Зачем дедушкам YouTube: будущее цифрового телевидения

 
На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum организованном издательством «Телеспутник», состоялась панельная дискуссия «От цифрового ТВ к цифровым сервисам: ключевые векторы трансформации». Тема не нова, но благодаря регулярному появлению новых трендов в области доставки и потребления контента она, кажется, никогда не устареет, а наоборот будет привлекать все большее количество профессионалов, интересующихся этим вопросом.
 

Нужен ли дедушкам цифровой контент?

Телевизор до сих пор остается самым популярным средством доставки контента для большинства людей, несмотря на развитие технологий и появление новых цифровых сервисов. Однако, как говорится в старом анекдоте, есть нюансы. На них указывает статистика, подтверждающая, что телевидение в старом понимании этого слова из года в год теряет свою популярность. Так, за 2018 год от него отказались во Франции 22% жителей, в Китае — около 25%, в Нидерландах — 36%. Что касается России, то официальные цифры говорят, что за прошедший год телевидение потеряло своего зрителя только на 7%, и три четверти населения нашей страны до сих пор смотрят эфирные каналы.

На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum / Фото: Ольга Наседкина
На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum / Фото: Ольга Наседкина

Директор по стратегии и развитию «МТС Спутниковое ТВ» Алексей Липилин:

— Сегодня телевидение, действительно, меняет свои позиции, но очень важным трендом для нас стала мультиэкранность. Люди, может быть, и не смотрят «телевизор в красном углу», но они делают это с удовольствием на других устройствах. Сегодня важен не способ доставки, а выбор контента. Все равно, на чем его смотреть, главное, чтобы он был в доступе в нужном месте в нужное время. Что касается «большого экрана», как мы называем телевизор, то сегодня для нас крайне важен способ доставки «тяжелого контента», то есть HD.

Директор по стратегии и развитию «МТС Спутниковое ТВ» Алексей Липилин / Фото: Ольга Наседкина
Директор по стратегии и развитию «МТС Спутниковое ТВ» Алексей Липилин / Фото: Ольга Наседкина

Не так давно мне рассказали историю, как наш агент приехал в отдаленный маленький населенный пункт, и у него дедушка спросил: «Есть ли возможность посмотреть YouTube?» То есть вы представляете себе: дедушка в российской глубинке интересуется «ютюбом»! В итоге мы продали ему наш конвергентный продукт: спутниковое телевидение с мобильным интернетом.
Появляются такие интересные тенденции, когда телевидение становится фактором развития других технологий, которых раньше не было в удаленных местах, и для тех возрастных аудиторий, которые раньше ими не интересовались.

Руководитель подразделения по взаимодействию с партнерами «Яндекса» Оксана Волощук также похвасталась (и правильно сделала) разработками своей компании:

— Наша компания создала сервис «Яндекс.Эфир». Эта платформа — агрегатор всех типов контента, которые существуют. Более 200 телеканалов, как крупных федеральных, так и региональных. Также мы видим разделение по интересам и тематикам. То есть «Яндекс» выбирает контент и предлагает людям, которые находятся в «одном доме», но смотрят его на разных устройствах. Кто-то будет смотреть «Яндекс.Комедии», кто-то «Яндекс.Триллеры», а дедушки — специальную подборку лучших блогеров, если они ему уже нравятся.

Руководитель подразделения по взаимодействию с партнерами «Яндекса» Оксана Волощук / Фото: Ольга Наседкина
Руководитель подразделения по взаимодействию с партнерами «Яндекса» Оксана Волощук / Фото: Ольга Наседкина

С «Яндексом» готов поспорить Егор Яковлев, медиаэксперт, глава компании «Платформы и решения»:

— На самом деле, то, что предлагает «Яндекс» — 200 каналов — уже давно никому не нужно.

Когда в 2007 году этот процесс начинался, задача была следующей: нужно предложить много и разного. Спустя годы ситуация обернулась ровно обратной стороной. Сейчас человек, пришедший с работы уставший, находится в таком состоянии, что ему не хочется ничего выбирать. Если посмотреть на структуру потребления видеоконтента, 8-10% просмотров — это большие титульные виды, остальные нишевые 90% каналов никто не смотрит, потому что люди не хотят выбирать. Мы на всех парах идем к тому, что скоро на больших экранах будет всего один канал. Просто он будет персонифицирован каким-то образом для каждого человека.

Глава компании «Платформы и решения» Егор Яковлев / Фото: Ольга Наседкина
Глава компании «Платформы и решения» Егор Яковлев / Фото: Ольга Наседкина

И это очень важно. Большинство зрителей сейчас находится в ситуации колоссальной информационной перегрузки.
 

Телевизор в «красном углу»: что с ним делать?

Никто из присутствующих даже не поставил под сомнение факт, что телевизор в большинстве домов как стоит, так будет стоять. Другое дело, насколько уместно сегодня пользоваться словосочетанием «большой экран» в отношении самого телеящика? Этот вопрос поднял директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям компании «Триколор» Павел Стешин:

— Дискуссия правильная, терминология неправильная. Давайте перестанем называть большой экран, который стоит дома, телевизором. Мы верим в то, что это будет окно в мир. Он будет интегрирован в самые различные сервисы. Это умный дом, новые гаджеты, магазины приложений. Кроме того, big screen — это то впечатление, которое не может дать смартфон или любой другой гаджет. Как смотреть «Пилу 3» на экране айфона? Очевидно, что эмоции от просмотра будут другие.

Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям компании «Триколор» Павел Стешин / Фото: Ольга Наседкина
Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям компании «Триколор» Павел Стешин / Фото: Ольга Наседкина

Наши клиенты — это люди, которые живут в небольших населенных пунктах, для них телевизор — это единственное развлечение, у них больше ничего нет.

Алексей Журавлев, директор департамента по развитию бизнеса компании «ВымпелКом»:

— Мы тоже можем похвалиться тем, что у нас есть огромная открытая площадка, но я бы хотел вот что добавить: не надо списывать со счетов производителей телевизоров. Они ведь тоже работают в сторону постоянного усовершенствования собственного продукта. Появляются самые разные телевизоры: изогнутые, плоские, кривые, косые, 4K, 8K и так далее. Это я к тому, что телевизор все равно будет стоять в домохозяйстве. Как он будет использоваться — это уже второй вопрос. Абсолютно точно, что все спортивные события, премьеры новых сериалов будут смотреться на большом телевизоре. Производитель постарается сделать так, чтобы он был и стоял «в красном углу».

Директор департамента по развитию бизнеса компании «ВымпелКом» Алексей Журавлев / Фото: Ольга Наседкина
Директор департамента по развитию бизнеса компании «ВымпелКом» Алексей Журавлев / Фото: Ольга Наседкина

Возвращаясь к вопросу, будет ли большой экран одним из звеньев доставки контента или станет чем-то большим, участники дискуссии плавно перешли к вопросу футурологии. Слово Павлу Стешину:

— Мы сейчас вместе с нашими технологическими партнерами развиваем программу Smart Home, при которой большой экран, если говорить человеческим языком, становится центром управления домом. То есть потребитель с одного пульта управляет всей системой. Допустим, ты смотришь Первый канал, и у тебя сбежало молоко на плите. И тут же на экране появляется уведомление, что у тебя на кухне что-то произошло. Мы говорим здесь об интернет-вещах, о кофеварке, подключенной к Сети, о машине, которая стоит на парковке, и все это привязано к большому экрану.

На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum / Фото: Ольга Наседкина
На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum / Фото: Ольга Наседкина
 

Регулирование со стороны государства: атавизм или искусственный процесс?

Как государство может влиять на потребление контента? Отвечает заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов:

— Я как либеральный человек выступаю против сильного регулирования со стороны власти. Однако, как вы знаете, недавно большинство нашего комитета проголосовало за регуляцию контента в рамках «рунета». Одним из механизмов ограничения потребления контента, нежелательного для определенных структур или чиновников, станет снижение скорости. По всей стране будет установлено оборудование, которое, при скачке потребления того или иного контента, будет притормаживать скорость.

Заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов / Фото: Ольга Наседкина
Заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов / Фото: Ольга Наседкина

То есть получится история, которую мы уже не раз обсуждали, когда государство может превратить весь интернет в один регулируемый канал. Надо быть реалистами: это уже происходит.
Павел Стешин:

— Я добавлю. По нашим наблюдениям 50% потребителей смотрят I и II мультиплексы, из которых наибольшая доля принадлежит Первому каналу и «России 1». То есть у нас сейчас, по большому счету, нет нишевого смотрения. По большому счету, государству и так ничего не надо регулировать, все и так работает.
 

Большой экран как окно в новый мир

На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum / Фото: Ольга Наседкина
На третьем ежегодном форуме TeleMultiMedia Forum / Фото: Ольга Наседкина

Не обошлось и без обсуждения big data. «ВымпелКом» один из первых начал структурировать информацию о своих абонентах. О том, на какой стадии сейчас находится процесс таргетирования, рассказал Алексей Журавлев:

— Почему мы до сих пор развиваем таргетирование. Как только мы определили интерес зрителей или пользователей, мы увидели рост конверсии в четыре раза по отношению к абсолютно обезличенной выборке. Когда мы начинаем «копать вглубь» (а это требует от нас больших затрат: это и создание кластеров, и выгрузка большого количества данных, и аналитика), конверсия возрастает в десять-пятнадцать раз.

Технический директор Дирекции интернет-вещания Первого канала / Фото: Ольга Наседкина
Технический директор Дирекции интернет-вещания Первого канала Сергей Сторожев / Фото: Ольга Наседкина

Итоговую реплику произнес Сергей Сторожев:

— Мы живем в эпоху обратной связи, которая меняет человека, позволяет ему выбирать, что смотреть. Это раз. Два — есть и запрос на участие, запрос на то, чтобы влиять на контент. В качестве примера можно привести и вторые экраны, и интерактивный эфир, и HbbTV. Это все было трудно изначально продвигать. Внедрение новых технологий зависит от вещателя, от того, насколько далеко он готов идти. Потому что сейчас возможно все.
 


Обложка: пресс-служба форума TeleMultiMedia Forum

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *