Teal & Orange
Кадр из фильма «Трансформеры. Месть падших» (Майкл Бэй, 2009)
Аналогичные цвета
— близкие цвета, располагающиеся в цветовом круге друг рядом с другом; пример – синий, голубой, зеленый
Использование аналогичных цветов в фильме «Время развлечений» (Жак Тати, 1967)
Вирирование/Тонирование
— придание черно-белому изображению какого-либо оттенка; наиболее распространенные оттенки: сепия, синий, красный, зеленый, розовый, желто-оранжевый; использовалось в эпоху немого кино и служило выразительным средством, например, ночные сцены окрашивались синим, бой – красным, любовная сцена – розовым, и т.д.
Кадр из фильма «Носферату, Симфония ужаса» (Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922)
Вторичные цвета
— цвета, которые получаются при смешении двух основных цветов; к вторичным цветам относятся оранжевый, зеленый, фиолетовый
Доминирующие цвета
— цвета и оттенки, преобладающие в изображении
Дополняющие цвета/Комплементарные цвета
— противоположные цвета, усиливающие друг друга при сочетании; пример дополняющих цветов – красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый
Использование дополняющих цветов в фильме «Красный шар» (Альбер Ламорис, 1956)
Колоризация
— процесс и технология преобразования черно-белого изображения в цветное
Колорист/Оператор цветокоррекции
— профессионал, занимающийся цветовой коррекцией изображения
Контраст
— разница характеристик в различных участках изображения, например, контраст светлого и темного, теплых и холодных цветов, и т.д.
Кадр из фильма «Нефть» (Пол Томас Андерсон, 2007)
Монохром
— изображение, создаваемое на основе только одного цвета и его оттенков
Кадр из фильма «Город грехов 2» (Роберт Родригес, 2014)
Основные цвета/Первичные цвета
— базовые цвета, смешением которых можно получить все остальные; к основным цветам относятся красный, желтый и синий
Оттенок
— разновидность какого-либо цвета, например, розовый – оттенок красного
Синеколор
— ранняя технология цветного кино, предполагающая получение цветного изображения путем совмещения монохромных изображений, снятых через красный и сине-зеленый фильтры; пользовалась особенной популярность в Голливуде в 1930-1950-х годах
Кадр из фильма»Захватчики с Марса» (Уильям Мензиес, 1953)
Система цветоустановки
— системы, необходимые для цифровой цветокоррекции и цветоустановки; делятся на программные (software) и аппаратные (hardware)
Теплые цвета
— гамма цветов, к которой относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый (если в нем желтый доминирует над голубым)
Кадр из фильма «Амели» (Жан-Пьер Жене, 2001)
Техниколор
— ранняя технология цветного кино, предполагающая получение цветного изображения путем совмещения монохромных изображений, снятых через синий, зеленый и красный фильтры; пользовалась особенной популярность в Голливуде в 1920-1950-х годах
Кадр из фильма «Ниагара» (Генри Хэтэуэй, 1952)
Третичные цвета/Производные цвета
— цвета, которые получаются при смешении основных и вторичных цветов
Триады/Триадное сочетание
— сочетание равноудаленных в цветовом круге друг от друга цветов; позволяет добиться разнообразия и вместе с тем баланса палитры; примеры триад: зеленый, оранжевый, фиолетовый; красный, желтый, синий
Кадр из мультфильма «Фантазия», 1940
Холодные цвета
— гамма цветов, к которым относятся голубой, синий, фиолетовый, зеленый (если в нем голубой доминирует над желтым)
Кадр из фильма Интимные места (Алексей Чупов и Наталья Меркулова, 2013)
Цветное кино
— разновидность кинематографа, в котором изображение передает цвета; появилось в первые годы существования кинематографа, однако преобладать над черно-белым кино начало лишь в 1950-60-е годы
Что почитать: Дмитрий Новак – «Размышления о кино и фотографии. Цвет в кинематографе»
Что почитать: А.В. Редько – «Цветная киносъемка»
Что почитать: Андрей Тарковский – Беседа о цвете
Что почитать: Николай Изволов – «Черно-белого кино не было?»
Что посмотреть: «Введение в применение цвета в цифровом кино»
Цветовая палитра
— набор цветов и оттенков, характерный для данного автора, произведения, эпизода, кадра и т.д.
Что почитать: М.В. Нелюбова – «Психология цвета в кино»
Что посмотреть: сайт Movies in Color – разбор цветовой палитры кадров из фильмов
Цветовая схема
— принятые закономерности сочетания цветов и их соотношений
Цветовой круг
— базовый инструмент представления соотношения цветов
Что почитать: Иоханнес Иттен – «Искусство цвета»
Цветокоррекция/Цветоустановка/Цветосинхронизация/Грейдинг
— процесс регулирования цветовых составляющих изображения для изменения его цветности, исправления недочетов во время съемки, уменьшения или увеличения яркости, придания общего стиля и т.п.; иногда понятия «цветокоррекция» и «грейдинг» разделяют, под первым имея ввиду процесс устранения недостатков изображения, а под вторым – формирование стиля
Цветоустановщик
— профессионал, занимающийся разработкой цветового решения фильма и установкой цвета
Цифровой интермедиэйт
— процесс перевода изображения с негативной пленки в цифровой формат для последующей цифровой обработки, в т.ч. цветоустановки
Черно-бело кино
— разновидность кинематографа, в котором отсутствует передача реального цвета; с популяризацией цветного кино в 1950-60-е годы, черно-белое изображение в основном используется как прием, особый способ выразительности
Эффект «Плезантвиль»
— эффект совмещения в кадре цветного и черно-белого изображения; название возникло благодаря мелодраме 1998 года, ставшей одним из первых фильмов, где был применен эффект