Правдивая часть истории в этих фильмах уходит на задний план, являя зрителю некий художественный вымысел, где персонаж, страна, время — обозначаются лишь легкими штрихами. Костюм тут чаще всего тоже является стилизацией, который обязательно подчинен моде того времени, когда создавался фильм, чтобы быть понятнее и интереснее зрителю.
Интересно проследить это на примере русской императрицы немецкого происхождения Екатерины Великой, чья жизнь (а больше — любовные истории) давно привлекает кинематограф. По версии сайта IMDb, существует 54 фильма (и сериала), в которых фигурирует Екатерина. Это при том, что в списке нет последнего сериала HBO «Екатерина Великая» (2019) с Хелен Миррен в главной роли.
Екатерину II играли самые красивые кинозвезды мировой величины: Пола Негри (фильм «Запретный рай» (1924)), Марлен Дитрих (фильм «Распутная императрица» (1934)), Бетт Дэвис (фильм «Джон Пол Джонс» (1959)), Жанна Моро (фильм «Екатерина Великая» (1968)), Джулия Ормонд (фильм «Молодая Екатерина» (1991)), Марина Влади (фильм «Сны о России» (1992)), Кэтрин Зета-Джонс (фильм «Екатерина Великая» (1995)) и Катрин Денев (фильм «Пираты Эгейского моря» (2012)).
Возьмем самые известные байопики и посмотрим, как менялся кинематографический облик императрицы в течение последних 100 лет.
Фильм «Екатерина Великая» (1920)
Считается, что первый фильм, который целиком посвящен императрице с соответствующим названием «Екатерина Великая» (Katharina die Große) был снят в Германии в 1920 году режиссером Рейнольдом Шунцелем (Reinhold Schünzel).
Кадр из фильма «Запретный рай» (1924) / Фото: Paramount Pictures (2)
Сам Шунцель начинал свою карьеру в кино в качестве актера и даже снимался у Эрнста Любича в немецком фильме «Мадам Дюбарри» (1919) с Полой Негри в главной роли. Позже он снова вернулся к актерской профессии и сыграл у Альфреда Хичкока доктора Андерсона в фильме «Дурная слава» (1946).
Фильм «Запретный рай» (1924)
1923 году в Голливуде именно Эрнст Любич приступает к съемкам фильма «Запретный рай» по адаптированной Эдвардом Шелдоном пьесе Лайоша Биро и Мельхиора Лендьела «Царица», которая тогда с успехом шла на бродвейской сцене. Этот проект создавался специально под новую голливудскую звезду, польскую актрису Полу Негри (настоящее имя Барбара Аполония Халупец), которая на пике своего успеха эмигрировала в США с предложенным ей выгодным контрактом от кинокомпании Paramount.
Как вспоминал художник по костюмам фильма «Запретный рай» Говард Грир в своей автобиографии Designing Male: «Сегодня в кино нет никого, кто внушал бы такой трепет, какой Пола внушала тогда Famous Players-Lasky. Она выбирала сюжеты, режиссеров, актеров и решала, в какое время начнутся съемки и когда они закончатся. Часть ее очарования состояла в том, что она была иностранкой, а, следовательно, была загадочной».
Негри же диктовала и стиль костюмов, в которых самый большой упор делался на роскошь, моду и желание во всем превзойти признанную икону стиля, звезду той же студии — Глорию Свенсон.
Кадр из фильма «Запретный рай» (1924) Фото: Paramount Pictures. Пола Негри в платье от Жанны Ланвен фасона robe de style / Фото: Tadeusz Styka
Поэтому создатели фильма «Запретный рай» смешали стиль России времен Екатерины II и модные направления, которые позаимствовали в журнале Vogue 1920-х годов. Так горностаевая мантия, императорская корона и двуглавые орлы соседствуют с платьями фасона Robe de Style, придуманными Жанной Ланвен, а сама императрица пострижена по последней французской моде.
Фильм «Королевский скандал» (1945)
Спустя почти 20 лет Эрнст Любич снова возвращается к пьесе Лайоша Биро и Мельхиора Лендьела «Царица». Но в итоге, новую версию «Запретного рая» (теперь она назвывается «Королевский скандал» (1945)) снимает режиссер Отто Преминджер, поскольку Любичу стало плохо на съемках.
Екатерину II в нем сыграла актриса Таллула Бэнкхед. В этом фильме ни в костюмах, ни в декорациях тоже нет ничего аутентичного, если только фижмы под платьями. Прически указывают нам на 1940-е года. Костюмы, созданные художником Рене Хубертом, учеником парижского кутюрье Жана Пату, по фасону и отделкам — на гламурный голливудский стиль 1930-1940-х годов ХХ века и несут в себе некую театральную условность.
Фильм «Возвышение Екатерины Великой» (1934)
Британский фильм о немецкой принцессе, которая становится русской императрицей, был запрещен к показу в нацистской Германии, поскольку режиссер фильма Пол Циннер и исполнительница главной роли актриса Элизабет Бергнер (его жена) были евреями.
Кадр из фильма «Возвышение Екатерины Великой» (1934) / Фото: United Artists (2)
Огромные массовки, помпезные декорации, бесконечные переодевания главных персонажей потребовали больших финансовых вложений. Считается, что это самая дорогая британская постановочная картина того времени. По данным Variety фильм стоил около $400 тыс.
Художник по костюмам Джон Армстронг в цвете, тканях и фактурах прекрасно раскрыл характер персонажей и показал процесс превращения юной наивной принцессы во властную императрицу. Однако сегодня все равно забавно смотреть на выщипанные брови Элизабет Бергнер по моде 1930-х годов, платья с мягкими лифами и на вольно стилизованную военную форму.
Кадр из фильма «Возвышение Екатерины Великой» (1934) / Фото: United Artists
Фильм этот не имел большого кассового успеха, потому что почти в это же время на экраны вышла картина Джозефа фон Штернберга «Распутная императрица» с Марлен Дитрих в роли Екатерины II.
Фильм «Распутная императрица» (1934)
Фильм снят в стиле немецкого кино-экспрессионизма. Зритель видит не воспроизведение реальности, а визуализацию восприятия «варварской России» утонченной немецкой принцессой. Отсюда деревянные идолы, которые окружают ее в кадре и бревенчатые срубы стен. Главная героиня снова показана с точки зрения ее ненасытной сексуальности. Черта, которую приписывают Екатерине, больше всего привлекает кинематографистов. Само название фильма — The Scarlet Empress — намекает на термин scarlet woman, так в Библии называют вавилонскую блудницу.
Художник по костюмам, глава костюмерного департамента Paramaunt Тревис Бэнтон не жалел на Дитрих соболей и парчи. Позже он вспоминал: «Костюм должен подчеркивать характер того, кто его носит, и помогать раскрытию драматургии. Русская придворная жизнь времен Екатерины Великой была временем самых великолепных костюмов из всех периодов европейской истории».
Но при этом, Тревис Бэнтон приблизил костюм не к стилю XVIII века, а к началу ХХ. Возможно, потому что для зрителей 1930-х годов русский императорский двор был больше знаком по фотографиям Николая II и Александры Федоровны, трагическая судьба которых еще вызывала острое сочувствие.
Кадр из фильма «Распутная императрица» (1934) / Фото: Paramount Pictures.Императрица России Александра Феодоровна, фотопортрет работы фотографа Пазетти. 1896 год / Фото: romanovempire.org
Сериалы о Екатерине
Позже было снято еще немало фильмов и сериалов, в которых фигурировала Екатерина II. Среди них были такие, которые серьезно относились к русской императрице, но были и комедии, и даже порно.
В 1990-х годах вышло сразу два сериала про императрицу: «Юная Екатерина» (1991) с Джулией Ормонд в главной роли и «Екатерина Великая» (1995) с Кэтрин Зета-Джонс. «Юная Екатерина» — это международный проект, в котором принимала участие Россия. Наша сторона была представлена костюмами, которыми занималась известная петербургская художница по костюмам Лариса Конникова. За них она получила номинацию на премию «Эмми» в категории «лучший дизайн костюма для мини-сериала».
Кадр из сериала «Екатерина Великая» (1995) / Фото: HBO. Кэтрин Зета-Джонс в роли для сериала «Екатерина Великая» (1995) / Фото: UFA International
Костюмы к сериалу с Кэтрин Зета-Джонс делала немецкий художник по костюмам Барбара Баум. Она известна своим десятилетним сотрудничеством с режиссером Райнером Вернером Фассбиндером, результатом которого стали 20 фильмов и несколько телевизионных постановок.
Появлялась Екатерина, конечно, и в русских фильмах, но чаще эпизодически: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Пропала грамота» (1972), «Капитанская дочка» (1958), «Оно» (1990) «Русский бунт» (2000) и т.д. Интерес к личной жизни императрицы возник у нас сравнительно недавно и на телеэкраны подряд вышли два больших сериала: «Екатерина» (2014) и «Великая» (2015).
Мини-сериал «Екатерина Великая» (2019)
Мимо столь яркого образа не прошел и НВО. В прошлом году канал выпустил мини-сериал с Хелен Миррен в главной роли. С точки зрения исторической точности, он вызывает немало вопросов. Но костюмы поражают своей роскошью и вниманием к деталям. При этом, платья Екатерины ближе к современной Высокой моде, чем к репликам музейных образцов. Готовясь к съемкам, художник по костюмам сериала Майя Мешеде съездила в Петербург, посетила Эрмитаж, прочла несколько биографий Екатерины II. Но свое вдохновение она черпала в живописи художника Александра Рослина.
Кадр из сериала «Екатерина Великая» / Фото: HBO. Картина художника Александра Рослина, портрет Екатерины II
Сериал рассказывает о последних годах жизни императрицы и ее романе с Потемкиным. Сначала Екатерина носит костюмы мягкой цветовой гаммы, которые подчеркивают ее женственность, их украшает цветочная вышивка и очень тонкие кружева. Но постепенно костюмы становятся все темнее, отражая ухудшающееся психическое состояние Екатерины. «Мы много работали с цветом, чтобы показать, что хотя она и была влиятельной императрицей, но при этом оставалась несчастной женщиной», — говорит Майя.
Есть в сериале сцена знаменитого бала «Метаморфозы», на котором женщины были одеты, как мужчины, а мужчины как женщины. «Пишут, что она носила мужскую одежду, чтобы показать свои красивые ноги, — рассказывает Мешеде. — Она даже организовывала так называемые трансвеститские балы. Это был сознательный момент женского триумфа, ведь мужчины в женской одежде выглядели нелепо, в то время как женщины в мужской одежде выглядели мощно и красиво.
Кадр из сериала «Екатерина Великая» / Фото: HBO
Придворные относились к этому очень серьезно. Мужчины не просто заимствовали одежду своих жен, они шили ее специально для бала, а также носили парики и пользовались косметикой. Два дня, пока мы снимали этот бал, нам было очень весело. Мужчинам было любопытно походить в корсете. У них у всех была одинаковая реакция: „Бедные женщины, как они могли носить их всю свою жизнь?“»
Кадр из сериала «Екатерина Великая» / Фото: HBO
Исполнительница главной роли актриса Хелен Миррен, не жалуясь, терпела тяжелые платья, тесные корсеты и даже, напротив, говорила: «Это помогает мне ходить прямо, я чувствую себя Екатериной!» Поэтому, желая подчеркнуть свое уважение к актрисе, на ее любимом золотом платье сзади вышили жемчугом инициалы Хелен.
Кадр из сериала «Екатерина Великая» / Фото: HBO
Конечно, смешно даже думать, что при любом, даже самом большом бюджете в кино, художник по костюмам сможет повторить уникальные платья Екатерины: затканные золотом и серебром, расшитые драгоценными камнями. В кино этого и не надо. Главное — создать образ, который точно раскроет характер персонажа и будет понятен современному зрителю.
В мае этого года выходит новый британско-австралийский сериал о жизни русской императрицы. Любопытно, какой будет Екатерина в исполнении Эль Фаннинг и какой стиль придумают ей художники.
Трейлер сериала «Екатерина Великая» (2019)
Обложка: кадр из сериала «Екатерина Великая» / HBO