Драматургия: футуристическая лав-стори по законам сказки и постмодернизма
Идея фантастической любовной истории, замешанной на античной философии, комиксах и подростковых мечтах, родилась у Люка Бессона на пороге шестнадцатилетия. В ней будущий реформатор французского кино, которому воображение помогло не умереть от скуки в провинциальной глуши без друзей и телевидения, соединил увлечение футуристическими графическими работами Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера («Валериан и Лорелин»), теорию четырех стихий Эмпедокла и Платона, а также собственные грезы об идеальной девушке. Первый источник подсказал Бессону центрального персонажа — водителя летающего такси будущего; второй — драматургический двигатель повествования: атаку космического зла здесь пытаются остановить с помощью набора жизнеобразующих элементов; третий — существо-элементаль в теле совершенной красавицы-инопланетянки, в которую невозможно не влюбиться.
Брюс Уиллис и Люк Бессон
По замыслу автора, юношеские фантазии должны были стать зрелищным фантастическим фильмом голливудского масштаба, поэтому их реализацию пришлось отложить на неопределенный срок. Первый шанс поставить «Пятый элемент» замаячил в 1991 году после выхода «Никиты», но тогда инвесторы посчитали неподъемным сценарий, разросшийся до 400 страниц, и заморозили проект. Успех следующего бессоновского хита «Леон» заставил Gaumont вернуться к амбициозной затее и дать зеленый свет детской мечте французского вундеркинда. Тогда Бессон вновь вернулся к работе над сценарием, и вместе с Робертом Марком Кэменом сократил его до 120 страниц. Результатом стала антимилитаристская притча о всепобеждающей силе любви с мощными комедийными репризами, карикатурными персонажами, пародийным переосмыслением серьезного сай-фая и бодрым приключенческим экшеном. Одним словом, эклектичный жанровый микс, полностью соответствующий канонам постмодернизма, царившим в 90-е.
Люк Бессон на съемках фильма «Пятый элемент»
При этом, композиционно «Пятый элемент» развивается по классическим законам сказки, где переживающий определенные лишения герой (в данном случае Корбен Даллас, потерявший семью и сменивший профессию на менее престижную) проходит ряд испытаний и за их успешное выполнение (ни много, ни мало — спасение всего человечества) получает сердце красавицы (самой совершенной девушки в целой Вселенной). В высшей степени сказочными являются и периферийные персонажи фильма: недалекий правитель, инфернальный злодей со слабостями, благородные сверхумные мондошаваны в «сияющих доспехах», способные оборачиваться людьми оркообразные мангалоры, сиреноподобная оперная дива и эпатажный скоморох Руби Род.
Кастинг: модели, друзья, камео и подвиг Йовович
Крис Такер / Принс
Крупнейшие звезды проекта — Брюс Уиллис и Гэри Олдмен, сыгравшие антагониста и протагониста, которые ни разу не встречаются в кадре, – попали в фильм без проб и согласились сниматься, что называется, «по дружбе». Уиллис, отказавшийся от роли Далласа еще в 92-ом, через несколько лет сам предложил Бессону свою кандидатуру, так как «рискованный» сценарий ему очень нравился, да и играть «проблемного героя боевика» ему было не привыкать еще со времен Джона МакКлейна. Более того, актер предложил урезать собственный гонорар в обмен на проценты от будущей прибыли. Олдмен же подружился с энергичным французом еще на «Леоне», куда его уговорила попробоваться подруга, когда-то встречавшаяся с Бессоном. Второй раз сыграть центрального злодея в картине товарища было для актера привычным делом, хотя позже он жаловался, что ношение экстравагантного резинового костюма Зорга было настоящим мучением. К слову, тогдашняя гражданская жена Люка Бессона, исполнившая в картине роль Дивы Плавалагуны, на свой сложносочиненный наряд не сетовала.
Кадры из фильма «Пятый элемент»
По дружбе снялся в «Пятом элементе» и Матьё Кассовиц. Звезда «Амели» и постановщик мрачных триллеров появился в эпизодической роли чудаковатого грабителя на пороге квартиры Далласа. Другие камео в фильме исполнили британский комик Ли Эванс (Фог, помогавший Корбену вести переговоры на борту круизного лайнера), гуру трип-хопа Трики, сыгравший помощника Зорга, топ-модель Ева Салвэйл, перевоплотившаяся в «человеческий вариант мангалора», и еще несколько манекенщиц, задействованных в качестве экранных стюардесс.
Впрочем, главная женская партия в картине также досталась фотомодели — 21-летней Милле Йовович, для которой роль Лилу стала прорывом после нескольких менее выдающихся работ, самая крупная из которых — «Возвращение в Голубую лагуну». Ради съемок у Бессона актрисе пришлось пройти масштабный кастинг, в ходе которого режиссер просил претенденток без запинок произнести имя героини «Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат» и тестировал их на верное понимание образа. Первые пробы Йовович постановщика не впечатлили, но в ходе «случайной встречи», подстроенной самой артисткой, ей удалось доказать, что иной Лилу быть просто не может. Актриса готовилась к роли с тотальной самоотдачей, четыре месяца осваивая приемы карате, работая над хореографией и изучая движения животных и птиц в зоопарке. Кроме того, именно Йовович придумала добрую половину слов древнего божественного языка своей героини.
Кадр из фильма «Пятый элемент»
Последнее обстоятельство — одно из подтверждений оригинальной режиссерской манеры Люка Бессона, который всячески поощряет актерскую импровизацию. В частности, он никогда не репетирует с исполнителями во время съемок, заставляя их работать самостоятельно вдали от посторонних взглядов.
Локации: Пайнвуд, Ковент-Гарден и Мавритания
Бессон позвал в проект уже привычную съемочную группу, но вот подходящих локаций в Париже, увы, не оказалось. Большая часть съемок прошла на знаменитой британской студии Pinewood в городке Айвер-Хит неподалеку от Лондона, где команда арендовала семь павильонов.
Royal Opera House
Немногочисленные натурные сцены снимали в пустынях Мавритании и на исландском леднике, а еще одна подходящая локация нашлась в британской столице, где в Royal Opera House на площади Ковент-Гарден создавались эпизоды в опере.
Визуальное решение: графика, макеты, пиромания, аллюзии и костюмы от Готье
Футуристические пейзажи города будущего создавали частично с помощью компьютерной графики и анимации, частично — с применением миниатюр. Один из примеров смешанной техники, использованной специалистами по визуальным эффектам из студии Digital Domain, — виды Нью-Йорка, где летающие автомобили были компьютерными (за исключением такси Корбена Далласа, которое соорудили в натуральную величину и установили на карданов подвес), а небоскребы представляли собой модели в масштабе 1:24. С одного из таких шестиметровых макетов прыгает Лилу в одной из ярчайших сцен фильма, причем в кадре на самом деле не Милла Йовович и даже не ее дублер Мирьям Монтадон, а цифровая модель.
Еще один знаковый эпизод фильма — взрыв в главном зале космического круизного лайнера, признанный самым мощным киновзрывом внутри помещения из всех ранее демонстрировавшихся на экране. При его подготовке использовались огнемет, пусковые тросы, пружинящие агрегаты, чучела пострадавших и взрывчатка с «эффектом гранаты», которую Бессон выбрал из десятка вариантов, предложенных пиротехниками. Съемочная площадка была буквально заминирована, а декорации со всех сторон окружили пожарные с огнетушителями. Всем членам группы, кроме режиссера, приказали покинуть территорию, Бессон же до последнего продолжал репетировать с дублером Брюса Уиллиса, с энтузиазмом заядлого пиромана предвкушая мощный «биг бада бум».
Но, конечно, не взрывами едиными жив «Пятый элемент». Главное в его визуальном оформлении — футуристический антураж, отсылающий к «Бегущему по лезвию бритвы» Скотта и «Метрополису» Ланга и при этом отличающийся от серьезной кинофантастики, снятой в мрачных тонах, яркостью цветового решения.
Кадры из фильмов «Метрополис» и «Пятый элемент»
Мир будущего у Бессона, хоть и страдает от вражды, бедности и перенаселения, но все же полон ярких красок и обаятельных деталей, вроде летающей китайской закусочной в виде корабля, дизайн которой создал знаменитый художник комиксов Жан Жиро (Мебиус), работавший над концепт-артом картины вместе с упомянутым ранее Жан-Клодом Мезьером. Их кисти принадлежат и инопланетяне, итоговый облик которых режиссер выбрал из десятков вариантов. За воплощение мондошаванов, мангалоров и других пришельцев отвечала команда Ника Дадмена — мастера по гриму, воплотившего Йоду и персонажей «Лабиринта» и «Легенды».
Эскизы Мебиуса
Колоритный визуальный ряд китчевой пародии немыслим без экстравагантных нарядов от Жан-Поля Готье, авторству которого принадлежат все 900 костюмов персонажей, собравшихся на корабле Fhloston Paradise. В своей работе кутюрье ориентировался на референсы, указанные Бессоном: для Корбена Далласа, например, он выбрал образ «типичного героя боевика» (учитывая бэкграунд и фактуру Брюса Уиллиса, воплотить данное задание было совсем несложно), а для Зорга — «злодея в стиле Гитлера» (здесь было важно не перегнуть палку). В образе едва народившейся на свет Лилу угадываются черты Марии из «Метрополиса» и художницы-музы Готье Фриды Кало с автопортрета «Сломанная колонна».
Эскизы одежды для фильма «Пятый элемент»
Саундтрек: постмодернистская эклектика Эрика Серра
Могло ли что-то измениться в музыкальном оформлении фильма, снимись в нем Принс, остается только гадать, но саундтрек, созданный постоянным соавтором Бессона Эриком Серра и без того стал культовым. В нем композитор соединил такие разнородные элементы, как пышные оркестровки с гобоем, струнными и фанфарами, регги и мотивы полинезийских аборигенов. Венчает это постмодернистское пиршество номер космической Дивы Плавалагуны, начинающийся с арии «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и переходящий в вокализ под бодрые танцевальные ритмы, придуманные Серра. Голос оперной звезде будущего подарила албанская певица Инва Мула, а цифровая обработка звука, произведенная Марком Манджини, придала богатому сопрано исполнительницы поистине нечеловеческий диапазон. С тех пор тема Плавалагуны стала для вокалистов своеобразным челленджем, недостижимой вершиной, которую артисты то и дело пытаются покорить. Мы же не советуем повторять подобные непосильные для связок упражнения в домашних условиях, а рекомендуем еще раз пересмотреть «Пятый элемент», который сейчас воспринимается едва ли не как эталонное произведение процветавшего в 90-е развлекательного постмодернизма.