Творческий тандем: режиссер Стэнли Кубрик и художник по костюмам Милена Канонеро

В результате творческого союза «Кубрик — Канонеро» на свет появились культовые фильмы «Заводной апельсин», «Барри Линдон» и «Сияние». «Я всем обязана Стэнли. Он был моим великим учителем, большим художником, неординарным человеком, обладавшим широким кругозором. Я в долгу перед ним», — говорит художник по костюмам, обладательница четырех статуэток «Оскар» Милена Канонеро.

Милена Канонеро на 87-й церемонии вручения премии «Оскар»  / Фото: Zuma / ТАСС
Милена Канонеро на 87-й церемонии вручения премии «Оскар»  / Фото: Zuma / ТАСС

Милена Канонеро родилась в Турине, затем изучала историю искусств и дизайн костюма в Генуе. В конце 60-х годов переехала в Англию, где работала в маленьких театрах, оформляла витрины магазинов и создавала костюмы для телевизионной рекламы. На съемки кубриковского фильма «2001 год: Космическая одиссея» ее пригласил их общий друг, итальянский журналист и сценарист Риккардо Араньо (он помогал Кубрику переводить его фильмы на итальянский язык). После знакомства с режиссером Милена стала работать в его команде, где для начала выполняла различные поручения, чаще связанные с дублированием фильмов. Через три года Кубрик предложил ей разработать футуристическую одежду для фильма «Заводной апельсин».
 

«Заводной апельсин» (1971)

 


«Каждый из нас четверых был prikinut по последней моде, что в те времена означало пару черных штанов в облипку со вшитой в шагу железной чашкой, вроде тех, в которых дети пекут из песка куличи, мы ее так песочницей и называли, а пристраивалась она под штаны, как для защиты, так и в качестве украшения, которое при определенном освещении довольно ясно вырисовывалось, и вот, стало быть, у меня эта штуковина была в форме паука, у Пита был ruker (рука, значит), Джорджик этакую затейливую раздобыл, в форме tsvetujotshka, а Тем додумался присобачить нечто вовсе паскудное, вроде как бы клоунский morder».

 

(Бёрджесс, «Заводной апельсин», пер. В. Бошняк)
 


Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

Милена Канонеро вспоминала: «Так как это был мой первый опыт в кино, то Кубрик во время подготовки к фильму давал мне множество советов и практических заданий. Он отправил меня вместе с художником-постановщиком фотографировать предполагаемые места съемок, чтобы я погрузилась в среду и поняла, чего он хочет. Поэтому моим первым рабочим инструментом стал широкоугольный фотоаппарат Nikon.

В романе „Заводной апельсин“ ярко выписаны персонажи, которые живут в отдаленном будущем, но Кубрик не хотел снимать футуристический фильм, поэтому первым его указанием было осовременить буржуазную вселенную романа, сделать ее более похожей, пусть не без гротеска, на реальность наших дней.

Из описаний костюмов в книге я оставила только бандажи. В романе они были очень сложными (см. эпиграф), я предпочла более простое решение, на которое меня натолкнул костюм крикетиста, в котором как-то сразу после матча актер Малькольм Макдауэлл пришел на примерку. Еще я поменяла в фильме цвет костюмов „друзей“ с черного на белый. В то время я уже жила в Лондоне. Банды, скинхеды были нашей жестокой социальной реальностью, поэтому при разработке костюмов я вдохновлялась тем, что видела вокруг.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

On the steps of Eros, Piccadilly Circus, Terry Spencer (1969) / Фото: Cara Spencer / Museum of London

On the steps of Eros, Piccadilly Circus, Terry Spencer (1969) / Фото: Cara Spencer / Museum of London

Малькольма и его „банду“ я обула в высокие скиндхедские ботинки „bovver», в которые были заправлены белые джинсы. Мне хотелось смешать разные стили, поэтому у главного героя появились котелок и трость. Котелок — это очень английский, буржуазный элемент костюма. У главы уличной банды, котелок внезапно приобретает зловещее и мрачное звучание: с одной стороны, он им оскверняет образ английской респектабельности, а с другой — нагоняет ужас. То же самое относится и к трости, которая придает Малкольму эдвардианский вид, но при этом превращается в оружие, причиняющее боль и помогающее совершать убийства. Котелок и трость — два ироничных элемента костюма — не будем забывать, что „Заводной апельсин“ — это очень английский фильм.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

London, Conservative Party rally, 1969 / Фото: Homer Sykes

London, Conservative Party rally, 1969 / Фото: Homer Sykes

Стиль родителей Малкольма демонстрирует, как я себе представляла будущее британской мелкой буржуазии. Идея заключалась в том, чтобы показать, что молодежная мода, в будущем будет использоваться и более зрелыми людьми.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

Для жены писателя, жертвы банды, я сделала удобный домашний комбинезон. Мне понравился красный цвет, потому что Стэнли хотел чего-то очень яркого и потому что он хорошо смотрелся в светлом интерьере. Я сделала несколько штук для дублей, поскольку мы снимали не по порядку, а в соответствии с музыкальным ритмом.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971) / Фото: Warner Bros.

Это был самый захватывающий опыт. Именно на съемочной площадке „Заводного апельсина“ я поняла, что значит снимать фильм».
 

«Барри Линдон» (1975)

«Стэнли Кубрик сначала предложил работать на этом фильме художнику по костюмам Пьеро Този. Но тот отказался, потому что не знал английского языка и не хотел проводить много времени вдали от дома. Так в фильм пришла я.

Стэнли Кубрик ка съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.
Стэнли Кубрик ка съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Эта картина очень поэтична, но и иронична, поскольку она рассказывает о слабых сторонах главного героя. Фильм красив, как живописное полотно. Все знают, что Кубрик изобретал стиль и метод съемки для каждого своего проекта, никогда не повторяясь, так, в „Барри Линдоне“ доминируют tracking-zooming и длинные проезды камеры под музыку.
 

Сцена из фильма «Барри Линдон» (1975)

Что касается костюмов, то для „Барри Линдона“ в наших исследованиях мы опирались на живопись, но, чтобы не впасть в академизм, делали все по-своему. Во время подготовки к фильму я объездила все костюмные склады Европы, пытаясь понять — нужно ли нам все шить или можно брать из подбора.

На съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Выяснилось, что многие вещи, которые мы могли взять на прокат, нам не подходили, поскольку они были скроены театральным способом, имели современные квадратные плечи и были сшиты из неподходящих тканей. Поэтому все костюмы, кроме пяти моделей, которые появляются в фильме „Барри Линдон“, были специально созданы в нашем собственном пошивочном цеху, состоящем из сорока человек. Эти костюмы скроены по образцу одежды того времени. Только туфли были сделаны в римских мастерских Pompei Shoes.

Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Фрагмент портрета «Три старшие дочери Георга III: принцессы Шарлотта, Августа и Елизавета» / Художник: Thomas Gainsborough

Фрагмент портрета «Три старшие дочери Георга III: принцессы Шарлотта, Августа и Елизавета» / Художник: Thomas Gainsborough

Картина «Семьи Мильбанке и Мельбурн» / Художник: George Stubbs

Картина «Семьи Мильбанке и Мельбурн» / Художник: George Stubbs

Мы стремились придать сценам элегантность, романтизируя эпоху рококо. Нас вдохновляли художники той поры: Гейнсборо, Рейнольдс, Ходовецкий, Шарден, Стаббс, Купер, Цоффани.

Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Совершенно новым и интригующим в фильме было использование свечей в качестве источника освещения. Для съемок этих сцен Стэнли приспособил специальный объектив Zeiss, который до него никто не применял в кино. Уже тогда Кубрик экспериментировал с техническими новинками».
 

«Сияние» (1980)

«В этом фильме Стэнли много снимал со стедикама, который был изобретен Гарретом Брауном в 1975 году и редко использовался до этого. В „Сиянии“ стедикам был оправдан, так как подобная „нервная“ съемка стала одним из сильных выразительных средств фильма. Кубрик даже вызвал изобретателя машины, чтобы тот снял несколько важных сцен, ведь для работы со стедикамом требуется большой навык и ловкость.

На съемках фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Про костюмы. Много говорят о скверном характере и большой требовательности Стэнли. Странно это слышать, поскольку мне с ним работалось легко. На „Сиянии“ мы с Кубриком обсудили стиль костюмов, он утвердил первые образцы, уточнил, как я собираюсь работать дальше и больше уже костюмами не интересовался, предоставив мне полный карт-бланш.

В костюмах для Дэни и его матери я старалась отразить их взаимосвязь, выразить заботу и любовь матери к сыну. Свитер с ракетой связала моя подруга, потому что Стэнли попросил для мальчика что-нибудь, сделанное вручную. Я решила, что такой рисунок понравился бы ребенку этого возраста.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Мать (Венди) носит костюмы, в которых она одновременно похожа на женщину и на ребенка. Часто ее цветовая гамма ее такая же, как у сына. Эта „детскость“ особенно контрастно и жутко смотрится в хоррор-сценах.

Я многим обязана Стэнли. Именно он научил меня изначально продумывать общую цветовую и стилистическую концепцию фильма. И научил меня начинать строить костюм с головы, поскольку большую часть в кино мы видим портреты.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

С Кубриком мне работалось легко и просто, даже по-домашнему. Часто его гараж был нашей базой до того, как фильм переходил на другой производственный уровень.

В доме Стэнли нас окружала теплая и дружелюбная обстановка, множество красивых собак — золотистых ретриверов и кошек. Когда мы начали снимать, Стэнли подарил всем руководителям отделов мини-фургоны Volkswagen. Внутри нашего, который почти всегда водила я сама, был организован небольшой пункт экстренной помощи. Мы всегда спешили. Особенно во времена „Барри Линдона“, который снимался в разных местах. Полиция знала нашу „Scuderia Kubrick“, и меня часто отпускали, когда останавливали за превышение скорости. Только на съемках „Сияния“ ездить так было не нужно, поскольку почти весь фильм снимался на Elstree Studios. Даже экстерьер отеля и заснеженный лабиринт были построены в студии.

На съемках фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Для меня важен каждый из наших трех фильмов. „Барри Линдон“ принес мне „Оскар“, но и другие фильмы связаны с воспоминаниями о прекрасных моментах моей жизни… Быть частью мозаики, внести свой вклад в визуальную реализацию талантливого режиссера — это для меня, безусловно, огромное удовольствие!».

Коллекция Undercover  MEN’S FALL/WINTER 2019 – 2020 / Фото: Undercover
Коллекция Undercover  MEN’S FALL/WINTER 2019 – 2020 / Фото: Undercover

Напоследок хочу заметить, что эти три фильма стали не только классикой кинематографа, но оказали огромное влияние на развитие моды.
 


Обложка: кадр из фильма «Барри Линдон» (1975) / Warner Bros.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *