Шоу, которое организовал на экране режиссер «Подельников» Евгений Григорьев, это, конечно, чушь, скажут некоторые. Такое может случиться где-то там, в соседней деревне, в соседнем городе, ну или в соседней стране, но не у нас на глазах. Вот только в мире режиссера Григорьева это действительно случилось: во время потасовки кто-то обозвал местного вора, и за это поплатился смертью.
На Подельники фильм 2021 отзывы от вызывающих доверие критиков и простых зрителей оказались хвалебными. Но почему «Подельники», фильм, заявленный, что основан на реальных событиях, обрел такой успех?
Казалось бы, история стара как мир, хоть в нее и не верится: по пьяни люди сперва друг друга в щеки целуют, затем отношения выясняют с летальным исходом. Вот только картина Григорьева это что-то большее, чем про вора, который ушел от закона и нашел понимание даже у местной полиции. «Подельники» даже не про месть сына убитого, и даже не про то, как система съедает людей.
На самом деле хоть фильм и жанровый, но он про жизнь. Пусть и маленькой деревеньки, отрезанной от цивилизации и лишенной таких благ как сотовая связь, но многим понятной, потому как люди везде одинаковые.
Кто-то с ужасом, как героиня фильма, назовет это дичью, не поймет, а кто-то просто кивнет с отвращением. Евгений Григорьев, снимающий документальное кино, и здесь решил далеко не отходить от привычного жанра. Порой фильм напоминает не складную историю с завязкой, кульминацией и развязкой, а яркую коробку, куда свалили все ненужное. Однако вещи из коробки только на первый взгляд кажутся хламом, а при детальном рассмотрении обретают смысл.
Зритель может с возмущением спросить: а где месть, где экшен, где, в конце концов, грандиозные разборки, которые можно будет сравнить со сводкой из пугающих криминальных новостей России? Но смотреть фильм надо внимательнее. Ведь история про обычного физрука, который так и не смог вырваться и зажить настоящей жизнью, а потому хочет обязательно дать этот шанс сыну убитого, это фильм про вора в законе, который только на первый взгляд кажется жестоким убийцей, но при близком знакомстве становится понятно, что парень просто не от мира сего, живет «по понятиям» их замкнутой общины. Будь Витька Людоед героем большого города, разъезжающим на импортном автомобиле, он бы не вызвал у зрителя столько противоречивых эмоций, но режиссер будто специально романтизирует образ злодея.
Почему же «Подельники» оставляют такую горечь после просмотра? Может быть потому, что зритель становится частью картины? Все на экране кажется знакомым: и люди, ставшие частью системы, и те, что живут «по понятиям», и мальчик без отца, и бандитские разборки.
Режиссер Григорьев ставит своего зрителя в неловкое положение, заставляет его против воли стать соучастником жизни на экране, почувствовать ту же безнадегу, что и люди из деревеньки, почувствовать ту же безнадегу, что мальчишка, оставшийся без отца.
Разумеется, как и у всякого фильма, у «Подельников» есть минусы. Вот только зритель эти минусы прощает, потому как режиссер задает ему вопросы, ответы на которые дадутся очень нелегко. Каждый, став частью картины, увидит в ней что-то знакомое и свое, и, скорее всего, это будет пыльное прошлое, спрятанное в самый дальний угол старого шкафа.