И вот, финал третьего сезона, в ушах озадаченных зрителей все еще звенит последний душераздирающий вопль Лоры Палмер, а глобальный фокус Линча под названием «Твин Пикс» так и остался неразгаданным.
«Дэвид Линч выжил из ума, отберите у него камеру!»
Сериал внимательно смотрели, зная, на какие трюки способен волшебник из города Твин Пикс. Но зрители, пытавшиеся уследить за руками Линча, разочарованы. «Он обманщик! Мошенник! — кричали они. — Это чушь какая-то!». Звучало и классическое: «Дэвид Линч выжил из ума, отберите у него камеру!». Другие и того хуже, начинали выдергивать некоторые символы из контекста и трактовать отдельных персонажей из Твин Пикса: «Это сова, и она здесь затем-то…».
Не пытайтесь. Настоящий фокусник никогда не раскрывает секреты своего мастерства. Но если мы как профессионалы попробуем спокойно и взвешенно, без лишних эмоций рассмотреть феноменальный фокус, проделанный Линчем и Фростом, многое станет понятным.
Образы и символы «Твин Пикса»
На съемках сериала «Твин Пикс»
1990 год. В городке под названием Снокуэли Фолл, в восьми километрах от границы с Канадой Дэвид Линч и Марк Фрост работают над сценарием о Мэрилин Монро (реплика агента Купера: «Дайан, меня до сих пор волнует, было ли что-нибудь между Мэрилин Монро и Кеннеди»). Работа идет плохо, секретов у погасшей звезды явно больше, чем достоверных фактов о ней. Тут Марка Фроста осеняет: к нему является Лора Палмер. И они с Дэвидом Линчем решают рассказать свою историю о падающей звезде.
«Когда мы заканчивали сериал, мне было так грустно. Я не мог себя заставить покинуть мир „Твин Пикса“».
Образ Лоры Палмер, юной звезды, погибшей столь рано и при весьма загадочных обстоятельствах, несомненно, стал ключевым в истории. Более того, Фрост с Линчем настолько увлеклись его созданием, что сами без памяти влюбились в этого персонажа. В одном из своих интервью Линч признается: «Когда мы заканчивали сериал, мне было так грустно. Я не мог себя заставить покинуть мир „Твин Пикса“. Я был влюблен в Лору Палмер, в ее противоречивость. Она словно светилась снаружи, умирая внутри».
Итак, фанаты могут сколько угодно спорить о значении штор в мире Линча, но Лора Палмер — это единственный якорь реальности в противоречивой, населенной различными призраками кино вселенной режиссера. А значит вся символика, связанная с Лорой, — это ключ к пониманию «Твин Пикса». К ее образу Линч возвращается снова и снова даже в третьем сезоне. Ее уже нет, но она по-прежнему важна.
Лора Палмер
Обратите внимание, как Линч скрупулезно лепит образ Лоры Палмер. Он собирает его буквально по кусочкам. Все, что зритель получает в начале — немая фотография девушки с загадочной улыбкой, разрозненные аудиозаписи доктора Джекоби с сеансов психотерапии, фрагменты заснятого на видео пикника с Джеймсом и влюбленной в него Донной.
Королева красоты с раздвоением личности
Кадр из фильма «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (1992)
Королеву, как известно, делает свита. Идиллическое утро в глухом городке, лесопилка молчит, нет даже ветра. Пит Мартелл отправляется на рыбалку и видит на берегу тело Лоры Палмер, завернутое в целлофан.
Кадр из сериала «Твин Пикс»
И все. Обитатели городка потрясены происшествием, родители рыдают, руки патологоанатома дрожат, он не в силах сделать вскрытие Лоры, лучшей подруги его дочери Донны.
Превосходная экспозиция. Все обитатели города реагируют на страшное событие, свита начинает работать на мертвую королеву практически с первой минуты фильма, создавая немыслимую для телеоперы идентификацию мертвой героини.
Водопад (Falls)
Кадр из пилотной серии «Твин Пикс» (1990)
Ключевой символ сериала, напрямую связан с историей главной героини, историей неизбежного, завораживающего падения королевы красоты, ее снисхождения в ад. Также связан с одним из ключевых саундтреков Твин Пикса, композицией «Falling» («Падение»). Падение заканчивается пламенем.
Фотография Лоры Палмер
Визитная карточка сериала — известная всем и каждому фотография Лоры Палмер в диадеме. Начнем с того, что фотографии две.
26 минута — впервые появляется портрет Лоры Палмер в школе. Как и подобает королеве, фотография Лоры находится за стеклом, посреди золотых кубков и прочих школьных наград. И только потом мы видим такую же фотографию на столе в гостиной Палмеров.
Кадр из пилотной серии «Твин Пикс» (1990)
Что интересно, с ключевыми символами у Линча всегда все просто. Фотография Лоры, получившая всемирную известность, — это идеальный образ, который остался после нее.
Кадр из сериала «Твин Пикс»
В третьем сезоне Сара Палмер, мать Лоры, разбивает фотографию дочери, и агенту Куперу не удается ее спасти, не удается вернуть ее свет, восстановить ее в нашей реальности. Она лишь смогла спрятаться в другом измерении под маской официантки Кэрри Пейдж (Carry Page — «переносить (на другую) страницу»).
Кадр из фильма «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (1992)
Два дневника Лоры Палмер
У Лоры два дневника. В обычный, который она готова показать миру, вложен ключ от сейфа. Символика вполне ясна: дневник не так прост, следуй за ключом. И действительно, вскрыв сейф, агенту Куперу удается найти связь между погибшей Лорой и выжившей девушкой Роннет Пулански. В пакете, где лежал ключ, остались следы кокаина. Второй же, подлинный дневник, запрятан очень хорошо. Отдельные его листы находят в департаменте шерифа, спустя 20 лет после гибели Лоры.
«Тайный дневник Лоры Палмер» хранит все, что она прячет даже от самой себя. Она хочет быть нормальной, она хочет верить, что ее отец нормален. Вырванные страницы из тайного дневника — это еще один ключ к образу Лоры.
Возникает путаница — Лора и примерная ученица, и прекрасная подруга для Донны, и идеальная девушка капитана школьной команды, и наркоманка, и даже проститутка. Кто угодно, но не маленькая девочка, которую растлил собственный отец.
Пленки, аудиозаписи
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Записи в кабинете психотерапевта Лоры. Прямая отсылка к пленкам, опубликованным после смерти Мэрилин Монро. Доктор Лоуренс Джакоби влюблен в Лору, как был влюблен в Мэрилин Монро ее психотерапевт. И он так же беспомощен, не в состоянии помочь своей пациентке, как и доктор Гринсон. Записи Лоры разделены — часть пленок доктор Джакоби прячет в кокосе на пластиковом дереве у себя в кабинете. Сюда же он положит цепочку Лоры с половинкой сердца.
Медальон в виде сердца
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Злой дух убивает Лору, как только та отдает половинку сияющего сердечка Джеймсу. Боб срывает медальон со второй половинкой с тела Лоры.
И снова совершенно однозначный символ . Боб не смог заполучить свет Лоры, потому что половину своего сердца она отдала Джеймсу (любовь открывает двери в Белый вигвам, а страх ведет в Черный). Лора и боялась и любила, это объясняет ее бесконечное пребывание в Красной комнате.
Статуя Венеры в коридоре и Красной комнате
Еще один навязчивый символ, связанный с Лорой. На самом деле статуя Венеры не одна — их три. В Красной комнате находится Венера Медицейская (Venus de Medici) — у нее есть руки. В коридоре, между красным занавесом — безрукая Венера Милосская (Venus de Milo). Двадцать лет спустя в Красной комнате появляется Венера из Арля (Venus of Arles).
Обе статуи напоминают зрителю о Лоре, о ее искалеченной душе, даже когда Лоры нет в Красной комнате. Она никогда не поднимается в Черный вигвам (в Мелочную лавку), потому что любила, и не может войти в Белый, потому что ее душа искалечена страхом. Это также отсылка к другой красавице, которая стала жертвой Боба — Терезе Бэнкс — и напоминание, что злых духов притягивает красота. Они жаждут обладать и уничтожить все прекрасное, исковеркать и превратить в безвольный трофей без рук.
Мерцающий свет
Кадр из пилотной серии «Твин Пикс»
Символ появился случайно, как многое в творчестве Линча. В пилотной серии, в тот момент, когда Купер извлек из- под ногтя Лоры букву «Р», начали мигать лампы. С тех пор Линч не раз использовал этот прием — свет мерцает, когда агенты Честер Десмонд и Сэм Стэнли заходят в кафе, где работала Тереза Бэнкс, в сцене убийства Лоры Палмер и во многих других («Твин Пикс: Огонь иди со мной»). Мерцающий свет у Линча — это сигнал: «Осторожно! Вы вторгаетесь на территорию сверхъестественного».
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Линч начинает свою игру с двойниками с самого названия, и эти загадки продлятся до самой развязки. Но «Твин Пикс» — это так же отражение души Лоры Палмер, ее двойственности, красоты и пороков.
Все жители города живут между двумя вершинами и вынуждены выбирать. Вся их жизнь — это метания между светом и тенью. Спокойны и собраны только те персонажи, которые уже сделали выбор в пользу света — это шериф Трумен, Леди с поленом иМайор Бриггс.
Твин Пикс сам является двойником — отражением Белого вигвама и его тени — Черного вигвама.
Двойники в городе «Твин Пикс»
Двойник — тот, кто видел сам себя. А увидеть самого себя — дурное предзнаменование. Предзнаменование смерти. У индейцев существует поверье, что при встрече двойники уничтожают друг друга.
Территория духов
Лес Гоуствуд (буквально — «Лес призраков»)
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Ворота в мир духов.
Лилланд Палмер опознает тело убитой дочери в морге. В этот момент лес вокруг городка оживает, деревья раскачиваются, словно в сильнейшую бурю. Мир духов получил свою жертву.
На двадцатой минуте пилотной серии Линч открывает нам ворота в иной мир — лес Гоуствуд, посреди которого находится самое мистическое место вселенной Твин Пикса, Гластонберийская роща.
Гластонберийская роща
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Роща с одноименным названием существует и в нашей реальности. Она находится в Англии, на пересечении энергетических линий Земли. Согласно легенде, здесь похоронен король Артур. Мистики считают Гластонберийскую рощу входом в подземный мир, межпланетным маяком, источником мистической энергии. Существует легенда, что Гластонбери и есть остров Авалон, где обитали духи, феи, волшебник Мерлин и его злобный двойник Моргана. Так что Гластонберийская роща Линча — американский двойник реальной Гластонберийской рощи в Англии. Это тоже прибежище фей, духов и даже инопланетян.
Лужа в Гластонберийской роще
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Масляная лужа, источающая запах гари. Вход в Черный и Белый вигвам, окруженный двенадцатью сикоморами. Попасть внутрь может каждый. Проход открывается раз в двадцать пять лет при соединении Юпитера с Сатурном и очень уж похож на кроличью нору, в которую упала Алиса.
Вот как, по мнению мистиков, выглядит вход в иное измерение.
Помимо этого есть еще два способа попасть в вигвамы. Любовь открывает вход в Белый вигвам, ключ от Черного — страх. По ту сторону путника ждет коридор из бесконечного алого занавеса и Красная комната.
Рука
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Еще один навязчивый символ, связанный с потусторонним миром. Руки в мире Линча — это в первую очередь воля, выбор. Герои вольны выбирать свою судьбу. Злой дух выбирается из потустороннего мира в наш, как бы вытягивая самого себя за руку из портала. Когда Боб все ближе подбирается к своей жертве, Терезе Бэнкс, у нее отнимается левая рука — то есть она теряет свою волю, контроль над своей судьбой. Все, что происходит с ней отныне, становится фатальным, неизбежным.
С Лорой происходит то же самое. Ночью, накануне гибели, у нее отнимается левая рука. Лора в Красной комнате говорит: «Иногда у меня руки заламываются назад». Это прямая отсылка к ночи ее гибели, когда ей свяжут руки, то есть полностью лишат выбора. Взяв кольцо духов с зеленым камнем, люди (Лора Палмер, агент Честер Десмонд, Тереза Бэнкс) соглашаются покинуть этот мир и перейти в мир духов.
Жесты и танцы
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Это способ общения обитателей потустороннего мира с людьми. Когда агент Купер видит сон с Лорой в Красной комнате, она общается с ним при помощи рук, дает ему подсказки. Некоторые жесты легко понять. К примеру, когда Лора стукает себя по носу, намекая Куперу о злоупотреблении кокаином. Другие же до сих пор не расшифрованы и породили массу гипотез. Например, знаменитый жест Лоры, который прозвали «Meanwhile» («Тем временем»), трактуют как ведийский знак, означающий «бесстрашие». То есть Лора так говорит Куперу: «Будь бесстрашным». Но многие считают, что таким образом она крадет его время. Иные вовсе утверждают, что Лора дает понять, что спит и обнимает подушку.
Карлик в Красной комнате начинает танцевать, а Лора шепчет агенту Куперу имя своего убийцы, но наутро тот не может его вспомнить. У него и зрителей есть только одна подсказка — танцующий карлик. В той же серии Лилланд начинает танцевать, словно одержимый.
Кольцо с зеленым камнем
Кадр из фильма «Твин Пикс: Огонь, иди со мной»
Карлик сидит за зеленым столом из бумажно-слоистого пластика, не проводящим электричество. Он говорит: «Этим кольцом я обвенчаюсь с тобой» («Твин Пикс: Огонь, иди со мной»). Надев кольцо, люди становятся частью мира духов. Кольцо переносит своего обладателя в Красную комнату. Оно не принадлежит лишь Черному вигваму.
Боб впадает в ярость, когда Лора надевает кольцо — потому что она не впустила его, не отдалась злу, она лишь перенеслась в мир духов.
Красная комната
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Камень преткновения всех поклонников творчества Линча. Вот уже 27 лет не смолкают споры, какому вигваму она принадлежит. Линч дает однозначный ответ. Помощник шерифа Ястреб говорит агенту Куперу: «Возможно, ты ничего не боишься в этом мире, но есть и другие миры… мои люди верят, что Белый вигвам — место, где живут духи, которые правят человеком и природой на земле… Черный вигвам — это воплощенная тень Белого вигвама. Каждый дух должен пройти через него на пути к совершенству. Там ты встретишься с воплощением своей тени. Но говорят, если попадешь в Черный вигвам с небезупречной храбростью, он безвозвратно уничтожит тебя» («Твин Пикс», 2 сезон, 18 серия).
Великан объясняет Куперу: «Одно и то же» (One and the same) — ты и в Черном и в Белом вигваме.
Несомненно, что символику Черного и Белого вигвамов Линч почерпнул у Уильяма Берроуза , который рассуждает о ложах в «Городе красной ночи» («вигвам» по английский lodge — ложа): «Миддлтауном (Город Посередине, Город Между) управляет магическое братство. Тебе, наверняка, рассказывали о черных и белых ложах, путях правой и левой руки. Поверь мне, четких различий нет. Но Миддлтаунские Братья стараются не попадать в ситуации, в которой им пришлось бы прибегнуть к чёрной магии».
В Красной комнате все условно, нет времени. Красный занавес подчеркивает сверхъестественность места, а также напоминает о том, что все вокруг иллюзия. Стен нет, лишь алый занавес.
Мелочная лавка
Кадр из фильма «Твин Пикс: Огонь, иди со мной»
Помещение Черного Вигвама, обитель злых духов.
Гормонбозия
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Боль и страдания. То, чем кормятся злые духи. Имеет вид не очень аппетитного кукурузного пюре.
Совы
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Обличие совы могут принимать духи. Так, в девятой серии второго сезона Куперу во сне является Боб с лицом совы. В 11 серии говорится: «В клубе сейчас только совы», в то время как в тот момент там находятся Престарелый сеньор, Великан и Певица. То есть это прямое указание, что духи могут принимать облик сов.
Огонь
Фрагмент постера «Твин Пикс: Огонь, иди со мной»
Символ злых духов, беспощадный, ослепляющий разрушительный огонь страсти и ярости. Запах гари — неизменный спутник Боба. От лужи в Гластонберийской роще тоже несет гарью.
Лора: Быстрее и быстрее. Долгое время ты не будешь чувствовать ничего, а потом сгоришь в огне. Навсегда.
Зеркала
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Еще один излюбленный символ Линча. В зеркале герои встречают своего двойника. Двойник из зеркала — неизменный спутник, часть обыденной реальности. И в то же время в нем, как в дневнике, мы можем увидеть истинное положение вещей.
В «Огонь иди за мной» символика зеркала переплетается с символом дневника — в дневнике Лоры, как и в зеркале, можно увидеть Боба, под какой бы личиной он не прятался. В момент убийства Лоры он показывает напуганной девушке вырванные страницы из ее дневника, затем зеркало: «Ты знала, кто я!». Не в силах вынести собственного отражения Лора надевает кольцо, и с тех пор она потеряна для мира людей.
Твин Пикс — территория людей
Электричество
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Жизненная сила нашего мира. Рука в Красной комнате превращается в наэлектризованный плод — готовится воплотиться в мире людей. Леди с поленом говорит: «Ястреб, электричество повсюду. Его слышно в горах и реках. Оно танцует на море и среди звезд, оно сияет вокруг луны. Но в наши дни свет угасает. Что будет во тьме, которая нарастает?
Светофор
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Предупреждающий знак в мире людей. Именно здесь, у светофора Лора делает свой окончательный выбор — бежит в лес, навстречу своей гибели. То есть светофор в городе — место, где люди еще могут повернуть назад, изменить свою судьбу.
Лесопилка Пакса
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Рациональное обыденное место, где обычные жители могут заработать себе на жизнь. Но лесопилка очень хочет истребить лес. Опять двойники. Лес — обитель духов. Лесопилка — инструмент для уничтожения обители духов.
Леди с поленом
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Она же Маргарет Латерман, она же — Дама с поленом. В полене заключен дух ее покойного мужа, лесоруба. Теперь она живет одна, посреди леса, постоянно звонит помощнику шерифа, сообщая о происходящем. То есть она — связной между миром людей и миром духов. В «Тайной истории Твин Пикс» говорится, что она — одна из детей Твин Пикса, побывавших в Белом вигваме.
Муж Маргарет погиб, когда тушил пожар. После его похорон Маргарет пришла в Гластонберийскую рощу, к кругу из двенадцати платанов (то самое место, где открывается портал в Черный вигвам). Она нашла поваленное дерево дугласовой пихты, вырезала из него полено и с тех пор с ним не расставалась, считая, что через полено она поддерживает ментальную связь со своим погибшим мужем и потусторонним миром. Муж Маргарет был добрым и очень высоким человеком и тушил пожары. Так что можно смело сказать, что Великан, дух Белого вигвама, и есть погибший муж Маргарет.
Белая лошадь
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Являлась Саре Палмер, матери Лоры. Это предупреждение — тебя одурманивают (на старом сленге «horse» — означало героин или кокаин, в зависимости от контекста). В стихотворении Леди с поленом говорит: » …круг боли, страдания тем, кто узрел белую лошадь«. Кокаин — дорога саморазрушения, ведущая к смерти.
Так почему же Линча так сложно понять?
Дэвид Линч на съемках сериала «Твин Пикс»
Потому что он снимает один сериал длиною в жизнь, который нужно смотреть от начала до конца. Так образ электричества, который режиссер нашел в 1977 году (фильм «Голова-ластик») остался с ним поныне — агент Купер «просачивается» в нашу реальность через розетку. Ночное шоссе — еще один сквозной образ режиссера Линча. И эти образы развиваются от одного произведения в другое, трансформируются, прямо как Человек из ниоткуда (Карлик из Красной комнаты) переродился и стал электрическим плодом на дереве.
Линч делает все, чтобы приковать внимание зрителей к своему творению. Он создает идеальную картинку в кадре, парадоксальный сюжет, наполняет свой мир экстравагантными личностями — делает все, чтобы околдовать и заворожить нас.
И все это и сделало его идеальным автором телесериала. Ну кто еще из маститых сценаристов и режиссеров способен заставить зрителя вернуться к своему творению, чей финал разочаровал публику двадцать лет назад? Только Дэвид Линч.