Взлом с проникновением: статья о том, как писать диалоги (Часть 2)

Это продолжение материала. Начало вы можете найти по данной ссылке.

Есть целый ряд «преступлений», совершив которые автор диалогов может «убить» всю историю, какой бы интересной и захватывающей она не была. Постараемся создать небольшой перечень наиболее тяжких из них.

 

Объяснительный диалог

Диалог, стремящийся донести до зрителя фундаментальную информацию, может быть до смерти скучным. Вспомните свой последний опыт просмотра новостных выпусков на телевидении, где ведущие «разжевывают» для нас факты и поясняют контекст события. Безусловно, такой метод подачи информации является достаточно эффективным. Но вот интересен ли он в качестве писательского приема — огромный вопрос. И в 99 процентах случаев ответ на него — «нет».

Отдельная история — закадровый комментарий. Использовать его можно, но только при условии, что нет другого способа показать что-то, а не рассказать. Не следует прибегать к этому приему слишком часто, более того — он требует творческого подхода и должен стать неотъемлемым элементом истории, который отражает весь ее тон.

Закадровый комментарий должен сочетаться со сценарием. Он должен соответствовать сюжету. Его следует больше использовать в первом акте, чтобы раскрыть точку зрения рассказчика. Умереннее — во втором по мере того, как растет темп повествования. Затем, в третьем акте, начинайте закругляться, делая акцент на общей теме, предоставьте развязку и добавьте ответную реакцию.
 

Мы можем по крупицам собирать информацию из ярко написанной сцены.

Чрезмерное увлечение автора попытками донести до зрителя большой объем данных через разговоры героев или голос за кадром неизбежно замедлит темп повествования. Гораздо лучше, когда сведения поступают из разных источников. Мы можем по крупицам собирать информацию из ярко написанной сцены. Мы можем видеть внешность, поведение, действия, язык тела и выражение лица героя. При этом мы не только получаем необходимую информацию, но и считываем подтекст, который зачастую говорит красноречивее всяких слов. Согласитесь, так намного интереснее.

 

Ясный как день диалог

Кадр из фильма «Стив Джобс» (2015)Кадр из фильма «Стив Джобс» (2015)

И «ясный как день» в данном случае — отнюдь не комплимент. Такой диалог буквально передает то, что персонажи думают и чувствуют. Мне страшно. Я счастлив. Я хочу есть. Это звучит неуклюже и неестественно. Персонажи, говорящие простыми повествовательными предложениями, выражают то, что хочет сказать автор. Сами герои, как правило, более красноречивы.
 

Удвоение диалога

Диалоги, в которых повторяется то, что мы уже узнали из описания, излишни. Не надо рассказывать зрителю то, о чем он и так в курсе. Это портит сценарий и замедляет темп сцены

Описание: Джек проявляет беспокойство, он переживает по поводу планирующегося крупного дела. Реплика Джека: «Я очень боюсь, что у тебя не получится провернуть это дело».

Или:

Джек нервно меряет шагами комнату. Реплика Джека: «Скажи мне, что у тебя все схвачено».

Вторая версия короче, нагляднее и ярче.
 

Мало что так раздражает аудиторию, как эвфуистический или претенциозный диалог.

 

Заносчивый диалог

Мало что так раздражает аудиторию, как эвфуистический или претенциозный диалог. Быть может, мы с вами и обладаем словарным запасом, достойным филолога, но представьте себе эту неудовлетворенность от неспособности ухватить весь смысл предложения. А может вам и не нужно это представлять, если вы не знали, что «эвфуистический» значит подчеркнуто напыщенный, вычурный и высокопарный. А «претенциозный» — претендующий на значительность и оригинальность.

Цель диалога заключается не в том, чтобы выставлять свой интеллект напоказ. Нужно ясно доносить свою мысль до зрителя. Он не должен каждый раз лезть за словарем, чтобы разобраться, о чем идет речь. Если ваша аудитория испытывает в этом необходимость, значит она не получает должного удовольствия, натыкаясь на препятствие, который вы сами поставили на ее пути.

Кадр из фильма «Игры разума» (2001)Кадр из фильма «Игры разума» (2001)

Диалоги и описания с туманными литературными или музыкальными отсылками могут иметь значение для вас, но, если ваш читатель их не опознает — вы обречены на провал. Конечно, если ваш главный герой — гений, то у него может быть обширный словарный запас. Однако не следует постоянно ставить читателя в тупик, даже в истории про квантовых физиков, если это не требуется для раскрытия конкретной черты персонажа — скажем, неуемного стремления к ясности высказываний.

 

Смертный грех диалогов

Ну и самое главное. Да хранят вас все возможные покровители сценаристов от диалогов, которые не отражают общего тона повествования. Неспособность отразить общую атмосферу, а не просто передать жанр — кратчайший путь к испорченному сценарию. Ваши диалоги должны быть выдержаны в том же тоне, что и вся история. Диалоги в экшн-фильмах кажутся нам скуповатыми, в то время как в фильмах, где больше внимания уделяется отношениям между персонажами, их внутренним конфликтам и развитию, ожидается диалог, который отражает и раскрывает характер героев и сюжетную линию.

Беседы героев также должны соответствовать темпу истории и сцены. По мере обострения конфликта, особенно во второй части вашего сценария, диалог также должен становиться напряженным и отрывистым.

Кадр из фильма «Древо жизни» Кадр из фильма «Древо жизни» 

Другой причиной плоского диалога может быть «зажатый» герой. Персонажи, чья основная проблема подразумевает подавление собственных чувств, разговаривают резко и сухо. Это вполне может быть чертой характера, однако порой это начинает распространяться на весь сценарий, тормозя его таким образом. А в действительности зажатый герой должен держать свои эмоции под самой поверхностью, в то время как его внутренние конфликты отражены в описании и поддерживаются подтекстом.

Подумайте о голосе истории, ее уникальном тоне, сквозящем в каждом предложении, начиная с описания и заканчивая диалогами.

 

Последнее слово о диалоге

Отличный диалог имеет течение и ритм, которые становятся пульсом истории. Он отражает структуру сценария. Изначально задавая атмосферу, раскрывая персонажей и сюжет, он идет дальше и ускоряется по мере обострения конфликтов. Он поддерживает темп и оттенок сцены. Он становится ярким элементом повествования, гармонично сливаясь с описанием и поднимая весь сценарий на новый уровень.

Источник: scriptmag.com.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *