Генеральный директор NATEXPO Александр Широких / Фото: Виктор Вытольский
Мы постарались выделить самые важные темы, которые затронул этот семинар.
Как и чем измеряется громкость и соотношения её уровней
Екатерина Петрук / Фото: Виктор Вытольский
Екатерина Петрук, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассказала о программно-аппаратном комплексе «АСК-громкость», разработанном при содействии Ассоциации коммуникационных агентств России. Это прибор, позволяющий фиксировать недопустимые отклонения уровня звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и логотипов. С его помощью можно проводить измерения фрагментов записи теле- или радиопрограммы, которые сотрудники ФАС предварительно разделяют в видеоредакторе SDC Free Video Editor и аудиопрограмме Audacity.
Программно-аппаратный комплекс «АСК-громкость»
Сотрудники ФАС будут рассматривать уровни громкости следующих фрагментов:
- дорекламный фрагмент (300 секунд);
- межрекламный фрагмент (не более 300 секунд);
- пострекламный фрагмент (300 секунд);
- блок рекламы;
- блок анонсов;
- сообщение о последующей трансляции рекламы (не менее 5 секунд);
- логотип теле-, радиоканала (не менее 5 секунд).
Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»
После этого будет проводиться попарное сравнение уровней звука каждого из них: громкость блока рекламы, блока анонсов, сообщения о последующей трансляции рекламы и логотипа не должна превышать уровень громкости звука дорекламного, пострекламного, либо межрекламного фрагментов более, чем на 1,5 дБ*.
Примечание: *Уровень громкости в стандарте ITU-R BS.1770 измеряется в LKFS, а в EBU R128 — LUFS. Единицы LKFS и LUFS эквивалентны между собой и соответствуют 1 дБ относительно максимального уровня квантования.
Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»
О методах надзора за исполнением закона
Екатерина Петрук / Фото: Виктор Вытольский
Согласно требованиям «Методики», источниками записи для измерения могут быть следующие сигналы:
- эфирное аналоговое вещание;
- эфирное цифровое вещание;
- аналоговое кабельное вещание;
- цифровое кабельное/IPTV-вещание.
О результатах работы
В 2015 году, впервые за всю историю развития законодательства о рекламе, были возбуждены и рассмотрены дела о превышении уровня громкости звука рекламы, как в центральном аппарате, так и в территориальных органах ФАС.
Александр Малинин / Фото: Виктор Вытольский
Александр Малинин, руководитель дирекции сетей распространения телерадиопрограмм производственно-технологического департамента ВГТРК, заметил, что данная методика не в полной мере учитывает рекомендации, разработанные Минкомсвязи России. Андрей Кашеваров ответил, что ФАС готов к любым коррективам, соответствующим норме закона: «Но нам нужен результат: громкость теле- и радиопередач должна совпадать по уровню с рекламой». Он также объяснил, что службе не всегда удается проанализировать именно тот рекламный блок, на который сотрудники обратили внимание во время мониторинга: все программы и передачи хранятся только один месяц. «Если у канала есть проблема, то она системная», — пояснил Кашеваров.
О несовершенстве системы разделения сегментов
Татьяна Никитина / Фото: Виктор Вытольский
Игорь Ядыкин, заместитель руководителя отдела технического развития ОАО «Первый канал», высказал свои опасения по поводу подобной системы:
«Проблемы громкости канал рассматривает с самого своего создания: за уровнем звука у нас следили звукорежиссеры, на слух уменьшавшие громкость рекламы. Тем не менее, нам каждый год приходили письма с уведомлениями о нарушении закона.
Игорь Ядыкин / Фото: Виктор Вытольский
В 2010 году мы пригласили независимых экспертов компании Dolby, которые провели измерения нашего тракта в течение месяца, и в ответ на очередное письмо мы представили этот отчёт. Измерение показало уровень нашей громкости: -21 LUFS. Больше к нам претензий не было.
Первый канал оснастил все свои производства средствами контроля громкости по рекомендациям Международного Союза Электросвязи и провёл тренинги всех звукорежиссёров телеканала и производящих для него компаний – это около 100 человек. Рекомендованный уровень громкости эфира составляет -23 LUFS, и короткие программы в виде анонсов и рекламы должны ему точно соответствовать.
Игорь Ядыкин / Фото: Виктор Вытольский
В художественных программах это уровень всей передачи. На отдельных же фрагментах он может варьироваться в определенных пределах. Поэтому найти точку прерывания, в которой предшествующие и последующие 5 минут соответствуют уровню -23 LUFS крайне сложно, и мы не сможем уместить в час заданное количество роликов. Предлагается узаконить уровень -23 LUFS и следовать только ему. В настоящее время мы работаем над расширением динамического диапазона, но вынуждены его ограничивать, так как сохраняем аналоговое вещание. Надеюсь, к концу года эта проблема будет решена».
По словам Ядыкина, звуковые процессоры не решают проблему автоматического контроля громкости, так как вносят искажения ее уровня, не устраняют перепады полностью и мешают художественному восприятию передачи. Кроме того, устройства разных производителей работают по-разному, а процедура их сертификации отсутствует. Татьяна Никитина в свою очередь заметила, что на сегодняшний день в государственный реестр измерительных приборов внесён только один измеритель уровня громкости, которым и пользуется ФАС.
О стандартах контроля громкости и предложении «ТВ Центр»
Алексей Брусницкий / Фото: Виктор Вытольский
Результат вышел таким.
Несмотря на все меры, компания получила предписание от ФАС о превышении громкости звука в анонсе на 1,71 дБ. После проверки стало понятно, что полностью удовлетворять всем требованиям в реальной жизни невозможно. Оказалось, что в старом советском фильме пять минут до рекламы были с низким уровнем звука, и при вставке оперативной рекламы, нормализатор просто не справился со скачком в 7-8 дБ, хотя и уменьшил его до 1,7 дБ.
Для решения проблемы в «ТВ Центр» разработали план:
- провести тестирование и определить возможность использования автоматизированной проверки и нормализации уровня громкости всех без исключения эфирных мастеров;
- разработать и внедрить рабочие процессы автоматизированной проверки и нормализации;
- подобрать и протестировать систему контрольной («полицейской») записи, удовлетворяющую новым требованиям;
- провести тестирование и настройку оборудования Evertz совместно со звукорежиссерами телеканала и инженерами Evertz.
Алексей Брусницкий / Фото: Виктор Вытольский
Компания провела экспериментальное исследование по утверждённой методике ФАС. В анализе участвовали восемь российских художественных фильмов с заранее нормализованным звуком до целевого уровня -23 LUFS. Это были:
- «Человек с бульвара Капуцинов»;
- «Дело было в Пенькове»;
- «Женщины»;
- «Дело Румянцева»;
- «Чужая родня»;
- «Змеелов»;
- «Двойной обгон»;
- «Умница, красавица».
Вот результат анализа:
В зоне риска находятся четыре фрагмента фильмов, имеющие уровень от – 24 LUFS до – 25 LUFS, а 13 фрагментов гарантировано превысят допустимые 1,5 LU по соотношению уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы.
На основе этих данных Брусницкий сделал следующие выводы:
- текущая методика измерения и проверки соблюдения законодательства требует изменений;
- в качестве возможной альтернативы предлагается вариант расширения контрольного диапазона с 1,5 LU до 2,4 LU.