Жизнь в прямом эфире

180 прямых включений в день 

— Алексей, как Life успевает быть везде и всегда? 
 

— Особенность нашей работы в огромном количестве выездов съемочных групп на место событий и прямых включений. Их число доходит до 180 в день. В основном такое происходит во время выборов, референдумов и других значимых событий. Сейчас руководство канала смещает приоритеты от количества к качеству. Главная задача — вовремя начать трансляцию и передать через плохие каналы хорошие звук и видео. 
 
Алексей Петропавловский, главный инженер Life / Фото: Юлия ШиманскаяАлексей Петропавловский, главный инженер Life / Фото: Юлия Шиманская

Трансляции у нас идут на телеканал, на сайт и в социальные сети. Для передачи видео высокой четкости с места события в телекомпанию используем систему LiveU, которая создана для этого. Ее возможности соответствуют потребностям нашего телеканала.  
 
Большое преимущество в работе с LU — оператор свободен в перемещениях. Он не привязан кабелем, как было бы в случае использования спутниковой станции. Кодер — в рюкзаке за спиной у оператора, а камера — у него в руках. Он может свободно перемещаться как пешком, так и на транспорте. Была бы на маршруте хоть какая-нибудь сотовая связь. 

— LiveU — это рюкзаки с кодером.  
 
LiveU, рюкзаки с кодеромСистема LiveU

— Это рюкзак с многоканальным адаптивный кодером и восемью модемами сотовой связи. В него приходит поток по кабелю от камеры. Поток кодируется, разделяется на восемь частей и передается через восемь модемов сотовой связи 3G/4G. Если надежность одного канала сотовой связи составляет 50%, то, когда работают все восемь, надежность теоретически возрастает до 99,6%. LU объединяет пропускные способности восемь каналов через модемы и за счет этого улучшает качество видео и звука в потоке. 

В LU есть пять механизмов защиты от потерь пакетов: два стандартных — перезапрос и избыточность, а три основаны на управлении битрейтом — первый механизм уменьшает битрейт при снижении скорости передачи модемов сотовой связи, второй уменьшает скорость, когда начинаются потери пакетов, третий механизм уменьшает скорость при увеличении задержки. При восстановлении параметров скорость восстанавливается. 

В студии Life / Фото: Юлия ШиманскаяСистемы LiveU на телеканале Life / Фото: Юлия Шиманская

Для дополнительной защиты от потерь пакетов мы сделали выделенные каналы из опорных сетей сотовых операторов и используем их выделенные точки доступа. В результате трафик идет, минуя публичный интернет и публичные точки доступа.

Надежность и качество передачи обеспечиваются адаптивными механизмами взаимодействия рюкзака LU500 на месте события c сервером LU2000, находящимся в телекомпании Life. 

— Сколько сим-карт на каждом устройстве?
 
— В LU500 8 сим-карт — по две ото всех основных операторов связи России. В зарубежных поездках работаем в роуминге или покупаем сим-карты местных операторов. Если в других странах отличаются частотные диапазоны — используются местные модемы и мобильные WiFi роутеры. 

В студии Life / Фото: Юлия ШиманскаяСистемы LiveU на телеканале Life / Фото: Юлия Шиманская

— Сколько трансляций с мест событий может быть одновременно?
 
— До 24. Они все записываются в файлы и отображаются на мультискринах в аппаратных и по всей редакции. Трансляции мы можем выборочно передавать в эфирную аппаратную, в социальные сети и на сайт. Есть планы по существенному увеличению числа одновременных трансляций с мест событий до 32 и далее.

 

Картинка до последней возможности 

В студии Life / Фото: Юлия ШиманскаяТехническая дирекция Life / Фото: Юлия Шиманская

— При плохой сотовой связи многоканальности и всех перечисленных механизмов может оказаться недостаточно. Для нашей редакции в первую очередь критична «живучесть» трансляции. Если мешают помехи, инженеры в аппаратной через WEB интерфейс LU-Central обнаруживают это, оценивают ситуацию и принимают меры: увеличивают задержку (буферы), ограничивают скорость кодирования или запускают процесс повторного соединения рюкзака с сервером. 
 
Инженеры связи в аппаратной наблюдают за состоянием трансляции и через чат или телефон дают операторам рекомендации. Избежать искажений сигнала можно, если спрятаться от источника помехи за какое-либо препятствие, выйти из «мертвой зоны», подойти к окну, если съемка ведется в помещении, положить на подоконник дополнительный мобильный WiFi роутер. Часто операторы находят решение сами.

В студии Life / Фото: Юлия ШиманскаяАппаратная Life / Фото: Юлия Шиманская

— Какой минимальный битрейт для надежной работы? При каком битрейте трансляция прерывается?
 
— Картинка становится совсем плохой на 300 Кб/с. Сносное для новостей качество начинается при 1000 Кб/с. Разработчики LiveU заложили в свою технологию приоритетное сохранение в эфире голоса — то есть голос будет слышен, пока есть хоть какая-то связь.

 

Связь везде

 
— Где нет сотовой связи, приходится работать через спутник. Для этого мы используем в паре с LU адаптивный спутниковый модем. При ухудшении погодных условий, например при надвигающемся грозовом фронте, он увеличивает  избыточность потока и меняет вид модуляции на более устойчивый. За это приходится платить скоростью и качеством потока. Однако это же обеспечивает его «живучесть».

Адаптивный спутниковый модем UHP  1000Адаптивный спутниковый модем UHP 1000

Такой тандем — UHP и LU500 — отлично показал себя на практике множества реальных трансляций. Мы используем его более 4-х лет. Он также позволяет передавать трансляцию через спутник со скоростью более 5 Мб/с при мощности передатчика всего 6 Вт. Он в десятки раз дешевле передатчиков мощностью 50-150 Вт, которые используются в традиционных спутниковых ТВ-станциях.
 
— Как удается быстро найти сигнал и подключиться?
 
— У нас 4 автомобиля Volkswagen Caravelle, оборудованных спутниковыми станциями Ku-диапазона. На крыше каждого — самонаводящаяся антенна.
 
Спутниковая станция Ku-диапазона на машине

Все оборудование в машине компактное. Оно закреплено на спинке заднего сидения сзади. Оборудование почти не занимает места в багажнике. И совсем не занимает сидячих мест, оставляя их съемочной группе и другому персоналу. 

Расположение оборудования в машинеРасположение оборудования в машине

Все работает от аккумулятора при заведенном двигателе автомобиля. Не нужно дополнительных источников электроэнергии. Нет шумного и пахнущего бензином мотор-генератора. Обслуживает и эксплуатирует станцию один водитель-инженер. 

Основные шаги по подключению на месте съемок 
 
1. Водитель-инженер высаживает съемочную группу как можно ближе к месту события.
2. Он через смартфон с приложением дополненной реальности находит на небе спутник и паркует машину в прямой видимости от него. 
3. Водитель нажимает кнопку и дожидается сигнала светодиода об успешном наведении антенны на спутник.
4. Он разматывает оптический кабель до съемочной группы. 
5. Если нет сотовой связи, то водитель-инженер подключает патчкорд в порт рюкзака LU. Работаем через спутник.
6. Если сотовая связь есть, оператор работает без кабеля. 

— А если на машине на место не добраться?
 
— Тогда отправляем группу на самолете с носимой станцией Ku- или Ka-диапазонов. Дальше они добираются до места на машине, вертолете, снегоходе, пешком. Так инженеры связи ездили в Тикси, на перевал Дятлова, Синайский полуостров. В этих походах надежность, вес, габарит, время и удобство разворачивания спутниковой станции имеют решающую роль. 

У нас по три носимых станции Ku-диапазона, Ka-диапазона и BGAN. Две станции Ku-диапазона импортные, дорогие, и одну мы сделали сами с антенной 1 метр. Она легче импортных, компактнее, быстрее собирается, наводится и разбирается, лучше фокусируется, устойчивее на ветру и защищена патентом.

Носимые спутниковые станцииНосимые спутниковые станции

Закрепленный на антенне смартфон с приложением дополненной реальности позволяет быстро навести ее на спутник, совместив его образ на экране приложения с образом прицела. Мы назвали ее ОПУСС (опорно-поворотное устройство и спутниковая станция).

Все наши семь спутниковых станций Ku-диапазона работают последовательно через один и тот же постоянно арендуемый спутниковый ресурс. Водители-инженеры и инженеры связи с помощью чата разделяют работу станций по времени.

Три спутниковые VSat станции Ka-диапазона от Two-Way мы отправляли с инженером связи в Европу для работы в лагерях беженцев через спутник KaSat. Преимущество станций Ka-диапазона — антенны малого размера 75 см. Три станции BGAN операторы использовали часто без участия инженеров связи.

— Сколько времени занимает подключение?

— Время загрузки LU500 и ее соединения с сервером LU2000 — от одной до трех минут. При плохой связи процесс может затянуться до семи минут. Если нет сотовой связи, то разворачивание спутниковой занимает около пяти минут со станцией на машине и около десяти минут с носимой станцией. 

 

Репортажи с колес

 
— Какая у вас задержка потока от места события до студии?

— Когда у нас были диалоги между корреспондентом и ведущим, она составляла 1,3 секунды через LU500 и 2 секунды через LU-Smart на смартфоне при хорошей сотовой связи. Буфер и задержку приходилось увеличивать ради устойчивости трансляций при плохой связи. Чем хуже связь, тем больший буфер приходилось использовать. 

Система LU-Smart Система LU-Smart

Теперь на нашем канале задержка не имеет значения, поскольку диалога корреспондента со студией сейчас нет. Мы переориентировались в сторону потокового вещания: через сайт, через социальные сети, в YouTube. Наш инженер связи сам написал скрипты серверов IP-трансляций в интернет. 
 
В трансляциях нет прямых диалогов со студией, но бывают прямые диалоги на улице, тут мы работаем с LU500, LU200 и LU-Smart — это приложение LiveU для iOS и Android.

Система LU-Smart Система LU-Smart

— То есть корреспондент может выйти в эфир с телефона?

— Да. У нас 10 комплектов для корреспондентов iPhone 6S+. Мы выбрали эту модель, потому что только в ней есть оптико-механическая стабилизация основной камеры. В съемочный комплект входят WiFi роутеры с питанием через USB с сим-картами, аккумулятор Power Bank c USB гнездом. В него оператор вставляет WiFi роутер. К нему подключается смартфон. Корреспондент на ходу с помощью селфи-палки направляет его на себя и собеседника — и беседа идет в эфир.

Также мы сделали несколько комплектов экшн-камер. У корреспондента — HD камера Marshall Electronics и микрофон на оголовье, за спиной — рюкзак LU500.  Для съемок в движении, например в автомобиле, мы используем Sony FDR-X1000В с цифровым компенсатором движения. 

Sony FDR-X1000В Sony FDR-X1000В

Например, программа «Звездапой». Герои передачи садятся за руль или рядом с водителем, ездят по Москве, в прямом эфире поют или что-то рассказывают. Через LU Live трансляции идут из машины сначала в в телекомпанию Life, а затем, после обработки в серверах, в социальные сети и на сайт. 

Программа «Звездапой»Программа «Звездапой»

В Москве «мертвых зон» не более 5%. Хуже вести трансляции из залов суда — железные двери, стены без окон экранируют, искажают сигналы. Приходится выносить рюкзак LiveU или мобильный WiFi роутер из «мертвой зоны».

— Есть специфика вещания в соцсетях?

— Да. Была проблема в том, что если трансляция прервалась, например из-за плохой связи, — она пропадает из лент всех пользователей, которые ее репостили. Аудитория теряется. Но мы преодолели эту проблему.

 

Работа с воздуха

— Как вы осуществляете прямые трансляции с коптеров?

— У пульта коптера есть выход HDMI, он напрямую подключается к LU500 и при помощи сотовой или спутниковой связи транслируется в аппаратную.

Алексей Петропавловский, главный инженер Life / Фото: Юлия ШиманскаяАлексей Петропавловский, главный инженер Life / Фото: Юлия Шиманская

У нас был один проект: хотели сделать так, чтобы беспилотники в случае какого-либо события быстрее всех прилетали на место, над пробками и светофорами, и первые кадры давал наш телеканал. В качестве пробного образца мы использовали квадрокоптер. Нужно было понять, можно ли им управлять за пределами видимости пульта. Обычно коптер работает на дальности до 3 км от пульта, а нам нужно 7–10 км. В связи с этим было необходимо проверить возможность управления беспилотником через сети сотовой связи. Наши и сторонние эксперименты подтвердили — такая возможность есть. 

​Но пока над Москвой летать запрещено. За рубежом, например в США, обсуждается изменение законодательства в этой части. Пользователи беспилотников, Службы надзора за использованием частот, Службы безопасности полетов и сотовые операторы заинтересованы в полетах над городами и в использовании сотовой связи для управления, мониторинга и передачи видеотрафика от беспилотников. Мы надеемся, что и в РФ есть заинтересованные стороны и возможны подобные сдвиги.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *