Есть целый ряд «преступлений», совершив которые автор диалогов может «убить» всю историю, какой бы интересной и захватывающей она не была. Постараемся создать небольшой перечень наиболее тяжких из них.
Объяснительный диалог
Отдельная история — закадровый комментарий. Использовать его можно, но только при условии, что нет другого способа показать что-то, а не рассказать. Не следует прибегать к этому приему слишком часто, более того — он требует творческого подхода и должен стать неотъемлемым элементом истории, который отражает весь ее тон.
Закадровый комментарий должен сочетаться со сценарием. Он должен соответствовать сюжету. Его следует больше использовать в первом акте, чтобы раскрыть точку зрения рассказчика. Умереннее — во втором по мере того, как растет темп повествования. Затем, в третьем акте, начинайте закругляться, делая акцент на общей теме, предоставьте развязку и добавьте ответную реакцию.
Мы можем по крупицам собирать информацию из ярко написанной сцены.
Ясный как день диалог
И «ясный как день» в данном случае — отнюдь не комплимент. Такой диалог буквально передает то, что персонажи думают и чувствуют. Мне страшно. Я счастлив. Я хочу есть. Это звучит неуклюже и неестественно. Персонажи, говорящие простыми повествовательными предложениями, выражают то, что хочет сказать автор. Сами герои, как правило, более красноречивы.
Удвоение диалога
Описание: Джек проявляет беспокойство, он переживает по поводу планирующегося крупного дела. Реплика Джека: «Я очень боюсь, что у тебя не получится провернуть это дело».
Или:
Джек нервно меряет шагами комнату. Реплика Джека: «Скажи мне, что у тебя все схвачено».
Вторая версия короче, нагляднее и ярче.
Мало что так раздражает аудиторию, как эвфуистический или претенциозный диалог.
Заносчивый диалог
Цель диалога заключается не в том, чтобы выставлять свой интеллект напоказ. Нужно ясно доносить свою мысль до зрителя. Он не должен каждый раз лезть за словарем, чтобы разобраться, о чем идет речь. Если ваша аудитория испытывает в этом необходимость, значит она не получает должного удовольствия, натыкаясь на препятствие, который вы сами поставили на ее пути.
Кадр из фильма «Игры разума» (2001)
Диалоги и описания с туманными литературными или музыкальными отсылками могут иметь значение для вас, но, если ваш читатель их не опознает — вы обречены на провал. Конечно, если ваш главный герой — гений, то у него может быть обширный словарный запас. Однако не следует постоянно ставить читателя в тупик, даже в истории про квантовых физиков, если это не требуется для раскрытия конкретной черты персонажа — скажем, неуемного стремления к ясности высказываний.
Смертный грех диалогов
Беседы героев также должны соответствовать темпу истории и сцены. По мере обострения конфликта, особенно во второй части вашего сценария, диалог также должен становиться напряженным и отрывистым.
Кадр из фильма «Древо жизни»
Другой причиной плоского диалога может быть «зажатый» герой. Персонажи, чья основная проблема подразумевает подавление собственных чувств, разговаривают резко и сухо. Это вполне может быть чертой характера, однако порой это начинает распространяться на весь сценарий, тормозя его таким образом. А в действительности зажатый герой должен держать свои эмоции под самой поверхностью, в то время как его внутренние конфликты отражены в описании и поддерживаются подтекстом.
Подумайте о голосе истории, ее уникальном тоне, сквозящем в каждом предложении, начиная с описания и заканчивая диалогами.
Последнее слово о диалоге
Источник: scriptmag.com.