​Всё, что случается на «Комик Коне», остаётся на «Комик Коне»

Около месяца назад после одного из кинопросмотров ко мне подбежал мой коллега в сильной аффектации, дико вращая глазами, и заговорчески прошептал: «Я заказал через eBay футболку с “Бэтменом”!» И что? «Как что? Я пойду на Comic Con Russia в настоящей американской футболке с “Бэтменом”!» Признаюсь, что после этого я стал сторониться этого журналиста, вплоть до московского «Комик Кона», куда он пришёл в расстроенном состоянии: футболка не успела прийти в срок. Но понимание фаната бэтмениады пришло не через его неудачу, а через атмосферу «Комик Кона».

Можно сколько угодно говорить, что в каждом из нас живёт кусочек гика, который прорывается на «Комик Коне», но в любом случае, трудно не заразиться обаянием сотен тысячей позитивно настроенных молодых людей, даже если сделать скидку на возраст.

Кстати, главная претензия, которую можно предъявить к первому российскому конвенту, — не в отсутствии разнообразия и не в мелком масштабе, на которые сетуют посетители. Основная беда, на которую сетуют в пресс-зоне все четыре дня, — в возрасте. Большинство посетителей конвента составляет аудитория от 10+ до 16+. Отсюда и мелочи, которые кого-то раздражают, кому-то кажутся забавными, а кто-то говорит о невозможности в обстановке «детского сада» вести деловые переговоры (кстати, на «Комик Коне» на самом деле есть детская площадка с игрушками и шариками).

Но, согласитесь, глупо было бы рассчитывать на появление на московском конвенте дядек с пивными животами и широко – до идиотизма — улыбающимися лицами, которых полно на подобных мероприятиях по всему миру, кроме России. У нас первые отечественные комиксы, если не считать «Веселых картинок», появились лет десять назад, а в США в этом году празднуют 75-й день рождения «Бэтмана». Какие у нас могут быть дядьки, если не считать организаторов и представителей студий?

Поэтому в первый день, который, как это на большинстве выставок и бывает, посвящён специалистам, прессе и бизнесменам, тих. Зона для переговоров пустует, в пресс-центре никого (Wi-Fi или очень плох, или просто отсутствует). На входе чуть не спотыкаюсь об айронмэна в доспехах из картона. Сразу скажу про косплееров. Даже если относиться к этому шоу с иронией, масштабы и качество костюмов потрясает. Порой трудно отличить промоутеров от косплееров. Как мне потом рассказывали, средняя цена более-менее качественного костюма для фанатов начинается от 12000 рублей.

Зато зарегистрированные косплееры посещают все мероприятия бесплатно (но цена билета на все дни выставки несравнимо дешевле – 4000 руб., впрочем, это именно тот самый случай, когда о деньгах думать не принято). Очень хочется сфотографироваться с какой-нибудь «Зеной», чтобы завидовали, но я не совсем в теме. Ошибиться по незнанию и назвать персонажа «Артемис» почти такой же «Затанной» на Comic Con – верный способ если не самоубийства, то получения всеобщего презрения – точно. Поэтому я стараюсь молчать. Но при виде площадки «Звёздных войн» у меня захватывает дух, как у настоящего гика.

Вообще, одни из немногих, кто делает всё правильно, — это Disney и, соответственно, Marvel, и, соответственно, LucasFilm. Это не сюрприз, тем более если учесть присутствие на конвенте американских представителей студии, которые, кажется, были сами удивлены более чем тёплым приёмом фанатами «Звёздных войн» и «Марвел-вселенной».

Если сказать, что у Disney наиболее интересные показы, это может показаться вкусовщиной, но самые большие очереди перед просмотрами «диснеевских» материалов  — это правда. В первый же день: пилот мультсериала «Звёздные войны: Повстанцы. Искры мятежа», очень смешной эпизод и первый трейлер вторых «Мстителей», сцены из потенциального хита «Город героев» и первый отрывок из будущего «Антмэна». На стенде «Звёздных войн» можно провести всё время за рассматриванием фигурок, шлемов, игрушек, продукции «лего» и «хасбро», компьютерных игр на всех возможных платформах, с фотографированием с промоутерами. Но мёрч мёрчем, но и про кино не забыли: на огромном экране транслируются отрывки саги.


В это же время, через несколько павильонов (то есть примерно в километре от «Комик Кона»), в зоне «Игромира» проходит премьера нового телефона. Презентация ролика, который, если хорошо захотеть, можно увидеть и дома, собирает почти стадион интересующихся.

Вечером того же дня показывают то ли трэш, то ли комедию, то ли хоррор от Кевина Смита «Бивень», во время которого половина журналистов ржёт до слёз, другая яростно плюётся. Говорят, что Кевин придумал историю про маньяка, создающего моржа из человеческих ресурсов, то ли случайно, то ли в изменённом состоянии, и снял её на спор. Как там оказался Джонни Депп (если не знать, что это он, то можно запросто пропустить его появление в кадре), — неизвестно.

Пятница — первый день, когда билеты могут купить простые смертные. Народу в разы больше, у отдельных стендов появляются очереди. Много толстых детей, неуклюжих подростков и половозрелых нердов. У площадки с оригинальными манга-комиксами девочка лет тринадцати криком: «OMG! У вас есть первая часть “Совершенного желания”!!!» — чуть не доводит меня до инфаркта. Следующий приступ случается здесь же, когда эта девочка выкладывает за эту тоненькую книжечку формата A5, вызвавшую у неё такой восторг, 1300 рублей. Вообще, развалы комиксов  вызывают и хороший интерес, и изумление. Здесь не только переведённые на русский язык «Ходячие мертвецы» и неадаптированные оригинальные «Watchmen» в полной версии, но и Фредерик Питерс, и Шон Тан, и Майк Миньола, и даже огромная русскоязычная энциклопедия по «Pulp Fiction». Или, например, тяжеленный альбом с раскадровками «Звёздных войн». Хотя «Мауса» или «Адель» я не заметил, но, признаться, и не искал.

Мне лично очень симпатичны стенды отечественного стим-панка. Это очень трогательно: видеть рукотворные изделия, которые изготавливаются прямо у тебя на глазах согласно канонам направления. Со всеми стекляшечками, резиночками, колбочками и прочими уменьшительно-ласкательными.

Одним из финальных аккордов пятницы становится концерт на большой сцене Noise MC, что гармонично вписывается в фестиваль. Ваня Алексеев совсем недавно выпустил видео про супер-героев, а сама группа выглядит, как команда комикс-фриков с Нойзом-Джокером в качестве фронтмена. Выступление длится чуть менее часа, но этого хватает для того, чтобы раскачать публику. Но главное происходит не здесь. Главное – на стенде Wargaming в бизнес-зоне. Подхожу, чтобы спросить, что делают на площадке игры в танки флаеры фильма «Ярость», девушка мне объясняет: «Ну, вы понимаете… У нас игра про танки, а в этом фильме… тоже… танки. Вот мы и положили ещё и рекламу фильма». Замечаю активность за дверями стенда, захожу и впервые вижу на этой выставке деловую обстановку и разговоры по существу. Всё дело в баре, который скрыт за ширмой стенда. Вот где главное!

Активность бывает разная. От минимальной в виде раздачи буклетов до масштабных «игромировских» презентаций с трансляцией в прямом эфире на YouTube и Twitch. «ТВ-3» на стенде позиционируют себя как телеканал с лучшими сериалами и придумали игрушку с фотографированием в виде жертвы «сериального маньяка». Ещё «ТВ-3» пригласили экспертов, отвечающих на вопросы в духе канала. На «2х2» тоже фотографируются на фоне «симпсонообразного» трона из «Игра престолов», а ещё раздают наклейки и брендированные шарики. В какой-то момент в дальнем углу, в комикс-зоне, становится чрезмерно шумно: тихий дедушка раздаёт автографы, подхожу познакомиться и с удивлением узнаю, что это Дэвид Ллойд. Да-да, тот самый, который с Аланом Муром «V for Vendetta» нарисовал. Ллойд вежливо интересуется у мальчика с маской Гая Фокса: «Ты хочешь, чтобы я где расписался? Прямо на маске? На лбу? А не жалко?» Мальчику не жалко.
На выступлении Миши Коллинза на главной сцене «Комик Кона» творится что-то невообразимое.

Я думал, что буйное помешательство, это когда сотни людей бурно реагируют на шоу косплееров или турнир по фехтованию «световыми мечами» на той же сцене. Но несколько тысяч визжащих поклонников сериала «Сверхъестественное» — вот что такое, оказывается, «буйное». Обидно за две вещи. Первая — я плохо считаю и поэтому не могу сказать, сколько фанатов присутствовало на встрече с Мишей (организаторы проговорили цифру 150 тысяч, но не уточнили за какой период и касается ли это конкретно «Комик Кона» или всей выставки, включающей ещё и огромный «Игромир»).

Второе — я преступно мало разбираюсь в приключениях братьях Винчестеров, и не могу не то что внятно поговорить с – как оказалось – кумиром миллионов гиков по всему миру, но и понять, о чём его спрашивают фанаты. Общая картина такая: пока девчонки снимают сцену с помощью самодельных штативов для айфонов и айпадов, другие просто визжат, прочие ходят с табличками «продам подружку за браслет», «обнимашки за браслет» и обещающие другие соблазны за мифические браслеты.

Всё дело в том, что на автограф- и фото-сессии с Коллинзом можно пройти только с помощью браслета, раздаваемого организаторами. Так как на мне бейдж, отдалённо похожий на организаторский, то я устал за два дня пребывания Миши в Москве доказывать, что у меня нет браслетов. Но сам актёр ведёт себя настолько естественно (без приставки «сверх-»), что позволяет себе каким-то непостижимым образом передвигаться по «Крокусу», фотографируясь и раздавая автографы и безо всяких браслетов. Вот здесь бы и поговорить с актёром, но, повторюсь, я до обидного не в теме.

В последний день после всех показов и презентаций я понимаю, что пора уходить, даже если покажут что-то ещё. Иначе голова взорвётся. Выхожу из выставочного центра и вижу перед собой «поле битвы — Земля», мало отличающееся от инсталляции одной танковой игры с битыми стёклами, расплющенными машинами и кусками колючей проволоки. Вся площадь вокруг «Крокуса» усеяна всем, что могут оставить после себя фанаты, простоявшие несколько часов за билетами в кассы и перед входом в залы.

Вкупе с ветром, дождём и вышеупомянутой инсталляцией с военными машинами и противотанковыми ежами пейзаж производит постапокалиптическое ощущение. Вспоминаю предупреждение, что многое из увиденного на Comic Con Russia нельзя разглашать, а ведь очень хочется. Что происходит на «Комик Коне», остаётся на «Комик Коне». Но, по крайней мере, не навсегда, организаторы обещали повторить эксперимент через год — с учётом уроков, вынесенных в этом году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *