Да и сравнения ТНТ с СТС сейчас уже кажутся и неуместными, и неоригинальными: статьи под кодовым названием «“Лондонград” vs “Измены”» в конце сентября не писал редкий телекритик. Но я не телекритик и не претендую на знание всех тонкостей отечественного телепроизводства. Одно могу сказать точно: с моей субъективной колокольни прекрасно видно, что ТНТ уже может спокойно конкурировать не со своим развлекательным партнером, а бери выше. Да-да, с самим Первым.
Началось это всё не сегодня и не вчера. У меня даже есть примерная точка отсчета, когда с ТНТ начали считаться главные государственные каналы. Но сперва стоит вспомнить, что собой представлял канал около десяти лет назад. «Дом-2», Букины, «Саша + Маша» да «Окна» с Нагиевым. Торжество плохого вкуса поддержала молодежь, отказавшаяся от кавээновского успеха в пользу «экспериментального» юмора на Comedy Club. Вы, наверное, уже и не помните, но появившаяся тогда на сцене «Манера» молодая шпана воспринималась телезрителями исключительно как укурки, наркоманы и гомосексуалисты.
Я вспоминаю историю, случившуюся во время моей учебы на режиссерском. Мы с друзьями-коллегами как раз сидели в помещении, называемом на ВКСР «буфетом», то есть вокруг электрического чайника, и обсуждали ситуацию, когда «Универ» перестал быть плохо сыгранным и снятым за копейки скетч-шоу и превратился в «Универ. Новая общага» – вполне себе кино. Мимо проходила наша однокурсница и, услышав нашу беседу, фыркнула: «Как вы можете обсуждать это?» Мы спросили у нее: «А ты хоть видела?» – на что она возмутилась: «Нет, конечно!»
Сериал «Универ. Новая общага» на ТНТ
Я не знаю, какова была стратегия финансиста Артура Джанибекяна и генпродюсера канала Дмитрия Троицкого, но Comedy Club Production и 7ART, появившиеся спустя несколько лет после первого успеха «Камеди», во многом определили судьбу ТНТ. Возможно, и сейчас есть люди, которые до сих пор считают канал ТНТ «сборищем идиотов», но мы с вами трезвые люди и понимаем, что это давно не так.
Давайте вернемся к точке отсчета, когда что-то сломалось в схеме «ТНТ – канал для гопоты и укурков» и слоганом стала не самая удачная фраза в мире, но довольно ёмко объясняющаяся смысл происходящего – «Почувствуй нашу любовь». Для меня этой точкой явилось лето 2012 года. Тогда Сергей Светлаков и Гарик Мартиросян подписали договор с ТНТ, согласно которому они не могли появляться на других каналах. Это был сезон, когда выходящий на Первом «Прожекторпэрисхилтон» находился на пике популярности. Доверять слухам – занятие сомнительное, но редко когда еще так активно обсасывалась история про то, как, якобы, Константин Эрнст сам (сам!) пришел к тогдашнему гендиректору «Газпром-Медиа» Николаю Сенкевичу, чтобы попросить «одолжить» двух ведущих у ТНТ ради одного проекта на Первом, но Сенкевич отказал ему (отказал! ему!). Слухи слухами, но есть достоверная цитата главы «Газпром-Медиа»: «У нас была заключена сделка с продюсерским центром Comedy Club Production. И одним из условий этого соглашения было то, что ключевые сотрудники этой компании сотрудничают только со структурами холдинга и, прежде всего, каналом ТНТ. Более того, такие соглашения и такие условия для наших ведущих не являлись ни для кого секретом. Добрая воля это, конечно, хорошо, но есть контракт, есть условия. И мы не можем их менять или переделывать».
Comedy Club на ТНТ
Почему мне кажется это важным? Потому что именно тогда окончательно сформировалась супергеройская команда ТНТ, подобно «вселенной Marvel». В «Таком кино» может оказаться персонаж из «Универа», в «Универе» – актер из «Однажды в России», в «Однажды в России» – член команды «Интернов», в «Интернах» – участник «ХБ», а все вместе они появляются в «Камеди Клабе» и «Comedy Woman». Круг не замыкается, вселенная ТНТ прирастает новыми супергероями. Продюсеры 7ART и Comedy Club Production становятся собственниками, без шуток, медиаимперии. Это может выглядеть хорошо, а может смотреться очень плохо, но у ТНТ получилось хорошо. Знаете почему? Конечно, знаете.
За последние год-два нынешний гендиректор ТНТ Игорь Мишин запустил проекты, которые не могли себе позволить ни Эрнст, ни Муругов. Точнее, Эрнст может все, но он же не запустил заново «Закрытый показ», а Мишин, воспользовавшись паузой, начал показывать по воскресеньям «Открытый показ» с «Овсянками», «Дураком» и даже «Нимфоманкой» (пускай, нещадно порезанной, но всё же). При этом рейтинг «Открытого показа» не поднимается выше 1%, и такая цифра рождает не жалость, а гордость. «Безумству храбрых…» В конце концов, с правами на первый телепоказ «Убрать из друзей» Константин Львович мог бы и не париться, зная его дружбу с Тимуром Бекмамбетовым. Эрнст не парился. Мишин воспользовался ситуацией и показал первым самый прибыльный фильм режиссера постсоветского пространства.
Игорь Мишин, генеральный директор ТНТ
Мишин может себе позволить продюсировать совсем не детский «Орлеан», ведет переговоры о показе на своем канале «Страны Оз» Сигарева и с искренней радостью просит журналистов о том, чтобы те внимательнее смотрели Comedy Club. А юмор в «Камеди» существенно вырос за десять лет: тут вам и жесткие шутки про санкции, и зубастая сатира в монологах Павла Воли, и прямое издевательство над выборными кампаниями, и миниатюры с «Путиным».
Примеров много. Но толчком к написанию этого текста, который, кажется, и без меня крутится у всех в голове, послужил, конечно, сериал «Измены». У него был скромный пиар (во всяком случае, не такого масштаба, как у «Лондонграда»), почти отсутствовала поддержка в СМИ разного вида. Но у «Измен» был режиссер Вадим Перельман с тремя номинациями на «Оскар» за «Дом из песка и тумана», были диалоги на нормальном русском языке, был понятный каждому сюжет и была главная российская актриса XXI века Елена Лядова. Пускай Лядова и заявлена как исполнительница главной роли, но её Ася – скорее, макгаффин, а сериал не про измены.
Сериал «Измены» на ТНТ
Всего вышеперечисленного хватило сполна, чтобы покорить зрителей и вывести канал ТНТ из разряда «один из двух развлекательных каналов России» на совсем другую, еще не изведанную современным телевидением территорию, где утром показывают мультики, днем смеются, вечером крутят что-то очень дорогое из каталога Warner Bros., а ночью показывают ту же «Нимфоманку».
Я не говорю, что ТНТ – телевидение мечты. Я не говорю, что сделай, как на ТНТ, и тебя будут все любить. Тебя, наоборот, скорее всего, будут все ненавидеть. Но включая этот канал, я всегда думаю: как же все просто, почему никто, кроме Мишина с Дулерайном, не догадался в свое время о таком вот простом рецепте приготовления собственного контента? Едва ли не хвастаясь тем, что благодарную аудиторию 12+ здесь не очень-то ждут. Так что уберите детей подальше от телевизора, почувствуйте себя эгоистом.
Заставлю себя вставить собственное мнение по поводу «Измен» и «Лондонграда». Но только лишь потому, чтобы вы не думали, что я прошу вас встать по одну сторону баррикад. Если коротко, то в сериале СТС есть существенные плюсы, вроде выдающегося русского актера Павла Юрьевича Ильина, а в «Изменах» есть куча сценарных косяков.
Павел Ильин в сериале «Лондонград. Знай наших!» на СТС
На ТНТ, не будем забывать, всё еще есть и «Дом-2», и «Битва экстрасенсов» (но, кстати, «Дом-2» давно уже вызывает не больше раздражения, чем прогноз погоды, а «Экстрасенсы» кажутся то ли шуткой, то ли недоразумением). Скоро на Первом выйдет «Метод», чей потенциал огромен, но мы все равно будем его сравнивать не с «Декстером», а с новейшей историей отечественного телевизионного производства. И если я где-то переоценил вклад ТНТ в развитие нашего «телика», то это всё эмоции, а, как известно, эмоциональный взгляд на вещи – самый честный и неподвластный голосам извне.