй догоняет ее и продолжает атаку серией свирепых молниеносных ударов.
Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)
Вся разница в том, что, когда мы читаем «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», у нас нет ощущения того, что перед нами описание боя. А «Рокки» и «Матрица» создают эту атмосферу. Это выбор, который, в конечном счете, остается за самим автором. Главное – помнить, что хорошо написанная сцена боя останется в памяти читателя или зрителя. Но и плохо написанную сцену не так-то просто забыть.
Источник: scriptmag.com