​ВГИК празднует 95-летие

— Как будете праздновать юбилей 1 сентября, Владимир Сергеевич?

— Как обычно. 1 сентября мы обычно поздравляем первокурсников. В этот день мы не будем отмечать юбилей. Во время фестиваля, в ноябре, так же, как это было на 90-летие, к нам приедут из разных киношкол из 30-35 стран. Тогда и отпразднуем. Но по-настоящему мы отметим в путешествии. Сейчас мы собираемся в турне по странам с концертами, с кинопоказами. Если всё сложится, то с 23 сентября по 17 октября мы поедем на кинопоезде Москва – Владивосток с остановками в 15 крупнейших городах России, где мы будем и показывать, и играть, и рассказывать, и давать мастер-классы.


 
— Вы закончили ВГИК в 75 году, вернулись в качестве ректора в 2007. Каким вы его приняли? Что удалось сделать за 7 лет?

— Вернулся я, разумеется, не ради карьеры. До этого я и в кино поработал, даже замминистра культуры был, чего даже не предполагал. Поэтому мне захотелось под конец активной жизни поработать над чем-то конкретным, а так как со ВГИКом связей никогда не терял, тем более что и сыновья во ВГИКе учились, и со всеми педагогами я постоянно контактировал, то моё решение было лишь вопросом времени. Я знал, что там немножко всё покрылось паутинкой, но не все ведь умеют ходить по всяким «этажам», заниматься финансами, экономить, пробивать. Для этого тоже надо иметь некий опыт. Я так же, в своё время, пришёл в Госфильмофонд, за 11 лет там было много построено, а ведь он тоже разваливался. То есть ВГИК, конечно, не разваливался, но студии были в плохом состоянии. Практически я пришёл в те же студии, из которых выходил, но удалось со второго захода получить одобрение Владимира Владимировича Путина. Нам были выделены средства на переоснащение студий, на строительство нового корпуса, который мы вот-вот сдадим.
 
— Новый корпус уже в этом году будет открыт?

— Да он уже фактически готов. Сейчас идёт приспособление, там же не просто классы, там и мастерская режиссёрская, и свет, и звук, и сцена, занавес должен быть. А так, здание построено. Ну, господи, перечислять, что было сделано за эти годы, это… Там и зарплата повысилась в несколько раз. И чего только не было сделано. Главное – что в достаточно трудные времена ВГИК не сполз куда-то. Это видно просто по количеству желающих попасть в него, и, плюс к этому, это видно по тем, кто из него выходит. Молодые ребята, выпускники ВГИКа, получают призы на фестивалях, в том числе и на международных. Это говорит о том, что подготовка кадров идёт на должном уровне.
 
— Как вы позиционируете ВГИК в мировом кинообразовательном процессе?

— По мне, так даже не надо позиционировать. Одним из учредителей ВГИКа более полувека назад стала Ассоциация киновузов мира ЮНЕСКО. У нас постоянные контакты и договоры с ведущими образовательными киноучреждениями мира, мы делаем совместные проекты, обмениваемся студентами, педагогами. Но когда к нам приезжают иностранцы, не знающие, что такое ВГИК, они с удивлением говорят, что у нас очень неплохо. У нас ежегодно учатся студенты из 34-35 стран, то есть где-то 10% у нас иностранцы: из Франции, Италии, Израиля, Германии, США, — я уж не говорю о странах СНГ.
 

Главное – что в достаточно трудные времена ВГИК не сполз куда-то. Это видно просто по количеству желающих попасть в него, и, плюс к этому, это видно по тем, кто из него выходит

 
— Какие новые факультеты недавно появились во ВГИКе и какие, по вашему мнению, можно упразднить?

— У нас факультеты остаются постоянными. Единственное, несколько лет назад у нас появился факультет компьютерной анимации и графики. Нам менять факультеты не надо, потому что изначально ВГИК был создан для основных творческих профессий в съёмочной группе: режиссёры, операторы, актёры, звукорежиссёры и так далее. Есть факультет продюсеров, но он и раньше существовал, просто назывался «Экономический факультет». Так что всё на месте, но насыщение происходит дополнительно. Меняется монтаж, меняются подходы в творческом процессе. Стараемся успевать за новациями в кинематографе. Ясно, что меняется кино, надо подготавливать специалистов, согласно требованиям времени.  
 
— Кстати, о новациях. Сейчас много спорят об отмене плёнки. Как происходит процесс на операторском факультете?

— Ничего трагедийного у нас на операторском факультете не происходит, потому что у нас операторы работают тоже в большом кино. И всё равно мир переходит на цифру. Я люблю плёнку по многим причинам, хотя бы потому что я 11 лет проработал в Госфильмофонде, где хранятся все плёнки. Романтика такая есть, ностальгия. Но мы не спешим, плёнка медленно, но заканчивается. Мы все знаем, что все фабрики, включая «Кодак», предупредили, что заканчивают производство плёнки, кинотеатры переоборудуются.
 
— Ну, плёнка выдаётся как раньше, 3:1, или экономите?

— У нас на операторском факультете такое введено правило. Студенты за время обучения должны сдать 4 работы: 2 на плёнке, 2 на цифре. Но вы же понимаете, что законы постановки кадра от носителя не очень зависят.


 
— Есть ли потребность в молодых преподавателях? Как решается эта проблема?

— Есть потребность в молодых преподавателях, и их очень трудно затянуть. Почему? Потому что у нас изначально ВГИК с 1919 года был построен как мастерские. То есть мастер набирает студентов. Мастер – это уже опытный именитый режиссёр, который снимал кино и теперь обучает мастерству свое профессии. Поколение преподавателей, которые работают у нас сейчас, — это люди 60-70 лет. Молодых очень трудно привлечь, потому что, вы сами понимаете, если это успешный режиссёр, то ему некогда ездить во ВГИК, читать лекции, заниматься студентами. В крайнем случае, он может дать мастер-класс, но в основном он занят на съёмках, в творческом процессе. И ещё. Хороший режиссёр – не всегда хороший педагог. Он должен немного потереться, набрать, тогда можно преподавать. Вот за последние два года к нам пришли Александр и Владимир Котт, Джаник Файзиев.
 
— Многим известно ваше чуть ли не ревностное отношение ко ВГИКу. Многие ваши преподаватели работают и в других киношколах. Как вы смотрите на эту ситуацию?

— Честно говоря… Немножко это как-то «заедает», потому что… Понимаете, ведь в преподавании важно иметь программу обучения, и это ноу-хау каждого вуза. А она у нас отработана за 95 лет. И когда наш преподаватель идёт в другие школы, он передаёт нашу программу туда. Но. Во-первых, с этим ничего не сделаешь. Во-вторых, нет так уж много они получают. Не давать зарабатывать – это как-то неправильно. Единственное, о чём я прошу, чтобы в рекламе не было упоминания, что это педагог ВГИКа. То есть пусть пишут «режиссёр такой-то преподаёт такую-то дисциплину». Потому что если будет упоминание ВГИКа, то ученики будут говорить: мол, вот «вгиковцы» меня обучали и ничему не научили.
 
— Вы так говорите, будто во ВГИКе всё замечательно и прекрасно. Неужели нет проблем?

— У ВГИКа есть масса достоинств и масса недостатков. Мы их все знаем. Один из недостатков – это нехватка нормальной практики для студентов в большом кинематографе. Студент, закончив ВГИК, получает диплом – «волчий билет», который не даёт ему возможность нигде устроиться. Продюсеры требуют выдавать определённое количество метров за определённое количество смен. Работать в таких производственных рамках без опыта трудно. Несколько лет назад мы обратились с этим вопросом к правительственному совету по кино, нас поддержали, и вот уже второй год действует такое правило, что производящие и кинопрокатные компании берут выпускников. Думаю, что от этого выиграют все: и компании, и выпускники.
 
Ещё. Угрожающе низкий уровень знаний абитуриентов, который навязывается нам Минобразования. Свыше 40 баллов по литературе или русскому языку по результатам ЕГЭ – таков был проходной ценз при поступлении во ВГИК до 2014 года. Это, если оценивать по старой системе, «двойка». А с 2014 года нам ещё ниже опустили планку. 28 баллов по литературе или русскому языку по результатам ЕГЭ – таков проходной ценз при поступлении во ВГИК с этого года. Это «единица» по старой системе. Но, слава богу, у нас довольно сильный конкурс, на количество абитуриентов мы не жалуемся, все достойные ребята, конечно же, проходят.
 
— И это главное. Ещё раз с юбилеем вас, Владимир Сергеевич, ваших студентов и преподавательский состав!

— Спасибо. До встречи!
 
Редакция tvkinoradio.ru поздравляет всех вгиковцев – бывших, настоящих и будущих студентов, учителей, мастеров и всех причастных к великой старейшей в мире киношколе – с 95-летием! Славных вам начинаний и громких побед, больших имён и великих свершений!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *