Женщина во фраке: как родился легендарный кинообраз

Мужской стиль Марлен Дитрих был найден в первом же ее голливудском фильме «Марокко» (1930 г), в котором она играла певичку кабаре. Режиссер фильма (и ее Пигмалион) Джозеф фон Штернберг понимал, что должен представить никому не известную немецкую актрису в самом выигрышном свете, объяснить зрителям, в чем ее уникальность. Поэтому он сам придумал Марлен костюм, который моментально катапультировал ее в «звезды».

Кадр из фильма «Морокко» (1930) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Марокко» (1930) / Фото: Universal Pictures

Позже фон Штернберг вспоминал: «Чтобы задать правильные рамки ее образу, я решил использовать костюм, увиденный мною на певице в одном берлинском притоне, — фрак, цилиндр и все прочие аксессуары. В этом костюме моя героиня должна была появиться в кафе. Она поет французскую песню, прогуливаясь между столиками, потом замечает женщину и наклоняется к ней, чтобы подарить поцелуй. Я был уверен, что мужская одежда подчеркнет очарование этой сцены, но вовсе не стремился поставить лесбийский акцент. Из-за цензуры игра с сексуальными символами находилась под запретом. Мне хотелось показать, что чувственное возбуждение, исходящее от Дитрих, основывается не только на ее классической красоте. Принимая это решение, я и не предвидел, какой толчок развитию моды оно даст».
 

Женщины в роли мужчин

Конечно, мужской костюм в повседневной женской одежде 1930-х гг не был нормой, даже напротив, вызывал недоумение и порицание. А вот для берлинского кабаре или лондонского мюзик-холла конца XIX — начала ХХ века актриса, одетая в мужской костюм, была в порядке вещей. Эта традиция берет начало еще с 1700-х годов, с так называемых исполнительниц «бриджевых ролей» (breeches role). Позже это амплуа переросло в травести (от итал. travestire — переодевать) и в мужских имитаторов (или, как их еще называют, имперсонаторов) мюзик-холла.

Веста Тилли / Фото: Victoria and Albert Museum, London
Веста Тилли / Фото: Victoria and Albert Museum, London

Их было много, но, пожалуй, самой популярной из них и самой высокооплачиваемой актрисой рубежа XIX и XX веков была англичанка Веста Тилли (Матильда Элис Паулс, 1864 — 1952). Ее «коньком» было изображение юного денди. Актриса тщательно репетировала свои номера, отрабатывая перед зеркалом мужские жесты и походку. Одеваясь, Веста уделяла пристальное внимание деталям и даже носила мужское нижнее белье, игнорируя обязательный для дам того времени корсет, который странно бы выглядел под мужской одеждой.

Созданный ею образ модного повесы так нравился зрителям (она была популярна у мужчин и у женщин), что Тилли стала иконой стиля своего времени, в продаже появились жилеты, носки, сигары «Веста Тилли».

Веста Тилли / Фото: Wikipedia
Веста Тилли / Фото: Wikipedia

При этом сама актриса не скрывала своего пола, подчеркнуто одеваясь вне сцены в самое модное дамское платье и участвуя в благотворительности. На афишах стояло «Мисс Веста Тилли».

После Первой мировой войны популярность водевиля и мюзик-холла снизилась , поэтому переодевания женщин в мужчин перешло в ночные клубы. Еще одной женщиной, ставшей знаменитой из-за ношения мужского фрака, была Глэдис Бентли (1907 — 1960), афроамериканская блюзовая певица, популярная во времена гарлемского Ренессанса. Но если Тилли старалась вне сцены всячески подчеркнуть свою женственность, Глэдис, напротив, не скрывала своей нестандартной сексуальной ориентации и носила мужской костюм вне сцены.
 

Женщины, играющие мужчин в кино

Именно актрисы — мужские имитаторы стали источником вдохновения для создания в 1933 году немецкого фильма «Виктор/Виктория», снятого Рейнгольдом Шюнцелем. В нем актриса Рената Мюллер играет женщину, изображающую мужчину-травести. «Виктор/Виктория» вызвала целую волну подражаний по всему миру: «Жорж и Жоржетта» (1934 г) во Франции, «В первую очередь — девушка» (1935 г) в Великобритании, «Сильвия Скарлетт» (1935 г) в США и другие. Современному зрителю, скорее всего, известна версия фильма «Виктор/Виктория» 1982 года с Джулией Эндрюс в главной роли.

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1933) / Фото: Universum Film AG

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1933) / Фото: Universum Film AG

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1982) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Виктор/Виктория» (1982) / Фото: MGM

Переодевание мужчин в женщин и женщин в мужчин было одной из излюбленных тем раннего комедийного кинематографа. Всех забавляли положения, в которых оказывался персонаж, вынужденный на время надеть одежду противоположного пола. Самой популярной и экранизируемой пьесой на эту тему стал фарс c переодеванием «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, известная у нас по телефильму «Здравствуйте, я ваша тетя!». Ее путь на экран начался в 1915 году, и за 100 лет появилось не менее шести киновариантов, снятых у нас, в Мексике, Дании, Германии, Испании и США.

Кадр из фильма «Тетка Чарлея» (1941) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Тетка Чарлея» (1941) / Фото: 20th Century Fox

Что касается женщины в мужском фраке, появившейся в кино, то Дитрих тут была далеко не первой. Еще в 1917 году на экраны вышел комедийный фильм «Амазонки» режиссера Джозефа Кауфмана, снятый по одноименной пьесе Артура Уина Пинеро 1883 года.

Кадр из фильма «Амазонки» (1917) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Амазонки» (1917) / Фото: Paramount Pictures

В фильме шла речь о трех сестрах, которых отец воспитал как юношей. Разумеется, они носят мужской костюм, в том числе формальный. Но в итоге природа берет свое, девушки влюбляются в мужчин и в финале следует тройная свадьба.

Переодевались в мужское платье и другие очень известные актрисы немого кино: Луиза Брукс изображала бродяжку в фильме «Beggars of Life» (1928 г); Мэри Пикфорд играла в «Маленьком лорде Фаунтлерое» (1921 г) сразу две роли, в том числе и роль юного лорда; гламурная кинозвезда Глория Свенсон рискнула появиться в образе парижского мальчишки-вора в фильме «The Humming Bird» (1924 г).

Кадр из фильма «Нищие жизни» (1928) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Нищие жизни» (1928) / Фото: Paramount Pictures

Постер к фильму «Колибри» (1924) / Фото: Paramount Pictures

Постер к фильму «Колибри» (1924) / Фото: Paramount Pictures

Позже сбивала с толку главного героя своим преображением из мужчины в женщину Грета Гарбо в фильме «Королева Кристина» (1933 г) и влюбляла в себя героя Кэри Гранта мошенница, переодетая в мужчину, в исполнении Кэтрин Хепберн в фильме «Сильвия Скарлетт» (1935 г).

Кадр из фильма «Королева Кристина» (1933) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Королева Кристина» (1933) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Сильвия Скарлетт» (1935) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Сильвия Скарлетт» (1935) / Фото: RKO Radio Pictures

Но почему же сегодня при упоминании «актриса в мужском костюме» первой на ум приходит именно Дитрих?
 

Магия Марлен Дитрих

«Как сказал Жан Кокто, для одних людей стиль — это сложный способ сказать что-то очень простое, для других — простой способ сказать нечто очень сложное. Марлен относится ко второй категории. Ее стиль выглядит до абсурдности просто: она, словно без всяких усилий, набрасывает на вас лассо, и ее голос совершенно незаметно опутывает самые потаенные фантазии слушателей».

Кеннет Тайнен

Дитрих в мужском костюме не изображает мужчину, не подражает ему, не вводит никого в заблуждение. Своим видом она провоцирует партнера, кружит ему голову, демонстрирует свою чувственность и эротичность. Ее взгляд, низкий голос, манера себя вести — все соблазн. На это рассчитывал фон Штернберг, одевая Марлен во фрак в «Марокко» и «Белокурой Венере».

Кадр из фильма «Белокурая Венера» (1932) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Белокурая Венера» (1932) / Фото: Paramount Pictures

Ее природная двойственность стала частью ее имиджа. «Марлен Дитрих — твое имя поначалу звучит как ласка, но затем в нем слышится щелканье кнута!», — писал про нее Жан Кокто. И говоря это, он имел в виду не только мелодичность произношения имени, но и характер актрисы. В ней было все: холодность и страстность, аристократизм и вульгарность, мягкость и грубость и даже бисексуальность. Поэтому ее женственность, заключенная в мужскую одежду, сводила поклонников с ума.

Марлен Дитрих /Фото: Paul Cwojdzinski / Deutsche Kinemathek / Marlene Dietrich Collection Berlin
Марлен Дитрих / Фото: Paul Cwojdzinski / Deutsche Kinemathek / Marlene Dietrich Collection Berlin

Позже она стала много гастролировать, исполнять грубые мужские песенки, одеваясь во фрак, который стал ее визитной карточкой — умная актриса таким образом поддерживала свой тщательно выстроенный стиль. «Я одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин, — говорила она. — Мы все должны были воплощать „имидж“, который разрабатывали для нас кинофирмы. Никто из нас не приходил от этого в восторг. Просто старались делать все как можно лучше, такова наша профессия» Все это вошло у Марлен в привычку, в профессионализм, поэтому она до самой смерти воспринималась зрителями как настоящая кинозвезда.
 

Последовательницы

И сегодня ее образ во фраке и цилиндре считается самым сексуально-провоцирующим. Это формальный стиль (иногда заменяя фрак смокингом) примеряют на себя, появляясь на красных ковровых дорожках, самые женственные и желанные актрисы кино: Эван Рейчел Вуд, Анджелина Джоли, Брук Шилдс, Блейк Лайвли и другие.

Анджелина Джоли, Эван Рейчел Вуд, Блейк Лайвли / Фото: Zuma / AP / TASS
Анджелина Джоли, Эван Рейчел Вуд, Блейк Лайвли / Фото: Zuma / AP / TASS

В фильме «Простая просьба» (2018 г) героиня Блейк Лайвли блестяще носит мужские костюмы, в том числе и фрак. Художник по костюмам Рени Эрлич Калфус рассказывала в интервью: «Когда вы думаете о Блейк, то вспоминаете ее длинные ноги и короткие юбки. Я подумала: „Студия захочет ее тело; она так великолепна“. Но актриса настаивала на мужском стиле, и Пол [Фиг, режиссер] был с нею полностью согласен. Мы обнаружили, что это сексуально. Конечно, было много источников вдохновения — Лорен Бэколл, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих — и на моей доске настроений у меня было много фотографий Хельмута Ньютона».

Кадр из фильма «Простая просьба» (2018) / Фото: Lionsgate
Кадр из фильма «Простая просьба» (2018) / Фото: Lionsgate

Ньютон снимал моделей Ива Сен-Лорана, который ввел в женскую моду мужской смокинг. Эта мысль пришла к нему потому, что он видел в фильмах, как женщины могут провокационно выглядеть в мужской формальной одежде. А эталоном этого образа навсегда останется Марлен Дитрих, самая настоящая звезда и дива.
 


Обложка: Марлен Дитрих / Фото: Eugene Robert Richee / Deutsche Kinemathek / Marlene Dietrich Collection Berlin

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *