Убавьте громкость: как будут измерять звук в рекламных роликах

Мероприятие организовали NATEXPO при участии НАТ, а его ведущими стали заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и генеральный директор NATEXPO Александр Широких. 

Генеральный директор NATEXPO Александр Широких / Фото: Виктор ВытольскийГенеральный директор NATEXPO Александр Широких / Фото: Виктор Вытольский

Мы постарались выделить самые важные темы, которые затронул этот семинар.

Как и чем измеряется громкость и соотношения её уровней

Согласно принятым в 2015-ом году поправкам к закону «О рекламе», антимонопольные органы должны выявлять случаи превышения громкости в рекламных роликах путем инструментального контроля.  Для этого была разработана  «Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы».  Что такое громкость, я подробно рассказал в статье «Регулирование и контроль громкости звука в телерадиовещании». Как оказалось, в законе не все так очевидно.

Екатерина Петрук, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции / Фото: Виктор ВытольскийЕкатерина Петрук / Фото: Виктор Вытольский

Екатерина Петрук, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассказала о программно-аппаратном комплексе «АСК-громкость», разработанном при содействии Ассоциации коммуникационных агентств России. Это прибор, позволяющий фиксировать недопустимые отклонения уровня звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и логотипов. С его помощью можно проводить измерения фрагментов записи теле- или радиопрограммы, которые сотрудники ФАС предварительно разделяют в видеоредакторе SDC Free Video Editor и аудиопрограмме Audacity.  

Программно-аппаратный комплекс «АСК-громкость»Программно-аппаратный комплекс «АСК-громкость»

Сотрудники ФАС будут рассматривать уровни громкости  следующих фрагментов:

  • дорекламный фрагмент (300 секунд);
  • межрекламный фрагмент (не более 300 секунд);
  • пострекламный фрагмент (300 секунд);
  • блок рекламы;
  • блок анонсов;
  • сообщение о последующей трансляции рекламы (не менее 5 секунд);
  • логотип теле-, радиоканала (не менее 5 секунд). 

Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»​Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»​

После этого будет проводиться попарное сравнение уровней звука каждого из них:  громкость блока рекламы, блока анонсов, сообщения о последующей трансляции рекламы и логотипа не должна превышать уровень громкости звука дорекламного, пострекламного, либо межрекламного фрагментов более, чем на 1,5 дБ*.

Примечание: *Уровень громкости в стандарте ITU-R BS.1770 измеряется в LKFS, а в EBU R128  — LUFS. Единицы LKFS и LUFS эквивалентны между собой и соответствуют 1 дБ относительно максимального уровня квантования.

Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»​

Полученные результаты измерений, в том числе выявленные превышения уровней громкости звука более чем на 1,5 дБ, фиксируются сотрудниками ФАС. По закону, ответственность за нарушение несет рекламораспространитель, то есть канал, который и должен выплатить штраф от 100 000 до 500 000 рублей.   

 

О методах надзора за исполнением закона

По словам Екатерины Петрук, нарушения будут выявлять как путем мониторинга, так и в результате рассмотрения обращений юридических и физических лиц. Кроме того, ФАС проведет плановые и внеплановые выездные проверки компаний, осуществляющих теле- и радиовещание.  Петрук рассказала, что комплекс «АСК-громкость» у ФАС всего один, поэтому территориальные органы не могут измерять уровень звука самостоятельно и будут вынуждены передавать записи в центральный аппарат. Остается непонятным, почему у ФАС всего один экземпляр устройства, ведь позже на семинаре говорилось, что любой телеканал может приобрести его у производителя. 

Екатерина Петрук / Фото: Виктор ВытольскийЕкатерина Петрук / Фото: Виктор Вытольский

Согласно требованиям «Методики», источниками записи для измерения  могут быть следующие сигналы: 

  • эфирное аналоговое вещание;
  • эфирное цифровое вещание;
  • аналоговое кабельное вещание;
  • цифровое кабельное/IPTV-вещание.
Антимонопольная служба и  Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) заключили соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым ФАС  может запрашивать у Министерства разрешение использовать технические средства операторов связи,  в том числе и ФГУП «Российская Телевизионная Радиовещательная сеть» (РТРС). Таким образом, служба сможет получать доступ к записям теле- и радиоканалов, входящих в первый и второй мультиплексы. 

 

О результатах работы

На данный момент были отмечены нарушения каналов НТВ, ТНТ, ТВ3, Ю, ТВЦ, СТС, Домашний, Звезда, МАТЧ-ТВ,  КХЛ,  Наше новое кино, а также ряда других региональных вещателей.  Всего превышения уровня звука выявлены у 30% всех записей, проанализированных региональными органами.  

В 2015 году, впервые за всю историю развития законодательства о рекламе, были возбуждены и рассмотрены дела о превышении уровня громкости звука рекламы, как в центральном аппарате, так и в территориальных органах ФАС. 

Александр Малинин, руководитель дирекции сетей распространения телерадиопрограмм производственно-технологического департамента ВГТРК / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Малинин​ / Фото: Виктор Вытольский

Александр Малинин, руководитель дирекции сетей распространения телерадиопрограмм производственно-технологического департамента ВГТРК, заметил, что данная методика не в полной мере учитывает рекомендации, разработанные Минкомсвязи России. Андрей Кашеваров ответил, что ФАС готов к любым коррективам, соответствующим норме закона: «Но нам нужен результат: громкость теле- и радиопередач  должна совпадать по уровню с рекламой».  Он также объяснил, что службе не всегда удается проанализировать именно тот рекламный блок, на который сотрудники обратили внимание во время мониторинга: все программы и передачи хранятся только один месяц. «Если у канала есть проблема, то она системная», — пояснил Кашеваров.

 

О несовершенстве системы разделения сегментов

Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина объяснила, что сравнение рекламы и анонсов идет  попарно с фрагментами, демонстрировавшимся в эфире до и после них. Все это сравнивается отдельно, поскольку именно эти фрагменты указаны в законе: реклама, анонсы, сообщения о логотипе и  уведомление о том, что идёт реклама. 

Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина / Фото: Виктор ВытольскийТатьяна Никитина / Фото: Виктор Вытольский

Игорь Ядыкин, заместитель руководителя отдела технического развития ОАО «Первый канал», высказал свои опасения по поводу подобной системы:  

«Проблемы громкости канал рассматривает с самого своего создания: за уровнем звука у нас следили звукорежиссеры, на слух уменьшавшие громкость рекламы. Тем не менее,  нам каждый год приходили письма с уведомлениями о нарушении закона.

Игорь Ядыкин, заместитель руководителя отдела технического развития ОАО «Первый канал» / Фото: Виктор ВытольскийИгорь Ядыкин / Фото: Виктор Вытольский

В 2010 году мы пригласили независимых экспертов компании Dolby, которые провели измерения нашего тракта в течение месяца, и в ответ на очередное письмо мы представили этот отчёт. Измерение показало уровень нашей громкости: -21 LUFS. Больше к нам претензий не было.

Первый канал оснастил все свои производства средствами контроля громкости по рекомендациям Международного Союза Электросвязи и провёл тренинги всех звукорежиссёров телеканала и производящих для него компаний – это около 100 человек. Рекомендованный уровень громкости эфира составляет -23 LUFS, и короткие программы в виде анонсов и рекламы должны ему точно соответствовать. 

Игорь Ядыкин / Фото: Виктор ВытольскийИгорь Ядыкин / Фото: Виктор Вытольский

В художественных программах это уровень всей передачи. На отдельных же фрагментах он может варьироваться в определенных пределах. Поэтому найти точку прерывания, в которой предшествующие и последующие 5 минут соответствуют уровню -23 LUFS крайне сложно, и мы не сможем уместить в час заданное количество роликов. Предлагается узаконить уровень -23 LUFS и следовать только ему. В настоящее время мы работаем над  расширением динамического диапазона, но вынуждены его ограничивать, так как сохраняем аналоговое вещание. Надеюсь, к концу года эта проблема будет решена».

По словам Ядыкина, звуковые процессоры не решают проблему автоматического контроля громкости, так как вносят искажения ее уровня, не устраняют перепады полностью и мешают художественному восприятию передачи. Кроме того, устройства разных производителей работают по-разному, а процедура их сертификации отсутствует. Татьяна Никитина в свою очередь заметила, что на сегодняшний день в государственный реестр измерительных приборов внесён только один измеритель уровня громкости, которым и пользуется ФАС.  

 

О стандартах контроля громкости и предложении «ТВ Центр»

Заместитель директора технической дирекции АО «ТВ Центр» Алексей Брусницкий рассказал о стандартах, которыми пользуются их проекты. В апреле 2015 года в основу требований к своей продукции они взяли рекомендации Международного союза электросвязи ITU-R BS.1770 и Европейского вещательного союза EBU R128. После обучения звукорежиссеров и инженеров, компания установила плагин  NUGEN VizLM на рабочие станции Pro Tools для нормализации громкости продукции. В ОТК были установлены мультиформатные анализаторы Harris TVM9140 с опцией измерения параметров громкости. В эфирных аппаратных ТВ Центр установили измерители DK Technology TM7, а в эфирном тракте — усилители-распределители EVERTZ с опцией IntelliGain.  

Заместитель директора технической дирекции АО «ТВ Центр» Алексей Брусницкий / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Брусницкий / Фото: Виктор Вытольский

Результат вышел таким.  

 
Измерения на выходе тракта проводились в течение 12 часов и показали, что громкость поддерживалась на уровне -23 LUFS. 

Несмотря на все меры, компания получила предписание от ФАС о превышении громкости звука в анонсе на 1,71 дБ. После проверки стало понятно, что полностью удовлетворять всем требованиям в реальной жизни невозможно. Оказалось, что в старом советском фильме пять минут до рекламы были с низким уровнем звука, и при вставке оперативной рекламы, нормализатор просто не справился со скачком в 7-8 дБ, хотя и уменьшил его до 1,7 дБ.

Для решения проблемы в «ТВ Центр» разработали план:
 

  • провести тестирование и определить возможность использования автоматизированной проверки и нормализации уровня громкости всех без исключения эфирных мастеров;
  • разработать и внедрить рабочие процессы автоматизированной проверки и нормализации;
  • подобрать и протестировать систему контрольной («полицейской») записи, удовлетворяющую новым требованиям;
  • провести тестирование и настройку оборудования Evertz совместно со звукорежиссерами телеканала и инженерами Evertz. 
В систему МАМ ТВЦ (Point Master) встроен нормализатор громкости Minnetonka AudioTools FOCUS Server, ОТК фиксирует измеренные значения до и после нормализации.

Заместитель директора технической дирекции АО «ТВ Центр» Алексей Брусницкий / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Брусницкий / Фото: Виктор Вытольский

Компания провела экспериментальное исследование по утверждённой методике ФАС. В анализе участвовали восемь российских художественных фильмов с заранее нормализованным звуком до целевого уровня -23 LUFS. Это были:

  • «Человек с бульвара Капуцинов»;
  • «Дело было в Пенькове»;
  • «Женщины»;
  • «Дело Румянцева»;
  • «Чужая родня»;
  • «Змеелов»;
  • «Двойной обгон»;
  • «Умница, красавица».
Исследование рассматривало 60 произвольных фрагментов фильмов хронометражем 5 минут каждый: измерения интегральной громкости фрагментов на основе Рекомендаций Европейского вещательного союза EBU R 128 проводились программным обеспечением Loudness Analyzer компании Теком и AudioTools FOCUS компании Minnetonka Audio’s

Вот результат анализа:

В зоне риска находятся четыре фрагмента фильмов, имеющие уровень от – 24 LUFS до – 25 LUFS, а 13 фрагментов гарантировано превысят допустимые 1,5 LU по соотношению уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы. 

На основе этих данных Брусницкий сделал следующие выводы:

  • текущая методика измерения и проверки соблюдения законодательства требует изменений;
  • в качестве возможной альтернативы предлагается вариант расширения контрольного диапазона с 1,5 LU до 2,4 LU.
P.S. В среду, 12 октября, на базе телекомпании «ТВ Центр» состоялось первое заседание Экспертного совета НАТ, созданного для формирования консолидированного предложения по изменениям методики измерения громкости ТВ-рекламы.   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *