Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Договор «на берегу»

Начнем с очевидного и особенно важного. Постельные сцены, как и вообще все, что оказывается в кадре, не бывают случайными, спонтанными или непродуманными. Все обозначается еще на этапе кастинга, а далее, если актер заявляет о своей решимости, обговаривается подробнее и подготавливается. Если в фильме предусмотрены сцены секса или обнажения, это, во-первых, должно быть прописано в сценарии, а также дополнительно обозначено в контракте.

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого» (2015) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого» (2015) / Фото: Universal Pictures

Там могут закрепляться условия комфортной работы: закрытая съемочная площадка, запрет на использование определенных кадров в промоушне, а также возможность отказа исполнителя от эротических сцен в любой момент до старта их съемки. Все это важно и для того, чтобы актер знал свои задачи, и для защиты интересов всех причастных, и для доверительных отношений между артистом и режиссером.

 

Хореография: подготовка, репетиции и спонтанность

Следующий этап можно назвать хореографией постельной сцены: от действий актеров до движения камеры. Например, Пол Верховен, режиссер, в творчестве которого секс — один из ключевых мотивов, так говорит о постановке эротических сцен: «Постельные эпизоды в моих фильмах всегда точно продумываются. Перед съемками актерам известно каждое движение. Для этого я много и откровенно общаюсь с актерами. Мы говорим, как это будет выглядеть на экране, что будет в кадре, где будет камера, что именно нужно будет делать. И все снимается точно согласно сценарию. У меня не бывает такого, чтобы накануне съемки я предлагал новые идеи, ведь они могут оказаться неприемлемыми для актеров».

Кадр из фильма «Основной инстинкт» (1992) / Фото: TriStar Pictures 
Кадр из фильма «Основной инстинкт» (1992) / Фото: TriStar Pictures 

Артисты, задействованные в постельной сцене, далеко не сразу предстают перед камерой в обнаженном виде. Съемкам зачастую предшествуют знакомство с раскадровками и репетиции, когда актеры исполняют всю необходимую «физкультуру» в одежде. Репетиция постельных сцен может занять немало времени. К примеру, чтобы продумать и поставить их в фильме «Любовь и другие лекарства» режиссеру Эдварду Цвику и актерам Энн Хэтэуэй и Джейку Джилленхолу потребовалось две недели.
 

Сцена из фильма «Любовь и другие лекарства» (2011)

После подготовки на площадке возможен некоторый элемент импровизации. В конце концов речь же идет об актерской игре и творчестве. Райан Гослинг по этому поводу замечает следующее: «Надо отбрасывать искусственное, если вы хотите достичь чувства близости. Ведь в реальности секс неряшлив». Режиссер Жан-Марк Валле, снявший «Дикую» и «Далласский клуб покупателей», также отмечает, что элемент экспромта необходим, а излишнее планирование убивает «естественный ритм любовной сцены». А Джудд Апатоу и вовсе убежден, что излишние репетиции превращают сцены секса в «дурное софткор-порно».
 

Сцена из фильма «Дневник памяти» (2014)

С другой стороны, многие актеры считают, что импровизация в деле откровенных эпизодов редко дает хорошие плоды. Возьмем пример, который может показаться совсем уж крайностью, но тем не менее хрестоматиен. «Сцена с маслом» из «Последнего танго в Париже» — один из самых скандальных эпизодов мирового кино. Режиссер Бернардо Бертолуччи и Марлон Брандо, поддавшись внезапному вдохновению, решили использовать сливочное масло в качестве анальной смазки. Актриса Мария Шнайдер об этом оповещена не была, чтобы добиться естественности ее реакции. Сцена в итоге получилась, может, и удачной, вот только актриса всю жизнь потом чувствовала себя униженной и напрямую обвиняла Брандо и Бертолуччи в изнасиловании.

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972) / Фото: MGM 
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972) / Фото: MGM 

Важную роль играет наличие «химии» между актерами и вообще отношений на площадке, а также соответствие действий задачам. Известны случаи, когда натянутые отношения между партнерами сильно затягивали и затрудняли работу над фильмом и над любовными сценами в особенности. Так было у Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей во время съемок «Грязных танцев», и у Ричарда Гира и Дебры Уингер в «Офицере и джентльмене».

Из-за отношений участников работа над любовными сценами часто переносится в съемочном графике на более поздние даты, чтобы актеры имели возможность узнать друг друга лучше. Один из самых успешных режиссеров современного Болливуда Мохит Сури отмечает: «Перед съемками сцен сексуального характера важно взаимопонимание актеров. Нельзя вот так пригласить незнакомых исполнителей и предложить им сразу же сняться в подобной сцене». Хотя и тут есть противоположная точка зрения. Роберт Паттинсон утверждает следующее: «На мой взгляд, чем комфортнее вы себя чувствуете с партнером, тем тяжелее сделать действительно сильную постельную сцену. Ведь в голове крутится мысль, как бы не выглядеть нелепо в глазах этого человека». В общем, как видим, вопрос крайне индивидуальный и единый рецепт тут вряд ли возможен.
 

Сцена из фильма «Милый друг» (2012)

 

Двойники и CG

Если зрителю кажется, что в кадре актер обнажен, это вовсе не обязательно так. Более того, это вовсе не обязательно сам актер. Есть множество способов создать иллюзию.
Прежде всего, это монтаж, когда кадры с лицом актера монтируются с кадрами, на которых запечатлено тело другого человека, профессию которого обозначают как «постельный дублер». Есть специальные базы подобных исполнителей, в которых собраны анкеты и фотографии людей, готовых дублировать на экране те или иные части тела знаменитостей.

К примеру, именно к такой базе обращался Ларс фон Триер, пригласивший для съемок откровенной сцены в «Антихристе» настоящих актеров фильмов для взрослых. Подобных дублеров у одного актера может быть несколько. Например, у Айлы Фишер в фильме «Незваные гости» было три дублерши, каждая из которых «играла» разные части тела актрисы.

Кадр из фильма «Незваные гости» (2005) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Незваные гости» (2005) / Фото: New Line Cinema

Однако некоторые артисты убеждены, что обращение к дублерам непрофессионально. Например, Мария Шумакова объясняет это так: «Я считаю, как кошка не может сказать — буду пользоваться лапами, ушами, а от хвоста, пожалуй, откажусь, так и актер не должен делить роль на откровенные сцены и не очень — они ведь все в контексте драматургии».

В случаях, когда в сцене невозможно монтажное решение, то есть необходимо, чтобы было видно и лицо актера, и его тело, а актер на это не согласен, используется CG: лицо исполнителя и тело дублера совмещаются на постпродакшне. Именно так была решена знаменитая сцена «пути позора» из «Игры престолов». Тело Лены Хиди дублировала Ребекка Ван Клив.

С помощью графики части тела могут и дорисовываться. Например, так поступали с интимными стрижками в «50 оттенках».
 

Сцена из сериала «Игра престолов»

 

Реквизит и грим

Если актерам для большей убедительности необходимо создать эффект потоотделения, то художники по гриму прибегают к имитирующим средствам, вроде вазелина, розовой воды, глицерина, детского масла со смесью воды или специальным гелями и увлажнителями.

Скрыть или приукрасить тело актера, если оно находится не в лучшей форме, можно с помощью специального реквизита. Это могут быть силиконовые накладки, имитирующие формы груди, ягодиц и других частей тела, особые эластичные костюмы телесного цвета, маскировочное нижнее белье, нательный грим, а также лобковые парики. Подобные средства заодно полезны тем, что помогают актерам расслабиться во время съемок, поскольку позволяют не прикасаться к партнеру напрямую деликатными местами.
 

Сцена из сериала «Любовники»

Впрочем, можно предположить, что все подобные средства иногда излишни. И вот почему. Продюсер и драматург Сара Трим, чья фильмография включает «Карточный домик» и «Любовников», отмечает, что однажды на съемках обнаружила такую вещь: «Самыми сексуальными оказались кадры где мы снимали очень крупно — в кадре были лишь лица актеров». К слову, оператор Шеймас МакГарви, снимавший «Пятидесяти оттенках серого» замечает, что крупные планы лиц и фрагментов тела вообще могут создавать изящный художественный эффект за счет того, что превращаются в некую абстракцию.

 

Съемочная группа

Многие актеры признаются, что главная сложность съемок постельных сцен — необходимость представать в откровенном виде перед целой толпой съемочной группы. Поэтому, чтобы хоть немного сбавить градус смущения такие сцены обычно стараются снимать с участием минимального количества членов команды. Под минимальным количеством подразумевается где-то в районе десяти самых необходимых человек, в том числе режиссер, оператор, художник по гриму, скрипт-супервайзер. Обойтись еще меньшим числом людей удается редко. Но, например, на съемках фильма «Стыд» с Майклом Фассбендером на съемочной площадке оставались лишь задействованные в сцене актеры, режиссер Стив МакКуин и оператор. А во время создания постельных сцен в фильме «С широко закрытыми глазами» на площадке и вовсе присутствовали только актеры Том Круз и Николь Кидман и режиссер Стэнли Кубрик, который самостоятельно вставал за камеру.
 

Трейлер фильма «Стыд» (2011)

Важна и деликатная работа оператора. Он и камера не должны «нависать» над актерами или располагаться слишком близко. Уже упоминавшийся оператор Шеймас МакГарви рассказывает, что в работе над постельными сценами следует примеру фотографов, снимающих дикую природу — он «держит безопасную дистанцию». Ведь ничто не разрушает атмосферу сильнее, чем «немолодой волосатый оператор, дышащий в спину». Полезным тут может быть дистанционное управление или зум-объектив. Также иногда работу позволяет ускорить использование более чем одной камеры. Например, одна камера может снимать общий план, а другая будет в руках у оператора.

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.

Время съемки и количество дублей — тоже важный вопрос. Конечно, есть режиссеры-перфекционисты, вроде Дэвида Финчера, готовые снимать сутками и делать по пятьдесят-шестьдесят дублей. Но Финчера любые актеры будут готовы потерпеть. Многие же другие режиссеры стараются уложиться в пару-тройку дублей и несколько часов съемки, чтобы не утомлять и не нервировать неловкостью ситуации ни группу, ни актеров. Но это, кстати, во многом вновь вопрос тщательности подготовки и понимания необходимого материала.

 

Бывает ли на площадке несимулированный секс?

Конечно же, в абсолютном большинстве случаев экранный секс — это секс симулированный, сыгранный. Но есть и редкие примеры, когда секс действительно происходил на площадке. Это случаи довольно экстремального арт-хауса или же эксплуатационных картин, созданных на стыке художественного кино и порнографии.
 

Трейлер фильма «Любовь» (2015)

Из первой категории можно отметить несколько лент, занявших почетное место в истории кино. Например, «Розовые фламинго» Джона Уотерса, «Сладкий фильм» Душана Макавеева, «Империя чувств» Нагисы Осимы, «Идиоты» Ларса фон Триера, «Кен Парк» Ларри Кларка, «Бурый кролик» Винсента Галло, «9 песен» Майкла Уинтерботтома, «Любовь» Гаспара Ноэ. Из нашего кино к списку добавим «Машину любви» Павла Руминова, а также громыхающий в данный момент проект Ильи Хржановского «Дау». Настоящий секс в этих картинах требовался режиссерам ввиду художественных задач, например, особой степени реализма. Но, заметим, что вновь все делалось и после публиковалось согласно договоренностям и с разрешения участвующих актеров.

 

Юмор, алкоголь и немного философии

По словам Джейми Дорнана, сыгравшего главную роль в трилогии «50 оттенков», важнейшая вещь для успешной съемки эротической сцены — это чувство юмора. Удачная шутка и легкое отношение к происходящему помогают избавиться от напряженной атмосферы и настроиться на рабочий лад. Майкл Фассбендер говорит о том же: «Я стараюсь больше дурачиться, чтобы поднять настроение». Правда, Юлия Пересильд замечает, что юмор должен быть уместным, поскольку шутки ниже пояса «только сбивают весь настрой».

Другой верный помощник — алкоголь. Играя знаменитую сцену секса на кухне в фильме «Роковое влечение», Майкл Дуглас и Гленн Клоуз приговорили бутылку шампанского и несколько «маргарит». И это помогло. А Ирина Горбачева рассказывала, что перед каждым дублем сцены секса в «Аритмии» ей приходилось успокаивать нервы коньяком.

Кадр из фильма «Роковое влечение» (1987) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Роковое влечение» (1987) / Фото: Paramount Pictures

Джон Хэмм, вспоминая о съемках в фильме «Девичник в Вегасе», призывает преодолевать неловкость, расслабляться и получать удовольствие: «Это все равно что бегать под дождем. Наступает определенный момент, когда вы полностью промокли. И все, что остается, это наслаждаться. Конечно же, испытываешь неловкость, когда видишь прыгающую на себе актрису в белье телесного цвета. В первый раз чувствуешь себя странно и неудобно, но постепенно все неловкости проходят, и ты думаешь: „Ну, ладно, раз уж мы это делаем, то давайте проведем время весело“. Понимаете? Раз вы уже в этих обстоятельствах, и лучше они не станут, остается принять их и получать удовольствие».
 

Сцена из фильма «Волк с Уолл-Стрит» (2013)

Ну, а точку можно поставить словами Леонардо Ди Каприо. Комментируя откровенные сцены фильма «Волк с Уолл-Стрит», актер заметил следующее: «Когда вы примеряете на себя персонажа, вы хотите точно отразить его натуру. Вам нужно просто взять и сделать это. Не стоит в этот момент думать о себе, ведь эта история не о вас, а о другом человеке».
 

 


Кадр из фильма «Волк с Уолл-Стрит» (2013) / Paramount Pictures

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *