О начале карьеры Стэна Уинстона в кино читайте в первой части статьи.
Интересно, что в отличие от большинства студий грима, где текучка кадров обычно довольно высока, в студии Стэна Уинстона она крайне низкая. Большая часть сотрудников работала в ней десятилетиями, а три главных (после основателя) работника — Шейн Мэхэн, Джон Розенгрант и Ричард Лэндон — заслужили прозвища «вечных». Они до сих пор продолжают дело Стэна уже после его смерти в компании Legacy Effects, в которую трансформировалась студия Уинстона.
Были в студии и такие художники, которые потом ушли и создали собственные студии и школы, или прославились как фрилансеры. Например, Том Вудрафф мл. и Алек Гиллис, Джорду Шелл, Аарон Симс, Стив Джонсон. Но обо всем по порядку.
Том Вудрафф мл. во время подготовки к съемкам фильма «Чужие» (1986) / Фото: Stan Winston School
Главную троицу «вечных», как и многих других постоянных сотрудников, Стэн Уинстон набрал для работы над первым «Терминатором». И не отказался от них, когда производство фильма отложили на полгода. Но вот «Терминатор» остался позади, а амбиции у Джеймса Кэмерона остались. Кстати, именно Кэмерон не раз заставлял технологии идти вперед за его идеями. Так случилось и в этот раз.
«Чужие»
Когда Кэмерон заполучил в свое распоряжение сиквел к одному из самых успешных хорроров современности, он начал думать, что можно привнести в продолжение, чтобы не повторять схему первого фильма. Он решил уйти в другой жанр. Это был очень нестандартный ход, который, впрочем, принес дивиденды.
Режиссер продумал всю структуру размножения хищных инопланетян Ридли Скотта, и понял, что нужно показать ту стадию жизненного цикла, которой не было в «Чужом» — а именно кладку яиц.
Подготовка к съемкам фильма «Чужие» (1986) / Фото: Stan Winston School
Так родилась идея матки или королевы улья. Зная возможности студии Уинстона и талант его команды, Кэмерон обратился за этим монстром именно к ним. На одном из ранних просмотров «Терминатора» для съемочной группы режиссер повернулся к команде Уинстона и спросил: «Что думаете насчет поездки в Англию на съемки „Чужих“?» Конечно, все были готовы!
Все члены команды были большими фанатами первого фильма, ведь Ридли Скотт вернул монстров в фильмы категории А, где их не было последние 25 лет. Джеймс Кэмерон собирался поддержать это начинание. Естественно, зрители ожидали увидеть тех же существ и те же события (проламывание груди изнутри, яйца, и существ-охотников) из первого фильма, но Кэмерон хотел их удивить. На общих планах матка чужого была бы реализована с помощью покадровой анимации, но Кэмерон хотел видеть полноразмерную марионетку «живьем» на съемочной площадке, вступающую во взаимодействие с актерами.
Полноразмерная марионетка для фильма «Чужие» (1986) / Фото: Stan Winston School
«Когда Джим озвучил мне свою идею, — говорит Стэн, — я подумал, что это невозможно. Потом я вспомнил, что мы уже работали вместе, и если Джиму приходит безумная идея невозможного персонажа, у него есть идеи, как этого персонажа можно реализовать. Поэтому я ответил: „Давай попробуем!“».
Идея Кэмерона включала размещение двух кукловодов внутри куклы, чтобы они управляли ее четырьмя передними конечностями. Нужно было только построить дизайн существа так, чтобы люди в нем удобно разместились.
Сначала в студии Уинстона сделали концепт с двумя куклами в виде людей. Потом подвесили двух своих сотрудников на кране в тех же позах. Это позволило понять общее направление дизайна. Дальше последовал успешный тест черновой самки из скотча, пенопласта и пакетов для мусора.
На съемках фильма «Чужие» (1986)
Тогда же стало понятно, что форма существа найдена и его можно строить дальше. Марионетками такого размера не занимались, наверное, со времен «20 000 лье под водой». Где-то к этим размерам приближается Джабба Хатт из «Возвращения джедая» (с четырьмя кукловодами внутри).
Кэмерон хотел подвесить всю куклу на кране сверху, а за управление остальными движениями отвечали бы гидравлика и тросы. Такого раньше никто не делал.
Кэмерон и Уинстон засели в доме режиссера и усиленно рисовали дизайн самки. После утверждения формы студия Уинстона приступила к макету в масштабе 1:4: Джон Розенгрант делал тело, Алек Гиллис и Уилли Уиттен — ноги, Грег Фигел — руки, Брайан Пеникас и Шон МакЕнро хвост, а Шейн Мэхэн — голову.
Полноразмерная марионетка для фильма «Чужие» (1986) / Фото: Stan Winston School
Позже команда Уинстона переехала в Лондон, где совместно с британскими спецэффектниками выстроили полноразмерную куклу.
«В Англии мы воспроизвели ранее сделанный макет на глаз, — рассказывает Шейн Мэхэн. — Тогда у нас не было тех инструментов, что есть сейчас, и мы не могли просто сосканировать макет в компьютер и увеличить, разделив на части, чтобы потом выпилить в пенопласте. Тогда мы применяли базовую математику и глаза — очень олдскульные технологии».
Британский специалист Джон Ричардсон построил для марионетки кран. Причем в разных сценах марионеткой управляли по-разному: то подвешивали к крану сверху, то поддерживали снизу. Частью движений заведовала гидравлика, а частью — традиционные тросы.
Полноразмерная марионетка для фильма «Чужие» (1986) / Фото: Stan Winston School
«Раньше мы не делали гидравлических марионеток, — рассказывает Стэн Уинстон. — Но здесь из-за веса куклы понадобилось нечто более мощное. Гидравлика управляла движениями тела, наклоном головы и длиной шеи. Два человека управляли четырьмя передними руками существа и хвостом, нажимая на рычаги, расположенные в районе бедра самки. Самый кончик хвоста двигался посредством старого доброго тросика».
Подготовка к съемкам фильма «Чужие» (1986) / Фото: Stan Winston School
Для съемок сделали две головы самки. Одна — более прочная для экшн-сцен и ударов, вторая — более легкая. Мимикой голов управляла гидравлика и тросы. У главной съемочной головы было больше движений, включая еще одни челюсти и наклон.
Теперь этой кукле требовалось восемь операторов, работающих в унисон, как оркестр, играющий на разных инструментах одну мелодию.
На съемках фильма «Чужие» (1986) / Фото: 20th Century Fox
Для фильма также был обновлен и костюм Чужого, были сделаны и новые лицехваты. В фильме Скотта лицехваты не функционировали, а у Кэмерона с ними есть экшн-сцены, поэтому команде Уинстона пришлось продумывать механизмы существ. Она сделала несколько лицехватов, которые могли выполнять те или иные движения. Как правило соединить все нужные механизмы в одной кукле невозможно даже сегодня, и для создания всех нужных сцен создаются куклы-дублеры с разными движениями.
«Хищник»
Когда съемки фантастического боевика Джона МакТирнана приостановились, потому что костюм инопланетянина, созданный компанией Boss Film Studios не подошел для производства, продюсеры картины обратились к Стэну Уинстону за помощью.
Впрочем, и студии Уинстона этот костюм дался не сразу. Первая версия была совершенно смехотворной. Пришлось ее переделывать.
Первая версия костюма хищника с участием Ван Дамма на съемках фильма «Хищник» (1987) / Фото: 20th Century Fox
Примерно в это время вышли «Чужие», и Кэмерон и Уинстон летели в Японию на киноконференцию, чтобы рассказать о создании фильма. Уинстон пытался делать наброски для «Хищника», вдохновленный картиной, которую он увидел в офисе продюсера Джоела Сильвера. На ней был изображен фантастический растафарианский воин с дредами и копьем.
На съемках фильма «Хищник» (1987)
«Я пытался изобразить длинные иглы, которые бы висели как дреды, — вспоминает Уинстон. — А Джим вдруг сказал: „Знаешь, я всегда мечтал увидеть что-нибудь подобное со жвалами“. И я подумал, почему бы нет. И вот я рисую нечто среднее между тем растафарианским воином и пришельцем со жвалами». Так родился тот хищник, которого знаем мы.
Но эта работа, за которую Стэн взялся в виде одолжения Шварцнеггеру, привела к конфликту внутри компании. В это время студия Уинстона работала над проектом «Взвод чудовищ», и там было много работы, а костюм хищника нужно было создать с нуля всего за шесть недель. Команда посчитала, что Стэн слишком много от них требует, поскольку «соседняя студия получила подобный заказ и год времени на разработку». Но Стэн не мог заставлять съемочную группу ждать целый год, когда часть фильма уже отснята.
На вопрос, почему он взялся за этот проект, когда у них и так полно работы, он просто ответил: «Потому что это будет классный фильм». Те члены команды, которые занимались костюмом для хищника, считали себя наказанными. Ведь все остальные трудились над большим и зрелищным проектом, но кто-нибудь сегодня помнит этот «Взвод чудовищ»? И это лишь говорит о том, насколько хорошо Стэн Уинстон разбирался в материале, с которым работал.
Шейн Мэхэн, Стэн Уинстон, Джон Розенгрант во время подготовки к съемкам фильма «Хищник» (1987) / Фото: Stan Winston School
После «Терминатора 2»
Время за работой бежит очень быстро, и вот Джеймсу Кэмерону снова потребовалась помощь друга. На этот раз Кэмерон заставит индустрию спецэффектов сделать огромный скачок вперед — уже в цифровом направлении. Но мастерское использование олдскульных технологий заставит зрителей думать, что в нем гораздо больше «цифры», чем было на самом деле. Об этом мы подробно рассказывали в другой статье.
Во время подготовки к съемкам фильма «Терминатор 2: Судный день» (1991) / Фото: Stan Winston School
После «Терминатора 2» студии Стэна Уинстона пришлось уволить 30% команды, которых нанимали специально на проект. Это обычная практика в спецэффектных студиях. Более того, сам факт, что Стэн Уинстон оставлял у себя ядро студии, даже когда работы не было, достаточно необычен. Но это экономило много времени: когда работа появлялась, Стэну не нужно было учить новых людей своим методам работы с нуля. Кроме того, Уинстон внимательно относился к медицинской страховке, работе с пенсионным фондом и больничными. Он считал, что это справедливо — вот так заботиться о своих людях. Текучки на студии не было в том числе и поэтому.
Но сокращение студии продлилось недолго: Стивен Спилберг посчитал, что Стэн Уинстон — единственный, к кому можно обратиться, когда дело дошло до динозавров. И Уинстон, все десять лет горько сожалевший о своем отказе работать со Спилбергом на «Инопланетянине», не раздумывая принял его предложение. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
Обложка: подготовка к съемкам фильма «Чужие» (1986) / Stan Winston School