1. «Новости» / «Служба новостей» (Алан Пол, США, 2012)
Сериал о работе новостного отдела вымышленного телеканала ACN (Atlantis Cable News), который занимает топовые места в рейтингах Нью-Йорка. Идея принадлежала сценаристу и продюсеру Аарону Соркину, который также работал над фильмами «Социальная сеть», «Стив Джобс» и сериалами «Западное крыло» и «Студия 60 на Сансет Стрип». Главный герой Уилл Макэвой (Джефф Дэниэлс), ведущий вечерних новостей, переживает не лучшие времена: его команда уходит вместе с продюсером работать над другой программой. Новым исполнительным продюсером становится его бывшая девушка Маккензи Макхейл (Эмили Мортимер).
В сериале показана работа студии изнутри — как делаются новости настоящими профессионалами своего дела, как журналисты каждый день сталкиваются с информационной стихией: фальшивыми спецоперациями, политическими скандалами, катастрофами, войнами, проблемами экономики, экологии и общества. Действие начинается в апреле 2010 года и по ходу развития сюжета упоминаются много реальных событий — годовщина теракта 11 сентября, разлив нефти в Мексиканском заливе, авария на Фукусиме, египетская революция, смерть Усамы бен Ладена и другое. Одну из второстепенных ролей доверили неувядающей Джейн Фонде. Примечательно, что за несколько лет создания шоу Джефф Дэниэлс каждый год номинировался на «Эмми» за «Лучшую мужскую роль» в этом сериале, но победил лишь в 2013 году.
2. «Час» (Джэйми Пейн, Великобритания, 2011)
Сериал передает мрачную атмосферу 50-х годов прошлого века и рассказывает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться журналистам и продюсерами новостных программ, которые хотели освещать актуальные мировые события в прямом эфире на BBC. Репортерам и редакторам запрещалось критиковать британское правительство и приходилось бороться за право честно и беспристрастно выполнять свой профессиональный долг. Сериал касается множества тем: тут и гонка вооружений, и секретные задания МИ-6, и Суэцкий кризис, и восстание в Будапеште, а также давление британских политиков и нежелание освещать парламентские заседания и военные столкновения в СМИ. В принципе, уже сам слоган сериала — «Это не британский вариант Mad Men, это — гораздо лучше!» — звучит многообещающе. Это подтверждают многочисленные номинации на премии «Эмми», BAFTA и «Золотой глобус». Кстати, у главной героини, продюсера программы новостей Бел Роули, есть реальный прототип — Грейс Уиндхэм Голди, которая работала на BBC с середины 1940-х годов.
3. «Новостное радио» (Том Черонс, США, 1995)
4. «Эпизоды» (Иэн Б. МакДональд, США, Великобритания, 2011)
В эпоху ремейков и сериалов снять сериал о сериале-ремейке — что может быть веселее и актуальнее? Именно для этого кабельный телеканал Showtime объединил усилия с BBC. Главные герои — Шон и Беверли Линкольн — сценаристы популярного в Британии ТВ-шоу «Ребята Лаймана», знакомятся с голливудским продюсером на вручении очередной награды. Они получают соблазнительное предложение адаптировать свой сериал для американского телевидения. Их приглашают в Лос-Анджелес для обсуждения всех деталей, подписания контракта, подбора актеров и работы в студии… В общем, они и не подозревают, какую злую шутку с ними сыграет фабрика грез. На протяжении всех 5 сезонов идет подробное описание всех этапов создания полноценного телевизионного продукта, обсуждения всего, что потом появится в кадре — от отработки диалогов до костюмов. Эту попытку смешать английский и американский юмор и акцент можно назвать удачной, поскольку ирония индустрии над собой требует определенной смелости. Хотя немного непривычно наблюдать за актерской игрой Мэтта ЛеБлана без аккомпанемента закадрового смеха.
5. «Образцовые бунтарки» (Скотт Уинант, США, 2015)
6. «Студия 60 на Сансет-Стрип» (Тимоти Басфилд, США, 2006)
Еще один сериал Аарона Соркина о телевизионном закулисье . На этот раз речь идет о съемках популярного развлекательного шоу на вымышленном канале NBS. Формат комедийной программы похож на Saturday Night Live — юмористические зарисовки на различные темы и музыкальные номера. В один прекрасный день у исполнительного продюсера сдают нервы, и он высказывает все, что наболело за годы работы, критикуя собственное шоу, зрителей и телевидение с его «лоботомией». Спасти положение пытается президент телеканала Джордан Макдир (Амана Питт), вернув в команду талантливых авторов скетчей — Мэтта Элби (Мэттью Перри) и Дэнни Триппа (Брэдли Уитфорд), которых уволили из-за проблем с наркотиками и алкоголем. За пять дней команда мечты должна придумать новую концепцию идущего на дно телешоу. Помимо обаятельных героев, интересных диалогов, голливудского блеска и магии телевидения, в сериале хорошо отражены все сложности профессии — стресс, риски, попытка поймать удачу и то, какой ценой дается производство развлекательных шоу. Акустический номер от Стинга идет приятным бонусом.
7. «Мёрфи Браун» (Питер Бонерц, США, 1988)
Этот американский ситком — почти что «Санта-Барбара» нашего списка, ведь он шел в эфире 10 лет. В центре сюжета — популярная телевизионная журналистка Мёрфи Браун, которая постоянно попадает в передряги со своими коллегами (да и без них тоже). Но, несмотря на комедийный жанр, в сериале рассматриваются довольно непростые ситуации, как профессиональные, так и личные, да и главная героиня — женщина со сложным характером, которая прошла через реабилитацию и полностью погрузилась в работу. Сериал считается одним из самых удачных голливудских юмористических проектов о СМИ: 17 премий «Эмми», три премии «Золотой глобус», плюс еще более ста различных наград в разных номинациях.
8. «FM» (Эллиот Хегарти, Великобритания, 2009)
Самое время оживить нашу подборку музыкальной паузой, вернее сериалом о вымышленной лондонской радиостанции Skin FM, в студию которой приходят самые модные исполнители. Герои вечернего эфира — ведущие Линдси, Дом и Джейн — такие разные, но при этом одинаково яркие и харизматичные ведущие. Сериал можно смотреть как инструкцию по поведению в дурацких ситуаций до, во время и после прямого эфира. Кстати, актеру Крису О’Дауду (Линдси Кэрол) вообще очень идет сидеть в студии, что-то рассказывать в микрофон и ставить треки. Это не единственная его роль радиоведущего — в том же 2009 году он блестяще сыграл Саймона в «Рок-волне».
9. «Радио Роско» (Крис Грисмер, Канада, США, 2003 — 2006)
Друзья решили организовать подпольную радиостанцию, чтобы говорить и слушать то, что хотят они и их ровесники. Чтобы их не донимали в родной школе имени Генри Роско, ребята придумали себе псевдонимы, под которыми вещают свободно от всех форматов и рамок, не боясь, что их узнают. Сериал о подростковом бунте в эфире и в жизни.
10. «Телевизионная служба новостей» (Стив ДиМарко, Канада, 1989)