Трагическая судьба костюмов на складах Голливудских киностудий
Если вы думаете, что роскошный, вышитый стеклярусом наряд Маты Хари, который носила в одноименном фильме Грета Гарбо, и костюм Марлен Дитрих, расшитый стразами, жемчугом и украшенный соболем из фильма «Ангел» бережно хранились в специальных помещениях и больше ни на кого не надевались, то, увы, это не так.
В Золотой век Голливуда после завершения съемок костюмы сдавались на костюмерный склад, где их вешали на вешалки (что сокращало их жизнь, потому что ткань часто рвалась под собственным весом) среди тысяч других собратьев, и там они находились в ожидании своей следующей съемки. Их перешивали, перекрашивали, фактурили, словом, делали неузнаваемыми. Или едва узнаваемыми.
Так внимательный глаз заметит сходство одного из платьев Мирны Лой в фильме «Маска Фу-Манчу» с тем самым эффектным нарядом Греты Гарбо. Упомянутый мною костюм Дитрих переделывали столько раз, что только одно его восстановление заняло у реставраторов, к которым обратился его нынешний владелец коллекционер кинокостюмов Ларри Маккуин, целый год.
То, что сегодня выжили известные костюмы из культовых фильмов — чудо. Студии в Голливуде, да и у нас, никогда не придавали большого значения уже снявшимся когда-то костюмам.
Вот, например, Джеймс Тумблин, бывший руководитель отдела волос и макияжа Universal Studios, вспоминал, как в 1962 году увидел платье Скарлетт из фильма «Унесенные ветром», валяющимся на полу. На вопрос, почему оно там лежит, ему ответили: чтобы выбросить. Тумблин попросил продать его: «Мне сказали «за $20 отдадим платье, и целую стойку другой одежды», — вспоминал Тумблин. На той стойке оказались костюмы Джуди Гарланд из «Пасхального парада». А платье Скарлетт в 2015 году гример продал на аукционе за $137 000.
Кадр из фильма «Пасхальный парад» (1948) / Фото: Metro-Goldwyn-Mayer
Спад студийного производства, растущие долги и изменения в корпоративной структуре голливудской студийной системы в конце 1960-х годов привели к тому, что многие студии продавали на аукционах свои костюмы, реквизит и архивы. В 1970 году студия MGM устроила колоссальную распродажу реквизита, костюмов и всего того, что имело отношение к производству фильмов.
Дебби Рейнольдс / Фото: Angela George
Как вспоминала актриса, известный коллекционер голливудского костюма, Дебби Рейнольдс: «Это была невероятная новость для меня. MGM всегда была так строга к своим костюмам, нам [актрисам] даже не разрешалось одалживать их на вечеринку. Теперь они планировали продать все… Я не спала три недели и ходила туда каждый день, покупая все, что могла».
Костюмы из фильма «Как был завоеван Запад» (1962) из коллекции Дебби Рейнольдс / Фото: Doug Kline/Wikipedia
В итоге, Дебби собрала самую большую и знаковую коллекцию кинокостюма и реквизита, мечтая открыть музей голливудской истории. Но этому не суждено было сбыться, и незадолго до своей смерти, она продала на аукционах костюмы Элизабет Тейлор из «Клеопатры», платье и шляпку Одри Хепберн из фильма «Моя прекрасная леди» и все остальные предметы своей уникальной коллекции.
Трагическая судьба костюмов на складах московских киностудий
Не сказать, что с костюмами на складах «Мосфильма» и киностудии имени Горького дела обстоят лучше, чем в Голливуде. До развала студийной системы туда также сдавали костюмы после окончания съемок.
На киностудии Горького для них был отведен четырехэтажный корпус, где на каждом этаже хранились костюмы по темам: современный, исторический, сказочный. Плюс, в соседнем здании, в довольно большом помещении находился склад военной одежды и в отдельных комнатах — обуви.
И все равно костюмам было очень тесно — они висели в два ряда, лежали в сундуках, просто на полу, прикрытые тканью. Стойки прогибались от тяжести, вытащить вешалку с нужным костюмом было сложно, так плотно они висели. И, тем не менее, в 2009 году этот склад решили переместить из четырехэтажного дома в одну комнату в соседнем корпусе. Те костюмы, которые не уместились, были распроданы и уничтожены.
Историческая коллекция костюмов киностудии имени Горького / Фото: Надежда Маркалова
Что касается «Мосфильма», то он всегда славился большой костюмерной базой, поскольку именно туда поступали все костюмы после съемок студийных фильмов. Самые знаковые — из фильмов «Сказка о царе Салтане», «Иван Васильевич меняет профессию», «Солярис», «Андрей Рублев» демонстрируются в Музее Мосфильма.
Поскольку сегодня нарушена система кинопроизводства, то и новых поступлений на склады практически нет, последнее, что пришло — это костюмы с фильмов режиссера (и генерального директора «Мосфильма») Карена Шахназарова.
«Мосфильм» теперь чаще выступает как арендодатель павильонов, техники и прочего киноинвентаря для разных продюсерских компаний. Поэтому и костюмы, сшитые для этих проектов, не отдаются на Мосфильм, а остаются у продюсеров.
Частный склад костюмов и реквизита
Оставшиеся после съемок костюмы продюсеры либо продают, либо хранят на своих складах и используют повторно в других проектах. Но сегодня у них есть еще один вариант — отдать хранить костюмы на частный киносклад, такой как склад костюмов и реквизита «Жар-птица». Несмотря на то, что ему всего 6 лет, склад размещается на огромной территории в 6000 метров, на двух этажах, и половину этого пространства занимают костюмы.
«После окончания съемок продюсеру логично хранить костюмы, только если у него большая компания, которая снимает проект за проектом, — рассказала владелица киносклада „Жар-птица“ Татьяна Трубникова в интервью порталу tvkinoradio.ru. — Если нет, то содержать помещение и кладовщиков — это большие затраты и отдельный бизнес. Поэтому мы предлагаем продюсерам взять у них костюмы на ответственное хранение. Они могут бесплатно их забрать на свой следующий проект, в остальное же время эти костюмы, постиранные и поглаженные, сдаются в аренду другим кинокомпаниям. Также у нас хранятся костюмы из личных коллекций художников по костюмам, которые, конечно, они могут взять в любую минуту. Все, кто дают нам костюмы на хранение получают хорошие скидки на аренду других костюмов.
Много ретро-вещей нам приносят простые люди — выбрасывать, скажем, кримпленовые платья и старую военную форму им жалко, а мы сами приедем, заберем, приведем в порядок и дадим этим вещам новую жизнь.
У нас работают художники по костюмам кино, которые всегда готовы помочь клиентам профессиональным советом. Тем более что половина этих клиентов — студенты киновузов, которым мы делаем скидку в 50%».
На складе все устроено очень удобно, костюмы висят в определенном порядке, по эпохам, иногда даже по цветам. Есть военный костюм, исторический, ретро. «У нас хранятся костюмы с 8 проектов Николая Досталя, костюмы из сериалов и фильмов: „Хождение по мукам“ (2017), „Салтычиха“ (2018), „Номер 17“, „Угрюм-река“, „Годунов“ (2018) и многих других. Все это можно взять в аренду», — пояснила Татьяна.
Коллекции актеров
Вопреки распространенному мифу, очень немногие актеры имеют пункт в контракте, разрешающий забирать свои костюмы после съемок. Среди них — звезды Голливуда Гленн Клоуз, Роберт Де Ниро и Мерил Стрип, которые собрали значительные коллекции собственных кинокостюмов.
Так, толчком к коллекционированию костюмов у Де Ниро послужил случай, когда он на складе Western Costume Company увидел сапоги из фильма «Бонни и Клайд», которые пытались надеть на какого-то другого актера. «Затем, после фильма „Нью-Йорк, Нью-Йорк“ пропали многие вещи, и я подумал: надо их забирать, иначе от них ничего не останется», — вспоминал Де Ниро.
Костюмы Роберта Де Ниро / Фото: infobit.com / ANYA KORDECKI
В течение последних трех десятилетий у актрисы Гленн Клоуз в контракте было указано, что она может забирать свои костюмы после съемок, и со временем из них получилась прекрасная коллекция, в которую входят наряды Круэллы из фильмов «101 долматинец» и «102 долматинца», маркизы де Мертей из «Опасных связей» и многое другое.
Недавно Клоуз пожертвовала коллекцию в свою альма-матер Университет Индианы Art at the College of William & Mary. «Эта одежда — невероятный пример искусства костюма, на котором стоит учиться», — сказала она.
Музеи
И конечно некоторые костюмы из известных кинофильмов хранятся в музеях. Чаще всего, это музеи кино, костюма или декоративно-прикладного искусства. Есть костюмы Адриана, Трэвиса Бентона в Музее Метрополитен (Нью-Йорк), большая коллекция костюмов художников кино находится в FIDM Museum (Лос-Анжелес), кое-что хранится в Музее Виктории и Альберта (Лондон) и так далее.
Музеям кино хранить костюмы больше по профилю. Например, берлинская Deutsche Kinemathek гордится большой коллекцией (более 3300 предметов одежды и архивных материалов) Марлен Дитрих. Cinematheque Francaise хранит более тысячи костюмов из голливудских и французских кинофильмов.
Так же есть костюмы и в нашем московском Музее кино. Поскольку музей довольно молодой, то и коллекция кинокостюмов у него скромная. Кроме костюм бояр из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», в ней находятся работы художника по костюмам Эльзы Давыдовны Рапопорт к «Герою нашего времени», Натальи Борисовны Полях к «Капитанской дочке», сериалам «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Возвращение мушкетеров» и другие. Некоторые костюмы старший научный сотрудник Эмма Рафаиловна Малая практически спасла от уничтожения, поскольку продюсеры не знали, что с ними делать и как от них избавиться.
Помимо музеев кино существуют еще и фонды. Например, пять платьев Скарлетт из фильма «Унесенные ветром» хранятся в центре Гарри Рэнсома в Техасском университете (Остин), как часть архива Дэвида О. Селзника. Большая коллекция костюмов Данило Донати к фильмам Франко Дзеффирелли и Пьер Паоло Пазолини хранится в Фонде Черрателли.
Ателье
Еще одни хранители кинокостюмов — это ателье, в которых их изготовили. Часто ателье делают большую скидку при пошиве в обмен на возвращение костюма обратно в ателье. Что-то из этого становится прокатным фондом, а что-то идет в музей ателье (эти костюмы они охотно предоставляют для всевозможных выставок, которые демонстрируют уровень мастерства изготовления костюма и талант художников). Ателье Tirelli costumi (Рим), Farani (Рим), Cosprop (Лондон) и Angel’s (Лондон) — частые участники больших выставок кинокостюма, которые охотно посещают не только специалисты, но и простые зрители.
Частные коллекции
Некоторые культовые кинокостюмы, чудом выжившие на складах, сегодня находятся в руках частных коллекционеров. В последнее время интерес к памятным вещам, связанным с кино, так вырос, что проводится большое количество аукционов, где довольно дорого распродают костюмы, реквизит, документы из известных кинофильмов. Теперь уже за $20 их не купить.
Самыми известными коллекционерами кинокостюма являются Ларри МакКуин и Николас Инглис. Они не только покупают костюмы, но и бережно их реставрируют у специалистов, создают им правильные условия хранения и температурный режим. И еще они тоже постоянно участвуют в выставках кинокостюма.
Платье из фильма «Мой слуга Годфри» (1936) выставлялось в лондонском музее Виктории и Альберта в рамках выставки «Костюм Голливуда» / Фото: the Collection of Motion Picture Costume Design/Larry McQueen
Тема сохранения кинокостюмов довольно болезненная для специалистов. Многие художники по костюмам, вложившие душу и труд в свои костюмы, стараются сохранить их у себя в костюмерных, поскольку им больно видеть, как плохо хранятся костюмы на складах или какому варварству иной раз они подвергаются.
Все выставки кинокостюма, прошедшие в Москве — это тоже плод колоссальных усилий специалистов, которые приводили их в порядок. Старые костюмы не должны храниться на металлических вешалках в полиэтиленовых пакетах или в китайских клетчатых сумках. Нельзя им годами висеть и пылиться на манекенах в музеях. Но нам до нормальных музейных условий хранений костюмов кино далеко, поэтому неизвестно, дойдут ли они до следующего поколения.
Обложка: костюмы на киноскладе «Жар-птица» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда