Сериал «Кухня» – довольно простой по своему формату производства проект. Не с точки зрения художественных качеств – тут он очень непрост, – а в плане звука. Есть три главных компонента: речь, музыка и спецэффекты. Как происходит процесс работы на постпродакшне? Нам с площадки приносят чистовой звук, в котором есть фактически только речь. В течение недели один звукорежиссёр (или группа, в зависимости от сложности работы) чистит, монтирует, добавляет какую-то специальную акустику, чтобы поместить героев в определенное пространство. Другой звукорежиссёр занимается раскладкой фонов. Работа третьего звукорежиссёра заключается в наложении спецэффектов. Сведением и контролем за общей работой занимается звукорежиссёр-супервайзер.
Для кино всё сложнее. Помимо спецэффектов, фонов и речи, нужно также записать синхронные шумы, так называемые foley, – это всё то, на что мы мало обращаем внимание в обычной жизни. Например, шаги, звуки открывающихся и закрывающихся дверей, гул моторов и так далее. В студии сидит специальный foley-артист, который синхронно (а иногда и покадрово) имитирует с помощью разных приспособлений шаги. Это не значит, что на сериале нет такой работы, просто в кино каждая мелочь виднее и слышнее. Это довольно интересная профессия, которая всех почему-то забавляет. На самом деле это очень специфическая сложная работа. То, как люди ходят, обнимаются, шуршат, целуются, – всё это записывается foley-артистами.
Работа над «сложными проектами»
Если, как я сказал, «Кухня» – относительно простой для звукорежиссёра сериал, то «Тёмный мир» – куда более сложный проект. Изначально кинофильм «Тёмный мир» был дурацкой фантастической сказочкой для детей, которую впоследствии перемонтировали в сериал. Для сериальной версии нам пришлось переписать полностью все реплики и, соответственно, фоны и синхронные шумы. Сейчас по звуковому наполнению сериал «Тёмный мир: Равновесие» близок к большому кино – в проекте от 300 и более дорожек.
Я предпочитаю работать в программе Pro Tools, и на «посте» стараюсь группировать дорожки, чтобы было удобнее.
Сверху идут реплики, потом фоны и шумы, каждые из которых я тоже отдельно раскладываю «по полочкам». Отдельно группирую шаги (тапочки, туфли, босиком), отдельно – шуршание различной одежды, отдельно – двери и так далее. Потом музыка. Потом спецэффекты.
Такая дисциплинированность очень помогает. Мне нередко приносят материалы, в проектах которых полная неразбериха. Приходится тратить время на то, чтобы понять, что к чему.
Рассинхрон, актёрская игра и дикция
На примере «Тёмного мира» можно разобрать главные трудности работы звукорежиссёра. Как я уже сказал, мы перезаписали заново все реплики с актёрами в студии, но не всегда актёр может синхронно перезаписать свою речь, чтобы по губам всё сходилось. Да и в принципе, никто этого не умеет, за исключением больших мастеров. Такая школа была в Советском Союзе. Например, Сергей Шакуров идеально попадает «в себя», а молодые артисты этого не умеют.
Что делать в случае рассинхрона?
Есть много способов: начиная с того, что мы можем подогнать дорожку под видео по звуковым пикам, заканчивая тем, что мы можем вырезать отдельные буквы и подставлять их туда, где их не хватает.
Посмотрите старые французские фильмы. Там дубляж вообще не попадает. Но мы не замечаем этого, потому что сам материал простой, понятный и очень качественный.
Вообще, сейчас большая проблема у актёров с элементарной дикцией. Бывает так, что ты сидишь, смотришь материал и ничего не понимаешь из того, что актёр говорит. Здесь ещё, конечно, большое значение имеет подача актёра в кадре. Вот, например, Евгений Цыганов, который мне очень нравится. В кадре он такой «вяленький», при минимуме эмоций, но я никогда бы ему не стал говорить в студии: «Давайте запишем чуть-чуть пободрее», – потому что это Цыганов со своей специфической игрой, со своим уникальным характером.
Часто бывает так, что и шаги записаны foley-артистом не синхронно. В рамках сериального производства, когда нет ни бюджета, ни времени на то, чтобы записать все качественно, звук кладётся «на глаз», и другой режиссёр на финальной стадии раскладывает его покадрово. Я в Pro Tools тоже выставляю их по пикам. Погрешность максимум в кадр, этого простой человек не замечает. Если вы посмотрите сериалы НТВ, то увидите, что часто там всё звучит несинхронно, я уже не говорю о том, что практически нет работы над шумами. Всё это из-за того, что у них маленькие бюджеты.
Фоны
Следующий этап, как я уже упоминал, – это фоны. Их созданием занимается звукорежиссёр, которого обычно называют саунд-дизайнером. Например, улица – это не один фон с добавлением птичек. Фон одной городской натуры состоит из нескольких улиц. В лучшем случае, это от трёх до пяти разных городских шумов, но всё зависит от конкретной локации.
Для этих целей существуют базы звуков, например, Sound Ideas. Они очень выручают, в них есть как звуки из старой библиотеки мультиков Ханы Барбары, так и отрывки из передач BBC. Мне нужен рык льва, я набираю в поисковике «lion», и мне вываливается огромное количество всего, что связано со звуками львов. Моя личная библиотека – где-то три терабайта, но это крохотная часть того, что может быть на Sound Ideas. Кроме того, технология часто выручает. Мне как-то нужно было озвучить террористов, я нашёл в YouTube видео, скачал его и выдернул его него звук.
Спецэффекты
Это всегда поиск, составление самых разных звуков вместе. Порой, один секундный спецэффект состоит из 10 и больше дорожек. Если мы говорим о фантастическом проекте, как, например, «Тёмный мир», то работа над спецэффектами –кропотливый труд. Над сценой, которая идёт минуту-две, звукорежиссёр может работать несколько дней.
Не надо забывать, что если мы говорим о полнометражных фильмах, то для кинотеатров нужно создавать объёмный звук в 5.1, а не просто стерео с разведением по двум каналам. Отсюда же появляется задача с фонами – их в кино должно быть гораздо больше, чем в телесериале. Их нужно разводить по панораме. То же самое и со спецэффектами.
Можно ли на постпродакшне «спасти фильм»?
Конечно, можно. Звуком можно подправить очень многое. Когда мы переделывали «Тёмный мир» из киношного формата в сериальный, переписали весь звук, потому что нам предоставили очень некачественный материал, где актёры разговаривают чуть ли не «восьмёрками». Это было очень заметно в проекте в Pro Tools.
Можно ли стадии переозвучания исправить игру актёров?
Есть такая практика: если актёры что-то плохо сыграли, то «наигрыш» можно слегка притушить, но тогда надо чётко следить за артикуляцией. Но вот в «Тёмном мире» мы, наоборот, плюсовали.
«Благодарная» работа звукорежиссёра
На выходе получается скромная стереодорожка, но простой телезритель вряд ли заметит, что в этих двух каналах заключается сложная работа целой команды звукорежиссёров. К любой работе надо подходить ответственно и старательно. Нет значения, лёгкий ли это проект, как «Кухня» или «Физрук», или сложный, как «Тёмный мир», который, конечно, не претендует на «Золотую пальмовую ветвь», но работать над любым фильмом надо максимально честно. В юности я соглашался работать над короткометражками бесплатно – так вот, неважно, платят или не платят, большие деньги или маленькие. В любом случае, надо отрабатывать по максимуму.
Роман Платонов
Звукорежиссёр полнометражных и короткометражных фильмов, реклам, вирусных роликов, клипов и сериалов. В их числе: «Сладкая жизнь» (ТНТ), «Тёмный мир: равновесие» (СТС), «Чёрные кошки» (Первый), «Дневник доктора Зайцевой» (СТС), «Физрук» (ТНТ), «Кухня» (СТС).
6 февраля в рамках киноклуба «Кинопризыв» состоялся мастер-класс Романа Платонова «Звук, который волнует».
Бразильские Сериалы: Погружение в Чарующий Мир Телевизионного Искусства Бразильская культура богата разнообразием и страстностью, что отражается в их захватывающих телесериалах....
Таким образом, Джейк соглашается присоединиться к проекту и становится "нави", благодаря специальному телу для передачи мозговой активности в централиный компьютер....
Под поверхностью земли расположился уникальный город, зависимый от сложных механизмов, обеспечивающих его жителям свет, тепло и другие необходимые системы. Однако...