Все не так просто
Скажем сразу — деления на жанры условны, потому что жанр диктует ситуация. Прямоэфирный репортаж нужен не всегда. К примеру, вы делаете материал из сгоревшей деревни:
Бывают и несобытийные репортажи. Скажем, вы оказались в уникальном месте — на самой длинной деревенской улице мира
Микрофон — продолжение тебя
Когда ведешь прямое включение, самое главное — это достоверное описание: очень важно передать звук, показать, что происходит вокруг тебя, дать понять слушателям, что действительно находишься там, а не сидишь
…Основное правило радио — заменять собой слушателей, выразить реакцию простого человека, ощущения, которые возникли бы у него, если бы
кто-то сказал емучто-то потрясающее. Вы тоже должны быть потрясены, потому что вы — часть аудитории. Если вы пересказываете свои чувства в студии, это не так эффективно. Как, не нарушая объективности и сбалансированности, выразить удивление, изумление, восхищение? Мой совет: в каждой истории оставлять хотя бы один момент, когда журналист присутствует в документальной записи со своей живой реакцией. Это сразу улучшит историю.
Чикагское общественное радио (WBEZ)
Из книги «Хорошее радио. Как это делается»
Что видишь — о том и поешь
Елена Упорова
Вспомним работу журналистов в Новом Орлеане во время и после урагана «Катрина». Продюсер популярного шоу This American Life едет в эту горячую точку, чтобы сделать записной репортаж. Она не боялась говорить о том, что видит вокруг себя, даже если это были разрушенные здания, тела людей, потоки воды и так далее. Но это должны быть настоящие эмоции, ответы на вопросы самому себе, а не просто набор междометий, причитаний, прилагательных и ненормативной лексики. Актуальны фразы здесь: «Я не верю своим глазам…», «На моих глазах…», «Здесь и сейчас происходит… »
Когда ситуация небуквальная и не совсем понятно, что происходит, или ты по
Репортаж в записи
Но полностью отрепетированный репортаж — никому не интересен. Это уже другой формат —
Можно поставить задачу и сделать записной репортаж так, что он будет звучать как прямой. Английские журналисты для определения таких материалов придумали название — «как в жизни». Для этого нужно все тексты, звуки, атмосферу записать на месте, никаких студийных начиток. Помните об акустике места. Это требует особой концентрации, это сложно, но результат того стоит, потому что получается погружение, настоящая историческая летопись. Однако «как в жизни» — это не жизнь, потому подстрахуйтесь на случай, если рассказанная вами история еще до выхода в эфир получит неожиданное продолжение и ее нужно будет дополнить.
Когда журналист работает с героем, он зачастую как бы влюбляется в него и начинает терять остроту восприятия, критичность, объективность. Следуйте правилу «Убить своих любимых»: вы должны отстранится от героя, иначе получится приторно и отвратительно. Многие журналисты боятся задавать вопросы — это нехорошо и совершенно не похоже на реальность.
Работа с техникой «в поле» и монтаж
Помню, как один из журналистов писал репортаж о сельском хозяйстве и удобрениях и не учел погодные условия — работал без ветрозащиты. Когда в
Очень важно чувствовать расстояние между ртом собеседника и микрофоном и помнить, что есть звуки первого плана и атмосферы, фона. Выбирайте соответствующий случаю микрофон — узконаправленный, двунаправленный или всенаправленный. Впрочем, многие современные рекордеры со встроенными микрофонами позволяют менять угол записи. Обязательно записывайте в наушниках, чтобы слышать, если
Помните, что хорошего монтажа не слышно. Не отрезайте первые буквы и звуки. Не должно быть никаких «стыков», тишины и дырок. Следите за «интершумом»: если он меняется, объясните, что вы перешли из одного помещения в другое, плавно микшируйте один фон с другим. Когда работаете на месте — не поленитесь, запишите пару минут «атмосферы», в которой происходит действие. Это значительно поможет при монтаже. Не пишите подводки в студии и в прошедшем времени, старайтесь найти ту же атмосферу и записать текст. Любая студийная постановка проигрывает реальным героям. Если же зачитать текст в студии необходимо — подложите под него нужную атмосферу.
Помните о звуках первого и второго плана. Будьте осторожны: записанные звуки не всегда звучат буквально и похожи сами на себя — ищите правильный ракурс, наклон микрофона и его удаленность от объекта.
«Когда ты делаешь радио, старайся рассказывать ту историю, которую ты хочешь рассказать, а не то, что тебе кажется важным. Ты можешь не знать, почему это будет важно, вплоть до последнего момента. У тебя с собой должен быть работающий рекордер, и нужно знать, как с ним обращаться. Если тебе нужен совет или вдохновение, зайди на сайт www.transom.org. Смотри хорошие фильмы. Хичкок научит тебя драматургии и сюжету. […] Посмотри Тарковского, чтобы сверить свои внутренние часы…»
Программа Studio 360 (WNYC), США
Подготовка — залог успеха
Елена Упорова
И к прямым включениям и к записным репортажам необходимо серьезно готовиться, подробно изучать тему, вникать в нюансы, а главное — быть собранным. Это можно сравнить с неким трансом, в который входит шаман.
Еще один важный момент для журналиста — ты должен быть незаметным, почти невидимым, не надо привлекать к себе внимание окружающих слишком резкими лишними движениями, суетой, громкими возгласами, яркой вызывающей одеждой, громоздкими сумками и рюкзаками, — все это может помешать вам делать свою работу, особенно если речь идет о
Елена Упорова
Важно также помнить об ответственности и гуманистических целях, подумать о рисках: готовы ли вы к ним? Не посеете ли ты напрасную панику, не подвергнете ли вы
Остановиться и подумать
Видео- и текстовые трансляции сегодня гораздо популярнее радиорепортажей, потому что картинка и твит — это быстро. Но с репортажи — это сложный многослойный жанр. Поэтому, когда ты делаешь репортаж, ты должен понимать, зачем он тебе.
Надо ли его выпустить быстро или есть смысл немного покопаться,
Я приведу пример из истории журналистики. 26 апреля 1937 году во время Испанской гражданской войны произошел налет немецкого «Легиона Кондор» на город Герника. По разным оценкам во время бомбардировки погибло от 150 до 300 человек. Авиаудар вызвал сильный пожар и город был почти разрушен. Когда корреспонденты узнали об этом, они стали тут же передавать информацию в свои газеты и новость разлетелась довольно быстро. Репортаж журналиста The Times Джорджа Стира вышел только на следующий день. Он поговорил с очевидцами, собрал детали и смог не только дать описание событий, но и разоблачить участие Германии в Испанской гражданской войне, которое до этого отрицалось. Эта публикация вошла в историю, многих поразив до глубины души, в том числе Пабло Пикассо. После этого появилась картина «Герника», которая стала символом войны.
То есть, если нужен быстрый проходной материал — хорошо, но если ты хочешь создать
Дурной тон
Елена Упорова
Но жизнь — отнюдь не схема. Ошибки могут привести и к удаче. Но для репортеров, тех из нас, которые любят и умеют работать «в полях», существуют табу. Например, это студийная музыка: отбивки внутри репортажа понижают его ценность на 78%, потому что исчезает ощущение реальности происходящего. Выбор темы «Рейд с полицией» и «Крещенские купания» обычно определяют суть и форму репортажа, превращая его «в отчет о проделанной деятельности». Журналист постоянно решает, броситься ему в прорубь или нет. Вопрос гамлетовский, но банальный. Главный вопрос — в фокусе, ракурсе и смелости, в том, как репортер умеет видеть и слышать.
Елена Упорова Независимый журналист, работающий с 19 лет. В прошлом — корреспондент и ведущий эфира «Радио России», заместитель главного редактора «Фонда независимого радиовещания» Тренер школы журналистики Академии «Немецкой волны» и Академии ОБСЕ в Центральной Азии. Финалист и лауреат российских, европейских и американских фестивалей журналистики: «Приз Европы» (Берлин), «Третий берег» (Чикаго), IFC (Копенгаген). |