Для телешоу я делала много костюмов, потому что рассказывала через них историю и создавала характеры персонажей. Для фильма их было сделано меньше, но я больше внимания уделяла качеству, потому что на экране хорошо видно каждую мелкую деталь. Моя цель состояла в том, чтобы еще выше поднять планку жителей Даунтона.
Художник по костюмам Анна Роббинс / Фото: Craig Gibson / Universal
Для женщин я использовала 50% винтажа, приобрела много вечерних платьев, а вот повседневную одежду было найти трудно. К тому же, у каждого персонажа был собственный стиль. Проще всего мне было подобрать подлинную дневную одежду для Эдит (актриса Лора Кармайкл), которая носит персиковые и бирюзовые цвета, модные в двадцатые годы. Для Мэри же мне хотелось чего-то более яркого, поэтому все ее костюмы пришлось шить.
Мое исследование эпохи началось за несколько лет до фильма. Я стала изучать 1920-е годы, когда впервые присоединилась к «Даунтону». Вдохновение — забавная вещь, вы должны всегда быть начеку, оно может прийти от самой маленькой картинки в книге о моде, или от крохотной пуговицы, которая станет центром композиции костюма.
Костюмы леди Эдит
Стиль леди Эдит — интересный пример того, как костюм помогает отразить все эмоциональные взлеты и падения героини. Когда я пришла в пятом сезоне, костюмы Эдит имели осеннюю цветовую палитру и были незамысловатыми по дизайну, поскольку она старалась не выделяться.
В следующем году мы становимся свидетелями ее счастья и личностного роста. Эдит обретает чувство стиля и уверенность в себе. Чтобы показать это, я с большим удовольствием разработала ее рабочий гардероб, а также легкую одежду весенних цветов, которые она носила дома в Аббатстве Даунтон.
В фильме Эдит уже не работает, но она остается по-прежнему стильной. Поэтому я стремилась найти для нее оригинальные предметы одежды. Мне хотелось, чтобы в текстиле, который она носит, присутствовала настоящая ручная работа. В ее костюмах часто встречаются вышивка или красивые принты по трафарету на бархате — всегда что-то, сделанное с подлинным талантом.
Костюмы леди Мэри
Костюмы Мэри (актриса Мишель Докери) я разрабатывала с учетом того, что в кадре мы ее часто видим с Эдит, и визуально противопоставляла их друг другу: положительная — отрицательная, сильная — мягкая, светлая — темная. Я хотела создать контраст, который бы подчеркивал их различия, но также показывал, что они дополняют друг друга. Если бы я использовала красный цвет для Мэри, он был бы насыщенным и темным, возможно, бордовым. У Эдит я бы смягчила его, сделав более розовым или персиковым.
Теперь Мэри управляет поместьем, она — работающая женщина в очень мужском мире. Чтобы подчеркнуть это, я разработала для нее что-то вроде костюма-тройки. Даже в тех сценах, где она не работает, ее одежда ясно показывает, что она управляет поместьем.
А на одном из платьев я напечатала «как бы Даунтон». Я нашла удивительное винтажное платье с необычным рисунком из маленьких церквей и живых изгородей. Но оно было в плохом состоянии, поэтому я попросила повторить этот рисунок на куске шелка и сделала из него костюм Мэри.
Для королевского обеда в Даунтоне я специально разработала собственную версию плиссированного платья Delphos от Fortuny цвета берлинской лазури. Во время съемок заключительного сезона сериала, у меня была возможность тщательно изучить подлинные «дельфосы», поскольку их нам одалживал итальянский текстильный дом «Фортуни». В итоге, я сделала свою версию секретной плиссировки, а также заказала к нему бусины и перчатки, которые потом покрасили в нужный нам тон.
Кадр из фильма Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features. Эскизы Анны Роббинс / Фото: Anna Robbins / Instagram
На балу Мэри появляется в эффектном вечернем платье устричного цвета, расшитом бисером. Для него я использовала оригинальное французское вечернее платье, оно было очень графичным, ярким и просто идеально подходило для Мэри.
Придворный этикет того времени запрещал появление перед королевскими особами дам с обнаженными коленями, поэтому мне пришлось удлинить платье до пола шелком того же цвета. Затем мы полностью переделали вырез, оформили его черным атласом, который сзади переходит в свисающие длинные ленты, добавляющие движение платью. Это хороший пример того, как я повторно использую винтаж, создавая новый костюм.
Еще я хотела через бальные платья леди Мэри и ее бабушки Вайолет (актриса Мэгги Смит) показать преемственность поколений. Конечно, в них есть очевидные различия, но присутствуют объединяющие элементы дизайна. Оба платья имеют V-образную форму на лифе и на спинке. Вы это видите, когда они вместе входят и выходят из комнаты, и в этот момент ощущаете связь между персонажами.
Графиня Грэнтем и королева Мэри
Стиль Коры (актриса Элизабет МакГоверн) был создан еще до меня, в мою задачу входило лишь развить его, отразить в нем влияние ее американских корней и положение в британском обществе. Предполагается, что она одевается в Лондоне и Париже, любит сложные вещи. Поэтому, как только мне попался красивый шарф с рисунком Ар Деко, я сразу поняла, что из него сделаю блузку для Коры, в которой она будет встречать королевскую чету.
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
Для художника создание костюмов реального персонажа, особенно королевского, является очень сложной задачей, поскольку зритель может их сравнить с документальными источниками. Разрабатывая гардероб королевы Мэри (актриса Джеральдин Джеймс), я тесно сотрудничала с Джоном Брайтом из Cosprop, потому что в его коллекции есть предметы одежды, принадлежавшие этой монаршей особе. Мы смогли проанализировать их конструкцию, рассмотреть уровень декорирования и ткани.
На съемках фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
У Брайта я нашла принадлежавший ей серебристый шелк, из которого мы сшили королевское бальное платье, лишь добавив к нему нежное кружево.
Для сцены парада мы воссоздали костюм королевы Мэри с одной из известных фотографий, на которой она была снята, одетая в шерстяное пальто с меховым воротником и в удивительной драпированной шляпке на голове.
Ювелирные украшения
Британская традиция того времени диктовала замужним аристократкам обязательное ношение тиар на официальных мероприятиях. Это означало, что для фильма потребовалось большое количество украшений. Это было шоу тиар!
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
Я старалась сочетать диадемы с цветом, фактурой ткани и дизайном платья. Например, леди Мэри носит диадемы стиля Ар Деко, в то время как у Коры на диадеме расположены маленькие, изящные гирлянды, подходящие к легкому шифону ее бального платья.
Ювелиры Bentley & Skinner, ранее предоставлявшие свои изделия для сериала, и в этот раз одолжили фильму подлинные тиары для вдовствующей графини, Эдит и Коры, датированные 1880-1910 годами. Хотя мой личный фаворит — это потрясающее, хотя и не подлинное бандо из звезд, которое Эдит надевала на завтрак.
Героини фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
Для королевы Мэри была сделана точная копия настоящих королевских драгоценностей, в том числе, «Владимирская тиара», которую королева Мэри купила у Великой княгини Марии Павловны, но носила ее с изумрудными подвесками вместо жемчужных. Нашу копию этой тиары украсили 1100 кристаллов «Сваровски» и «изумруды» из пигментированной эпоксидной смолы, отполированной до блеска.
Том Брэнсон и лакеи
Поскольку сохранилось мало мужских костюмов той поры, и даже если что-то и удавалось найти аутентичное, то оно не подходило по размеру или по стилю нашим актерам. Нам пришлось почти все костюмы создавать с нуля.
В телесериале я делала Тома Брэнсона (актер Аллен Лич) отличающимся от всей остальной семьи. Например, чтобы подчеркнуть его ирландские корни, я шила для него костюмы из донегольского твида. И, в отличие от жестких, накрахмаленных рубашек Кроули, он часто носил более мягкие сорочки.
В фильме мы избавились от этого различия. Теперь он шьет костюмы из ткани, которую предпочитает Роберт Кроули (актер Хью Бонневиль). Всем своим видом он транслирует мысль, что теперь он полностью принадлежит миру Аббатства Даунтон.
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
Было весело изучать лакейские ливреи из разных знатных домов Англии, расшитые золотым галуном и украшенные серебряной вышивкой. Мы сшили похожую форму для лакеев Даунтона, потом надели на них белые бриджи и чулки, лакированные туфли-лодочки и они действительно стали выглядеть великолепно! Даунтон мог бы ими гордиться.
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
В этом и заключалась моя цель: сделать костюмы для фильма еще эффектнее, но не настолько, чтобы вы не узнали любимых сериальных персонажей. Костюмы должны были быть вроде и теми же, но вместе с тем, другими, новыми.
Конечно, все хорошо знают, что скоро для этой семьи все изменится, в том числе, и их образ жизни. Поэтому я хотела, чтобы фильм стал их последним ура, праздником гламура и роскоши перед Второй мировой войной.
Обложка: кадр из фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Focus Features