V питчинг дебютантов: работы победителей

В этом году было прислано 578 заявок в категориях документальное, игровое короткометражное и полнометражное кино. Отборочная комиссия составила в каждой секции лонг-лист из 20 заявок, с готовыми сценариями ознакомился экспертный совет, который затем отобрал 7 работ в шорт-лист каждой категории. После этого молодые режиссеры и сценаристы, прошедшие жесткий отбор, представили свои проекты в Доме кино вместе со своими съемочными группами.
 
Олег Богатов (продюсер, сценарист, заместитель председателя правления Молодежного центра Союза кинематографистов России):

– Для нас было важно увидеть в работе историю, а не какие-то штампованные ситуации или характеры. Если человек мог грамотно донести свою мысль на трех страницах – мы его отбирали. Критерий оценки один – либо история цепляет, либо нет. Наш питчинг совпал по времени проведения с питчингом Министерства культуры РФ, многие члены жюри, которые входят экспертный совет Минкульта, сказали, что представленные у нас проекты были сильнее. Ведь у дебютанта нет задачи получить гонорар за сценарий, он делает то, о чем хочет сказать миру. Может быть, именно это их подкупило.
 


Олег Богатов, заместитель председателя правления Молодежного центра Союза кинематографистов России

Одна из характерных особенностей присланных в этом году заявок – огромное жанровое разнообразие. Среди работ были и драмы, и комедии, и триллеры. Большой удачей для организаторов и участников стало добавление новой категории – «Документальное кино». К сожалению, не обошлось без потерь: в этом году не стало Сергея Владимировича Лазарука, который был председателем жюри на предыдущих мероприятиях. Пятый питчинг дебютантов был посвящен его памяти.
 

Борис Караджев, режиссер / Фото: Таша Беляева

Самыми первыми защищали свои проекты молодые документалисты. Их судили серьезные эксперты: президент комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России Сергей Мирошниченко, член правления Союза кинематографистов России Сергей Головецкий, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Евгений Григорьев, режиссер Борис Караджев, главный редактор «24_DOC» Мария Мирошниченко и другие. На питчинге были представлены работы разной степени готовности: кто-то уже отснял большую часть материала, кто-то только разработал идею будущего проекта и привел с собой героев. Одна команда подкрепила защиту своего проекта выступлением известного музыканта Бориса Андрианова, который исполнил прелюдию из сюиты №1 И.С. Баха на редкой виолончели 1740 года.

Борис Андрианов исполняет прелюдию из сюиты №1 И.С. Баха на редкой виолончели 1740 года
Фото: Таша Беляева
 

Победители в секции «Документальное кино»

 

1-е место и специальный приз Союза кинематографистов России получил кинопроект «Мама, папа, я» режиссера Ольги Аверкиевой.

 
Логлайн: «Шестилетний мальчик Дима живет два дня с папой, два дня с мамой, так как родители разведены. Каждый хочет воспитывать сына по-своему. А чего хочет Дима?».
 
Проект Ольги практически находится на стадии завершения, она уже длительное время наблюдает за своими героями и планирует закончит съемку к началу сентября. Ольга представила на защите небольшой трейлер, раскрывающий основной конфликт будущей работы. Это её второй в жизни питчинг, первый прошел в Кракове (IIX Международный питчинг Dragon Forum), где она представляла свою дипломную работу «Блудный сын» и также взяла Гран-при. На питчинге дебютантов помимо первого места Ольга получила дополнительные бонусы: 50% скидку на компьютерную графику, закупку реализованного фильма каналом «24_DOC», а также бесплатное звуковое оборудование от компании «Hand Made».
 
Ольга Аверкиева (режиссер):

– Изначально я хотела снимать кино про папу-одиночку. Нашла группу во ВКонтакте, где сидели папы-одиночки, так появился мой герой Александр. Оказалось, что он не совсем «одиночка», и история стала еще интереснее. Я взяла Canon Mark III на нашей пермской киностудии «Новый курс», где работаю, и начала снимать. Потом мои мастера предложили написать заявку в Госкино, так мы получили первое финансирование. Я очень волновалась перед защитой, когда узнала, что на питчинге все москвичи, а я одна приехала из провинции. Сразу была полная безнадега. Но жюри оказалось очень классным, позитивно реагировало, улыбалось. Очень хотела, чтобы мне дали что-то на графику, потому что у нас нет профессиональных специалистов в Перми. Теперь планирую приехать со своим монтажером в Москву, чтобы сделать визуальные эффекты.


Ольга Аверкиева, режиссер / Фото: Таша Беляева

Члены жюри и партнеры питчинга выделили еще два документальных проекта в качестве фаворитов: «Диксон: малая родина» Никиты Сутырина и «Один из нас» Кирилла Алехина. Независимый режиссер-документалист Никита Сутырин представил сценарий фильма про самый северный населенный пункт России – порт Диксон, которому в этом году исполняется 100 лет. Когда-то это был довольно крупный поселок с населением 5 тыс. человек, сейчас там осталось чуть более 400 жителей. Кто-то работает в порту, кто-то на метеорологической и географической станциях, кто-то охраняет северные границы нашей родины. Второй проект – «Один из нас» Кирилла Алехина – документальная трагикомедия, про жизнь маленького (в прямом смысле) взрослого человека, мечтающего стать режиссером и снять свой первый короткометражный фильм.
 

Пятый питчинг дебютантов / Фото Таша Беляева

После документальных проектов прошла защита короткометражных игровых. Работы этой секции оценивали известные эксперты: председатель Московского отделения Союза кинематографистов России Евгений Герасимов, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко, директор ММКФ Наталья Семина, педагог ВГИК и ВКСР Владимир Фенченко и другие. Многие из участников привели с собой на питчинг членов съемочной группы будущего проекта. Так, актеры работы «Посылка на фронт», оделись в военную форму и разыграли сцену из будущего фильма. Однако главный приз взял проект сценариста, который выступал на защите один.
 
 

Победители в секции «Короткий метр» 

1-е место и специальный приз Союза кинематографистов России получил проект «Солнечные зайчики» сценариста Андрея Терехова.

 
Логлайн: «Пожилой мужчина, недавно похоронивший жену, делает себе гроб в полной уверенности, что после того, как завершит начатое, – он умрет. Но у судьбы другие планы…».


V питчинг дебютантов / Фото Таша Беляева

Несмотря на то, что действие фильма завязано на строительстве гробов, по жанру это лирическая комедия. Одинокий старик пытается уйти в иной мир, но его периодически отвлекают односельчане просьбой отдать свежесколоченный гроб для умершего родственника. Смерть все отступала от старика и не хотела приходить. Сценарий короткометражки настолько понравился членам экспертного совета, что один из продюсеров предложил свои услуги по подбору съемочной команды и продвижению фильма.
 
Лика Алексеева (продюсер, режиссер):

– Я читала полный сценарий, мне он очень понравился. Это был один из двух моих фаворитов в лонг-листе. Сегодня были представлены очень сильные команды, но я так обрадовалась, что у вас никого нет. Я готова предложить себя в качестве продюсера. Режиссера мы легко найдем, потому что сценарий очень трогательный, удачный, с хорошими ходами и юмором.

2-е место и сертификат на бесплатное звуковое оборудование от компании «Hand made» досталось проекту «Людоед» Надежды Воробьевой и Кирилла Журенкова. По сценарию десятилетний мальчик Юра, живущий с дедом в блокадном Ленинграде, убегает из дома после ссоры. Юра живет в мире детских сказок и страхов, ему кажется, что его дед – Людоед, городской охотник за детьми. Сценарий получил поддержку от Владимира Фенченко, хотя он очень строго оценивал работы и объективно критиковал участников.
 

Пятый питчинг дебютантов / Фото Таша Беляева

3-е место и сертификат на 30 тыс. руб. от Planeta.ru получил проект «Ваня» Алёны Рубинштей и Евгении Яцкиной. Их сценарий, основанный на реальных событиях, посвящен истории восьмилетнего Вани, воспитанника детского дома, который находит фотографию женщины, устроившейся на работу в этом учреждении, и верит, что это его мама.
 
Последними на питчинге дебютантов защищали полнометражные игровые и телевизионные проекты. Эта категория собрала самое большое количество зрителей и членов экспертного совета, конференц-зал Дома кино еле вмещал всех желающих. Проекты шорт-листа судили мастера из мира кино и телевидения: первый заместитель Председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов, вице-президент Российского Фонда культуры Алексей Налепин, генеральный директор группы компаний «ГЛАВКИНО» Илья Бачурин, советник генерального директора Киностудии Ленфильм Виктор Будилов, куратор питчинга ОРКФ «Кинотавр» Анна Гудкова, продюсер телеканала «Россия-2» Игорь Лебедев и другие. Защита проектов в этой категории была особенно «горячей», члены экспертного совета не стеснялись в выражениях и искренне выражали свое мнение о представленных работах.
 
Анна Гудкова (Художественный руководитель образовательного проекта «Культбюро», куратор питчинга ОРКФ «Кинотавр»):

– Все стараются что-то снять, но кто это будет смотреть, особенно через пару лет? Из года в год я об этом говорю, но ситуация не меняется – участники не думают о будущем зрителе. Мне всегда кажется, что питчинг, это не только и не столько про проекты, сколько про людей. Я очень надеюсь, что за те проекты, которые сегодня состоятся, никому не будет стыдно. И главное: победят только искренние проекты. Для тех, кто ловит конъюнктуру, это заведомо провальная история. Никакие госденьги не помогут сделать ножку маленькой, а сердце большим.
 

Победители в секции «Игровое полнометражное кино и телесериалы» 

1-е место и специальный приз Союза кинематографистов России получил проект «Человек северных территорий» Сергея Великоредчанина.

 
Логлайн: «Молодой моряк с Кунашира находит в купленной машине пятнадцать миллионов иен. Возвратив деньги старому японцу, влюбляется в его внучку. Теперь никакие границы не могут сдержать влюбленного русского сердца».
 

Сергей Великоредчанин 

Главный герой Сергея постоянно курсирует между государственными границами России и Японии, и некоторые члены жюри усомнились в технической возможности реализации этого амбициозного проекта. Однако автор, родившийся на Сахалине и проработавший некоторое время моряком, с полной уверенностью говорил о том, что знает своих героев и места, в которых происходят действия фильма, и что проблем в передвижении съемочной группы из одной страны в другую не должно возникнуть.
 
2-е место и сертификат на 50% скидку на изготовление компьютерной графики от компании «Butterfly Flower» достались проекту «Сенафон» режиссера Константина Чармадова. Это очень забавная история о пожилом грузине Ксенофонте, проживающем вдали от родины, которого сын отправляет из Подмосковья в Тайланд. Там герой неожиданно знакомится с тайским рыбаком, и, несмотря на то, что они говорят на разных языках, постепенно между ними завязывается крепкая межкультурная дружба. Константин Чармадов заложил в своем сценарии интересную идею: лучшее время для реализации русской мечты о дауншифтинге – это старость.
 

Продюсер Василий Соловьев и режиссер Константин Чармадов

3-е место и сертификат на 50% скидку на изготовление компьютерной графики от компании «Butterfly Flower» получил проект «Сашка и дед» Александра Эжбера. По сценарию десятилетний мальчик сбегает из детдома и отправляется на поиски отца. Он встречает 75-летнего старика, который едет за прахом дочери в Москву. Постепенно герои понимают, что могут помочь друг другу в решении своих проблем, и обретают новую семью. Во время защиты проекта Анна Гудкова очень критично выразилась в адрес Александра, сказав, что его история неправдоподобна и такие фильмы нельзя снимать. Однако во время перерыва она лично пообщалась с режиссером и между ними возникло взаимопонимание. Это говорит о том, что представленные на питчинге дебютантов работы не могли оставить экспертов равнодушными. Как выразился председатель жюри Олег Иванов в конце питчинга: «Мы выбираем хорошее кино. Мы, конечно, задаем вопросы, какой у этого кино зритель, будет ли прокат, но не это является для нас основным критерием. Мы отбираем фильмы не для массового зрителя и не для фестивалей. Для нас самое главное, чтобы проект обладал художественным своеобразием и это была бы хорошая история, достойная того, чтобы её экранизировать – кино, которое будут смотреть».
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *