Она очень редко даёт интервью и соглашается на разговор по какому-то своему ванговскому чутью. Но, узнав, что я подглядел, как проходит её мастер-класс в МШНК, Ивана чуть было не прервала беседу на первой же минуте, гневно обрушившись:
— Ни один посторонний человек не должен ни видеть, ни слышать, что и как я говорю и показываю. Я обещала людям безопасность. Я обещала актёрам и студентам максимум безопасности. И плюс к этому я говорю очень личные вещи, это не должен слышать ни один журналист. Я предана своим людям.
— Вы сказали «безопасность для актёра». Что это означает?
— Это означает, что человек, который со мной работает, знает, что мы вместе, мы одна команда. И мы даём друг другу возможность брать нашу боль и использовать её для поиска силы, а не изображения жертвы. Часто люди берут на себя трудные предлагаемые обстоятельства и, таким образом, разрушают себя. Я же со своей стороны получаю от них ту же информацию и использую её конструктивно, создавая прекрасное. Чтобы люди, которые смотрят за игрой, чувствовали надежду, что персонаж может взять эту боль, преодолеть её и решить. Актёры со своей стороны дают зрителю надежду. Таким образом, обе стороны получают эстетическое удовольствие.
— Ваши курсы похожи на сеанс групповой психотерапии. Вы не устаёте, после того как выложили столько энергии на самых разных людей?
— Не в тот же момент. Момент, наоборот, наполняет меня энергией. Я могу быть очень уставшей перед выходом, но потом всё это исчезает. И я чувствую себя будто на наркотиках, это просто накачивает меня энергией. Я просто очень люблю свою работу.
— В России принята студийная форма работы актёров. Вы за студийную систему обучения или за индивидуальный подход?
— В апреле я запускаю свою школу, и моё мнение, что студенты в ней будут учиться по группам. Потому что в группе они смотрят друг на друга. И учатся друг у друга. Далеко не всегда можно научиться только на собственном опыте, нужно учиться и на чужом тоже. В группе же много разных людей и можно очень многому научиться. Поэтому когда ко мне кто-то приходит и говорит: «У меня есть деньги и на частные уроки, и на группу. Как лучше?» — я отвечаю: «Только группа».
— В России говорят: качество актёра определяется количеством масок.
— Я сомневаюсь, что это действительно так. Я сейчас работаю со многими русскими актёрами и учу их снятию масок.
— Но ведь количество масок работает на многогранность актёра. Насколько важна для вас универсальность актёра?
— Я думаю, актёр должен понимать, что он ограничен своим типажом, возрастом и каким-то личностным багажом, которые помогают ему играть определённый тип ролей. Если попросить Де Ниро: «Сыграй декана элитного университета», — это будет абсолютно нелогично, он великолепный актёр, но такая роль не будет иметь смысла. Поэтому мы ограничены собственной личностью и собственным опытом.
— У нас есть известный российский актёр из разряда универсальных. Про него ходит байка, неважно, правда это или нет, но она вот про что. Он должен был заплакать в кадре, всё правильно сделал, но режиссёр сказал ему: «Давай ещё раз, но сминусуй ровно наполовину». Тогда этот актёр встал в кадр и пустил ровно одну слезу.
— Эмоциями можно манипулировать внутри себя. Но ваш проводник – это ваш зритель. Либо зритель тронут этой одной слезой, либо у нас актёр, который не плачет вообще, но это трогает больше, чем одна слезинка или пять. Это вопрос аутентичности, честности. Если вы манипулируете эмоциями – это как наблюдение под микроскопом. Бывает же так, что человек плачет, но вы внутри ничего не чувствуете.
— Вы разделяете актёров на телесериальных и киношных?
— Разницы быть не должно. Хорошая игра – это хорошая игра. Моя техника работает в театре, в кино, на телевидении… И мои ученики получают награды, становятся звёздами в самых разных сферах.
— А в каких сферах? Кому ещё может пригодиться актёрское мастерство, кроме как, собственно, актёрам?
— Кому? (задумывается) Телеведущим — да, почему нет? Думаю, юристам, так как они общаются, коммуницируют с присяжными. Психиатрам. Тем, кому нужно лучше понимать людей. У меня была знаменитый психиатр, которая как-то сказала, что моя книга должна входить в список обязательной литературы психиатров Гарварда. Расскажу историю про Холли Бери, свою ученицу. Как-то она гуляла по пляжу Флориды, увидела девочку, которая читала мою книгу. Она спросила у неё: «Тебе нравится книжка?». Она ответила: «Да, потрясающе полезно». «Ты актриса? Где ты работаешь?» — поинтересовалась Холли. «Я врач», — ответила девочка. Я думаю, что моя методика действительно полезна, потому что она забирает у людей боль и делает из неё топливо, которое даст силы, приводящие к победе. Это актуально для многих профессий.
Эмоциями можно манипулировать внутри себя. Но ваш проводник – это ваш зритель.
— В российском кинематографе есть немало медиа-персон, светских лиц, которые снимаются в кино, не имея актёрского образования, однако они не перестают быть звёздами…
— Можно сказать, что люди всегда должны стремиться к саморазвитию. Если у вас все деньги мира, если вы звезда, то вам всё равно понадобится саморазвитие. Это называется эволюция, никогда нельзя переставать учиться до самой смерти.
— Я сам немножко режиссёр, и у меня, возможно, личный вопрос: как надо проводить кастинг? Есть ли у вас фирменный рецепт?
— (смеётся) Тут нет особого рецепта. Понимаете, мой муж – режиссёр, лауреат множества премий и наград. И он проводит кастинг не по типажу, просто берёт того, кто лучше всех сыграет роль, даже если по типажу не подходит. Моя ученица Шарлиз Терон получила роль в «Адвокате дьявола», не соответствуя заданному типажу. Тейлор Хекфорд – великолепный режиссёр – взял её, потому что ему понравилось, как она себя показала, то, что она привнесла. Несмотря на то что она была не того возраста, не того типажа, не того акцента. Нужно брать лучшего актёра, который заставляет чувствовать и думать, а не человека, соответствующего типажу.
— Что вы думаете о нарциссизме артистов, об их гомосексуальной составляющей, когда им нужно нравиться всем: мальчикам и девочкам, юным и старым?
— Нарциссизм есть у всех, необходимо «эго» в любой сфере. Нужно, как минимум, верить в себя. Думаю, у каждого должно быть это самолюбование. Это даёт вам больше уверенности. Но если нарциссизма слишком много – это проблема, вы не можете общаться с людьми. А вот чуть-чуть – это нормально.
— И наконец, последний и самый простой вопрос: как заставить актёра плакать на крупном плане?
— А зачем его заставлять плакать? Нужно понимать, что слёзы – это не лучший способ добиться цели. Вы вообще читали мою книгу?
— По правде говоря, нет. Я только сегодня узнал, что её выпустили в России.
— Книжку прочитайте, там всё поймёте. Там всё описано, как работать с актёрами. Это не объяснить. Это процесс. Режиссёр «Ярости» с Брэдом Питом Дэвид Эйр – мой ученик. Он использует мою книгу, он использует меня в работе. Брайан Сингер, Билл Кондон, другие серьёзные режиссёры – они все работают с моей системой. Поэтому книжку прочитайте, а я такому приятному человеку, как вы, ещё и автограф поставлю.