Сразить наповал: как писать сцены боя

ИНТ. КИКБОКСЕРСКИЙ РИНГ

ОППОНЕНТ сходу получает удар с разворота, отдающийся у него в черепе. Он начинает падать и тут другая нога Равеля с силой влетает ему в грудную клетку.

Назад-вперед. Правая нога, левая нога. Поднимая его с каждым ударом и вынуждая стоять. Равель обхватывает руками голову Оппонента и удерживает его, в то же время, делая свирепые выпады коленом другому борцу по ребрам.

Грудь Оппонента взрывается болью, когда его ребра не выдерживают и ломаются. Его дыхание затруднено. Ноги подкашиваются. Он весь пошатывается, пока Равель проводит апперкот, который отбрасывает его на веревки. Его мотает между веревками и безжалостными ударами Равеля.

Равель наступает на своего Оппонента и раз разом атакует его ногой и кулаком, как будто он бьет не человека, а боксерскую грушу.

Контрудар.
Удар с разворота.
Хук.
Хук.
Джеб.

В распоряжении у писателей есть множество приемов, но существует несколько вещей, где практически все они оказываются бессильны. И одна из них — это сцена боя. Два человека в ожесточенной борьбе друг против друга являют собой один из наиболее драматичных моментов, который крайне непросто описать словами.

Кадры из фильма «Матрица» (1999)Кадры из фильма «Матрица» (1999)

Когда вы принимаете решение вставить в сценарий сцену боя, вам нужно ответить на три основных вопроса. Первый — это зачем вы хотите эту сцену? Второй — насколько протяженной она должна быть? И, наконец, третий вопрос заключается в том, каково ее назначение. Начнем по порядку.

 

Зачем?

При рассмотрении вопроса о том, зачем вы хотите вставить сцену боя, вы должны честно признаться себе, вписывается ли она в рамки повествования. Может быть, вы просто добавляете ее, потому что не можете придумать другого способа разрешить конфликт между героями? Если так, то не делайте этого. Сцена боя должна логически вытекать из сюжета, ее нужно пестовать ничуть не меньше, чем постельную сцену. Если писатель вставляет постельную или боевую сцену просто так — чтобы были, он, несомненно, отвлекает внимание от общей истории, превращая единое повествование в набор разрозненных кусков.

Кадр из фильма «Мистер и миссис Смит»

Далее следует задуматься о том, насколько это в характере персонажа — опускаться до физической конфронтации. Некоторые герои очевидно никогда не поднимут руку на другого человека, и если мы вынуждаем их это делать — вся история начинает казаться немного фальшивой. Например, если бы Мелвин Адал в «Лучше не бывает» ударил кого-нибудь, это бы испортило весь фильм. Это бы настолько не вписывалось в его образ, что зрители бы ни за что на это не «купились».

 

Насколько долгой должна быть сцена?

Одна страница сценария равна одной минуте экранного времени. Даже самый неопытный сценарист это знает. Так что же делать, если вы хотите трехминутную боевую сцену в фильме? Что делать, если вы хотите несколько таких сцен?

Решив, что боевая сцена вписывается в историю и характер персонажей, писатель должен подумать о том, насколько длинной она должна быть. Велик соблазн просто написать что-то вроде «Они дерутся», и позволить режиссеру с постановщиком трюков разобраться с деталями. Проблема такого подхода состоит в том, что тогда автор не вносит творческого вклада в саму борьбу. Кроме того, продюсеру будет тяжело предусмотреть бюджет сцены боя, написанной одним предложением. А ведь съемочный процесс может занять до двух недель, несмотря на то, сам эпизод будет длиться три минуты экранного времени.

Кадры из фильма «Терминатор-2»Кадры из фильма «Терминатор-2»

Можно пойти по другому пути и прописать всю сцену детально. Этот метод решает обе проблемы, упомянутые выше, но ведет к другим сложностям. Прописав все детали, автор сохраняет за собой некоторую долю творческого вклада. Он может определить, что сцена будет длиться три минуты, заполнив ею три страницы сценария. Однако в этом случае он рискует нагнать скуку на читателя. Чтобы читатель оставался заинтересованным, бой должен идти к какой-то цели, что и подводит нас к назначению сцены боя.

 

Каково назначение сцены?

Если сцена вписывается в повествование, и вы готовы контролировать ее длину, следующим этапом нужно решить: каково ее назначение? Способствует ли она развитию истории? Раскрывает ли характер персонажа?

Кадр из фильма «Последний самурай»Кадр из фильма «Последний самурай»

Чтобы читатель вашей битвы на трех страницах не потерял интерес, сцена должна содержать важные компоненты — такие как сюжет и героя. Большинство действий должны содержать элемент необходимости. Если просто писать, что «Хороший Парень ударяет Плохого Парня, затем Плохой Парень пинает Хорошего Парня», то бой не имеет никакой цели. А если написать что-то вроде «Плохой Парень ломает Хорошему Парню ногу», это может дать истории развитие и не позволит читателю заскучать.

Другим способом сохранить вовлеченность читателя будет раскрытие личности персонажа в сцене. Если «Джо поднимает горсть грязи и кидает ее в глаза Майку», то читатель понимает, что Джо — далеко не самый порядочный парень. Или если «Майк теряет сознание от удара Джо, но тот продолжает его бить» — мы понимаем, что Джо особенно жесток.

 

Как писать сцены боя

Ну а теперь займемся тем, ради чего мы и начали этот разговор — посмотрим на конкретных примерах, что делает сцену боя интересной и на что следует обратить особое внимание. Итак, еще раз: вы знаете, что сцена боя необходима, сколько времени она займет, и каково ее назначение — пора приступать к написанию. Убедитесь в том, что сцена помогает развивать историю и включает события, произошедшие ранее. Например, в фильме «Рокки» Аполло Крид никогда раньше не бывал послан в нокдаун. Сталлоне удерживает интерес зрителя добавлением этого элемента в сцену. Он пишет:
 
Рокки внезапно атакует хуком снизу в челюсть. Крид упал. Арена ВЗРЫВАЕТСЯ. В глазах Крида читается удивление. Как и в глазах Рокки. Рокки отходит в угол — Микки и Майк кричат на него.

Микки: «Ты можешь это сделать! Черт возьми, на твоей стороне сила! Сделай его!! Ты его раззадорил!»

Судья: «Шесть! — Семь! — Восемь!»

Крид поднимается. Он больше не улыбается… теперь он абсолютно серьезен. Несколько молниеносных ударов подряд жалят лицо Рокки.

Аполло: «Иди сюда, сосунок!»

Рокки атакует, и с мощным хуком справа его рука врезается в челюсть Аполло, за которым следует апперкот в печень, который заставляет Крида поморщиться.

Аполло отвечает джебами, Рокки делает серию хлестких выпадов в туловище.

Звук гонга.

Сильвестер Сталлоне в фильме «Рокки» (1976)Сильвестер Сталлоне в фильме «Рокки» (1976)
 

Сталлоне также держит читателя в курсе эмоций персонажей в этой сцене. Мы видим удивление обоих персонажей невероятному достижению Рокки. Но, что еще важнее, автор сохраняет атмосферу боя во всей сцене: он описывает бой до и после нокдауна, поддерживает атмосферу, учитывая при этом характер героев и сюжет. Это и есть ключ к написанию успешной сцены боя.

Другим примером сцены боя, в которой идет развитие сюжета, является первая битва Тринити в фильме «Матрица». Вачовски пишут:

ИНТ. ОТЕЛЬ «СЕРДЦЕ ГОРОДА

Большой Коп достает наручники, пока другие держат ее на прицеле. Они делали это уже сотню раз, они знают, что она попалась. Большой Коп тянется к ней с наручниками, но Тринити делает одно движение. Оно практически незаметно, настолько оно выверенное и быстрое, почти нечеловечески быстрое.

Во мгновение ока Тринити выбрасывает руку вверх в ударе, и из носа вырывается поток крови. Она делает выпад ногой разрушительной силы, и он, обмякнув, отлетает назад стодесятикилограммовым мешком из мяса и костей, который врезается в копа, стоящего дальше всех от нее.

Тринити снова в движении, пули изрешечивают стену; оставшиеся копы в попытке остановить призрака, с ног до головы одетого в кожу, панически пытаются охватить светом от фонариков всю комнату.

Пистолет, все еще находящийся в руках у копа, вырван и нацелен на него, раздается выстрел, за которым следует финальная перестрелка, по завершении которой в живых остается только Тринити.

Фонарик медленно перекатывается из стороны в сторону, пока, наконец, не гаснет.

Тринити: «Черт».

Кадры из фильма «Матрица» (1999)Кадры из фильма «Матрица» (1999)

Детальные описания позволяют читателю оставаться вовлеченным в битву и в то же время раскрывают характер Тринити одним словом в самом конце. 

Оба эти примера взяты из успешных фильмов. Кроме того, оба они являются сценами боя, которые зритель просто так не забудет. Однако не обязательно делать все именно таким образом, некоторые читатели предпочитают простое описание сцены боя в формате «Они дерутся». И это тоже можно сделать хорошо, и такая сцена может быть не менее запоминающейся. Авторы фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» просто пишут:

НАТ. ВЫСТУПАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ — НОЧЬ

Вор вспрыгивает на крышу и сталкивается там с Юй. Юй и женщина в маске вступают в поединок.

Юй: «Верни меч, и я отпущу тебя».

Вор просто окидывает ее взглядом и переносит вес на другую ногу.

Юй атакует, но вор от нее отбивается.

Юй: «Ты тренировалась на Вудане?»

Женщина в ответ перепрыгивает на соседнюю крышу. Юй догоняет ее и продолжает атаку серией свирепых молниеносных ударов.

Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

В самом фильме сцена боя была гораздо дольше и куда более детальной. Тут свою роль уже сыграли постановщик трюков и режиссер. Великолепие этой сцены было скорее результатом хореографии Юэня Ву Пина, чем подробно прописанного сценария. Авторы упомянули только самые основы и больше внимания уделили элементам сюжета, чем экшну. 

Вся разница в том, что, когда мы читаем «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», у нас нет ощущения того, что перед нами описание боя. А «Рокки» и «Матрица» создают эту атмосферу. Это выбор, который, в конечном счете, остается за самим автором. Главное – помнить, что хорошо написанная сцена боя останется в памяти читателя или зрителя. Но и плохо написанную сцену не так-то просто забыть. 

Источник: scriptmag.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *