Фото Елена Горбачева В МИА «Россия Сегодня» собрались кинематографисты, чьи имена мало что скажут простому потребителю. Дело в том, что на круглом столе, посвященном поддержке отечественных кинопроизводителей в сложившихся экономических условиях, собрались люди, стоящие по ту сторону камеры. Это кинопродюсеры, представители кинокомпаний, режиссёры и сценаристы. Все они собрались для того, чтобы услышать из первых уст, как будет строиться госфинансирование, на которое ранее уповало тотальное большинство кинопроизводителей, какие условия ставит Фонд кино перед претендентами на субсидии и чем должен обладать, кроме таланта, кинематографист, прежде чем идти с просьбой о поддержке.
Прежде всего был оглашён регламент сценарного конкурса, проводимого в 2015 году. И пускай это не является делом конкретно Фонда кино, но зато очень наглядно представляет интерес государственной политики в области киноискусства.
Фото Елена Горбачева
Итак, объявлен сценарный конкурс по темам:
- «Пётр Первый»
- «Крым в истории России»
- «русско-японская война 1905 года»
- «к столетию событий 1917 года»
- «битва за Ленинград»
- «о выдающихся советских и российских учёных»
- «люди трудовых профессий»
- «легендарные отечественные спортсмены и их победы»
- «25-летие августовского путча»
- «дружба народов Российской Федерации»
Заявки, представляющие из себя расширенные синопсисы, начнут приниматься с 1 марта 2015 года. Выбор победителей будет проходить в два этапа. На первом этапе, который будет проходить в течение двух месяцев, будет рассматриваться поэпизодный план, чтобы отборочная комиссия смогла увидеть дальнейшее развитее проекта, а эксперты имели возможность оценить и отобрать победителей.
Второй этап тоже будет длиться не меньше двух месяцев. С победителями будет работать сценарная рабочая группа, которая даст оценку проекта, будут даже прикреплены кураторы. Итоги конкурса подведут в конце августа.
Фото Елена Горбачева
Руководитель Объединенного стенда «Кино России / Russian Cinema» Александра Модестова рассказала о ближайших кинорынках, в которых будут участвовать отечественные представители, с марта по ноябрь этого года:
- Гонконгский международный кино и ТВ рынок (Filmart);
- Международный рынок аудиовизуального контента (MIPTV);
- Marche du Film в рамках Каннского международного кинофестиваля;
- Международный анимационный рынок в рамках международного анимационного фестиваля в Анси (MIFA);
- Международный кинорынок в рамках Международного кинофестиваля в Торонто;
- Международный кинорынок для детей (MIPJunior);
- Международный рынок аудиовизуального контента (MIPCOM);
- Американский Международный кинорынок (AFM).
Участие на стендах «Кино России» традиционно бесплатное, надо только подать заявку или прислать официальное письмо в Фонд Кино. Как отметила Модестова, рассматривать своё участие на рынках нужно примерно за год, потому что, как показала практика, лучших успехов на кинорынках добивается тот, кто долго и тщательно к ним готовится.
Теперь непосредственно к заданной теме, а именно к разговору о финансовой поддержке отечественного кинопроизводителя. Руководитель Аналитического департамента Фонда кино Фёдор Соснов озвучил итоги субсидирования российского кинопроизводства в 2014 году, прогнозы на 2015 год, а также выделил характерные ошибки при получении поддержки Фонда и наиболее важные изменения, которые на себе почувствует каждый кинематографист, нуждающийся в дотациях.
Фото Елена Горбачева
Хорошая новость: объем субсидий в текущем году остаётся на уровне 2014 года, а именно в районе 3 млрд рублей (тут можно было бы вставить ремарку, что речь идёт именно о рублёвом эквиваленте, но её не было, что говорит о том, что производителей волнуют даже малые суммы). Средний объём поддержки кинопроизводства прошлого года, несмотря на отсутствие лимита по объёму запрашиваемого финансирования, равнялся 46 млн рублей (44 млн рублей – на анимационный полнометражный проект).
В 2015 году лидеры отечественного кинопроизводства могут рассчитывать на 1200 млн рублей на безвозвратной основе и на 700 млн на условиях 100% возвратности.
Фёдор Соснов также указал, где и в каких приказах нужно искать информацию о сборах, порядке и условиях отбора фильмов на госфинансирование (включая не только производство, но и субсидирование процентных ставок по кредитам и проката фильмов).
Фото Елена Горбачева
Отдельно глава Аналитического департамента остановился на категориях фильмов, допускаемых к участию в конкурсе на финансирование в 2015 году. Рассматриваются проекты полнометражных национальных художественных и анимационных фильмов, но «за бортом» оказываются анимационные сериалы, телевизионные фильмы и сериалы, документальные и короткометражные ленты. При этом, если у вас есть заявка на детское кино, дебютное кино или международную копродукцию, её у вас с удовольствием примут на рассмотрение.
И Фёдор Соснов, и его коллега руководитель Правового департамента Фонда кино Ирина Ильина не раз упоминали, что Фонд Кино ни в коей мере не участвует в финансировании так называемой разработки проекта. С 2015 года правила меняются в том смысле, что субсидирование начинается с этапа предоставления готового сценария, после чего следует поддержка на этапах препродакшна, производства, постпродакшна и проката. Ильина уточнила, что 100% возврат должен произойти в течение трёх лет после начала субсидирования, но это будет жёстко регулироваться. Прошли те годы, когда спустя год после выдачи денег в Фонд приходят продюсеры и начинали жаловаться: «Поменяли сценариста, режиссёра, артистов», – и из-за этого требовали дополнительное финансирование. «Планируйте всё тщательно и имейте в виду, что деньги надо будет всё равно возвращать», – обратилась к продюсерам Ирина Ильина
Фото Елена Горбачева
Также Ильина рассказала о нововведении – банковской гарантии. Госфинансирование даётся тем проектам, которые в течение месяца после подачи заявки могут предоставить банковскую гарантию (перечень банков, которые могут её предоставить, также определён). Ещё одна мелочь, но принципиально важная для Фонда: приём заявок будет завершаться в пятницу, в конце рабочей недели. Это было сделано для того, чтобы оградить принимающих документы от постоянных слёзных жалоб соискателей, подавших неправильно составленную заявку: «Мы всё исправим, занесём завтра»… Отныне всё будет происходить гораздо строже, без послаблений.
«Почему мы просим вас подойти к нам пораньше? Вы должны понимать, что чем позже вы приходите к нам, тем ближе вы к полностью сформированному бюджету и, значит, тем меньше у вас шансов попасть в пул поддержки», – добавил руководитель Финансового-производственного департамента Фонда кино Вадим Потапов.
После двух часов диалога между руководителями Фонда кино и представителями «среднего» звена российской киноиндустрии стало кристально ясно: в 2015 году так называемая «халява» закончилась. Отныне и Минкульт со своей стороны, и Фонд кино со своей будут не просто тщательно выбирать проекты для госфинансирования, но и следить за каждым шагом тех, кому доверили деньги. Пускай даже и на 100% возвратной основе.