Я ненавижу Новый год за то, что…
1. За то, что все телеканалы, как один, начинают придумывать: кто интереснее «переобует» свою шапку. Я так и вижу креативных продюсеров, которые в поисках свежей идеи собирают всю команду для брэйн-сторма, где каждый вымучивает снежинки, ёлочки и прочие «хохохо». В результате, всё равно заканчивается тем, что на лого телеканала надевают красно-белый головной убор Санты Клауса, и все счастливы.
2. За то, что все радиостанции ставят в ротацию или песни из «Иронии судьбы», или (в зависимости от формата) «Дискотеку Аварию» с «Новогодней». Или, ещё хуже, ABBA. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, что «Jingle Bells» и «Silent Night» не походят под формат современных российских станций. Хотя, конечно, ни один из рекламных джинглов без них не обходится. По мне, так идеальный музыкальный фон для Нового года – это Фрэнк Синатра, Тони Бенетт и Луи Армстронг. То есть я примерно понимаю людей, для которых классика «Great American Songbook» – это «ту мач» и которые странным образом называют «Расскажи, Снегурочка…» лучшей новогодней песней всех времён. Понимаю, но иногда мне кажется, что вселенные не параллельны, а перпендикулярны (в общем, Нолан в этом аспекте больше понимает, чем я).
3. За годами и десятилетиями не меняющуюся рекламу «Coca-Cola» и «M&M».
4. Если продолжать тему рекламы, то предновогодние распродажи на фоне приключений нефти, доллара и рубля вызывают одновременно и брезгливость, и интерес. Трудно представить какое-то иное оправдание уменьшению цен, кроме конспирологических теорий. Особенно в этом году.
5. За корпоративы. Любой творческий человек: от музыкантов до режиссёров – не может не выматериться в этом году по поводу массовой отмены корпоративов. Нет, они, конечно, входят в обязательную статью всех организаций. Но с каждым годом это культурно-массовое мероприятие становится всё скромнее и скромнее. Сначала, лет пять назад, от корпоративов отказались структуры государственные – когда-то самые щедрые и не считающие деньги в принципе. Началось с видеороликов, которые якобы порочат госслужбы (можно подумать, работу налоговиков, судебных приставов, таможенников порочат именно видеоролики). Потом волна отказов от съёмок клипов и капустников перешла на большие коммерческие корпорации, мол, в наше тяжёлое время незачем приглашать профессиональных режиссёров и операторов. Всё можно снять на Mark, а смонтирует любой айтишник, благо простейших программ для монтажа сейчас видимо-невидимо. В 2014 году стало ещё грустнее, но режиссёры и актёры готовы на любую подачку. Хотя работу дед морозов и снегурочек на дому никто не отменял, всё больше семей предпочитают обойтись своими силами, привлекая для семейных торжеств просто друзей. И это горе горькое.
6. За новогодние телешоу. Я даже иногда думаю, что было бы проще после обращения президента, одинакового для всех каналов, показывать шоу, идентичное для всех каналов. Всё равно везде одни и те же. Всё равно, как бы кто чего не выдумывал, новогодние концерты сводятся к одной концепции. И тем более всё равно, когда мы говорим о возвращении «центрального телевидения», когда был один канал на всю страну, это нормально.
7. За работу лицом. Всем известно и понятно, что новогодние концерты снимаются где-то в период с августа по ноябрь. Я так и вижу на радостных лицах звёздных гостей программы мысль: «Как бы переодеться в футболку и шорты?» или «Дорогой оператор, сними меня быстро с разных ракурсов! На монтаже подворуешь, а мне бежать надо».
8. За добрые фильмы. В этом году выход «Джона Уика» новичков Стахелски и Лейтча перенесли с начала декабря на первое января, и, я считаю, это прекрасно. Потому что на фоне медово-елейной афиши жёсткий боевик с остроумно придуманными боями, где «один протии всех», будет смотреться что надо. Нет ничего хуже, чем монополия российского доброго кино, нелогичного, бессмысленного и беспощадного. При безграничном уважении к Тимуру Бекмамбетову нельзя не признать, что все эти «Ёлки» породили монстра: от «Мам» и «Любви в большом городе» до прочих Enjoy Prod. Здесь даже важна не хронология развития жанра, а понимание продюсеров и прокатчиков, что такое няшное кино можно смотреть только в состоянии долгого алкогольного анабиоза, в который страна впадает раз в год. Если развить эту мысль, то дело тут в почти хамской позиции прокатчиков, считающих, что в Новый год зритель стремительно тупеет.
9. За презентации. Прокатчики и дистрибьюторы в декабре презентуют огромное количество фильмов, которые выйдут в январе, потому что другого такого случая показать своё кино критикам и VIP-зрителям до будущего года им не представится. Это круто, конечно, но чтобы задобрить пришедших, показ сопровождается соответствующим набором: ёлки, водка, мандарины. Порой можно забыть, где, что, кому и зачем вчера показывали.
За что я люблю Новый год
1. Ну, во-первых, не все креативные продюсеры на ТВ такие дуболомы, чтобы останавливаться на банальной Санта-шапке. Некоторые крупные каналы, к примеру, акцентируются не на лого, а проявляют творчество на промо-роликах или подводках к рекламе. Зачастую под эти цели делаются заказы крупным мировым advert-агентствам, а это уже интересно. Во-вторых, что, как не соперничество каналов в своих новогодних промо показывает: о «Роспергазе» хоть и говорят, но пока что монополия «центрального телевидения» имеет опциональный характер. Мы с вами имеем едва ли не последнюю возможность наблюдать за конкуренцией внутри каналов, которые вот-вот станут одним целым.
2. За «Иронию судьбы, или С лёгким паром!». Что бы ни говорили, но эффект, когда нарезающая оливье мама, помогающая ей дочь, лежащий на диване папа и сидящий спиной к телевизору сын, у которого дедлайн истекает через пару минут, хором цитируют фразы из фильма, которых даже не слышно из-за всеобщего гвалта – это круче, чем котики и совята.
3. За одну и ту же рекламу. Что плохого в постоянстве рекламы? Маркетологи видят в этом только плюсы. Вот, допустим, какой-нибудь фрилансер месяцами не вылезает из дома, смотря телевизор спиной, и не знает, что происходит. Вдруг – до ужаса знакомые «Праздник к нам приходит» и «Дедушка?». Он тут же приземляется, понимает, что Земля ещё вертится. Правда, есть побочный эффект, потому как дедлайн большинства фрилансеров – это как раз 30-31 декабря. Многие потерявшиеся во времени, услышав «праздник к нам приходит», впадают в панику, истерию и паранойю.
4. За распродажи. Если сброс цен на одежду и чего-то там ещё нас с вами не касается, то магазины, торгующие аудио- и видеопродукцией, книгами и прочей канцелярией, заслуживающей касаний рук и поглаживаний, в предновогодние праздники получают самого благодарного покупателя. Даже если у вас нет винилового проигрывателя, но у вас есть LP, скажем, Depeche Mode, скажем, «Music for the Masses» в синем виниле (это я на подарки напрашиваюсь), то само по себе наличие этого диска на полке обязано вас возвысить в глазах смотрящего до невероятного уровня.
5. За корпоративы. В этом году они были особенно актуальны. Самсебережиссёры и операторы скупали пачками квадрокоптеры и камеры GoPro в подготовке к валу предложений на Новый год. Вала не случилось. Зато у нас теперь есть сотни тысяч безработных начинающих фотографов, готовых за бесплатно попробовать что-нибудь снять на GoPro и выложить на YouTube. В последнее время онлайн-сервис вообще превратился в «гоупрошную пыточную».
6. За новогодние телешоу. Ибо нет ничего веселее, чем ужин в кругу семьи, когда кто-то, наконец, не выдержит и выкрикнет: «Да переключите вы этого Стаса Михайлова!» – и кто-то переключает на другой канал, а там тот же Стас Михайлов. Сразу появляется предложение выключить телек и выйти на улицу.
7. За работу лицом. Всем надо работать лицом. Кто сказал, что это просто: изображать радость? Вот сидите вы перед телевизором и стараетесь быть добрым, нежным и ласковым, чтобы мама или бабушка не заподозрила вас в ненависти к телевидению, захваченному экстремистской террористической группировкой «Российская эстрада». Между прочим, эксперты говорят, что улыбка разглаживает морщины. (Ага. Посмотрите на Джима Керри 20 лет назад и сравните с сиквелом «Тупой и ещё тупее», ага).
8. За добрые фильмы. Вот есть кино «Love Actually». В этом неловко признаваться, но лично я по-детски влюблён в этот сценарий и его воплощение. Судя по количеству его повторов на телевидении, я не один такой. Но, как поётся, «некоторые стесняются». Торжественно клянусь, что Сарик Андреасян, Марюс Вайсберг и прочие у меня вызывают местами даже гордость, что «и мы так можем». Другой вопрос, зачем нам такая гордость, но это отдельная история.
9. Пресс-показы с фуршетами – статья, заслуживающая большого формата и объёма. Ничто так не будоражит профессионального кинообозревателя, как халявные спиртное и закуски. Всё нажитое непосильным трудом в конце года конвертируется в пластиковый стаканчик и бутерброд. Есть недовольные? Нет недовольных.
И всё это прекрасно.