Сцена из фильма «Цель номер один» (2012)
«Надо было создать выдуманные, но при этом правдоподобные вертолеты, — объяснил Уолш. — Что делать в такой ситуации? Создавать реальные модели? Нет, у нас в распоряжении не было бортовой электроники. Делать с нуля цифровые версии? Так никакого бюджета не хватит. Но чтобы история сработала, нужно было как-то задействовать компьютерную графику. Без этих вертолетов третьего акта все равно что нет».
«Что мы сделали: мы сняли настоящие вертолеты, „Черные ястребы“, — продолжил Уолш. — Затем мы обработали их движение, а потом заменили на выдуманные модели. Пыль и сам полет были настоящие. У VFX-команды была база, с которой можно было работать, и они отлично справились».
Создание фильма «Цель номер один» (2012)
Мораль истории: ваш бюджет, возможно, даже близко не сравнится с проектом Бигелоу, однако смесь реальных съемок и VFX может вас спасти. Именно к такому выводу пришли участники публичной лекции на SXSW, среди которых, помимо Уолша, были Кевин Бейлли (Atomic Fiction), Берни Кимбакер (Image Engine Design Inc) и Бетси Патерсон (VFX-супервайзер сериала «Марко Поло»).
Вот другие советы, которые можно было услышать на мероприятии.
1. Привлекайте VFX-супервайзера как можно раньше
«Хороший режиссер знает — чем раньше на проекте появится VFX-супервайзер, тем лучше, — сказал Бейлли. — Мне выдался шанс поработать с Земекисом, так вот: он с самого начала принялся за VFX. Не потому, что я ему как-то особенно нравлюсь. Просто он знал, как важно сразу держать в голове графику».
На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures
По словам Бейлли, когда супервайзеры начинают свою работу заранее, у них появляется возможность пройтись по всему проекту с главами других департаментов и понять, что требует вмешательства VFX, а что — нет. «Нужно ли строить эту декорацию? Может быть, лучше создать виртуальную локацию? Что обойдется дешевле, что будет удачнее в данной ситуации? Мы поможем найти наилучший вариант».
2. Всегда используйте что-то реальное в качестве референса
«Постарайтесь понять, что именно вам нужно, еще до съемок, — посоветовала Патерсон. — Наймите концепт-художника или набросайте эскизы сами. Фраза „Не знаю, просто сделайте здесь что-нибудь поинтереснее“ — это все равно что смертный приговор».
«Всегда придерживайтесь реальности, — сказал Кимбакер. — Даже если в кадре вымышленный пришелец, найдите, например, морских животных, которых можно использовать в качестве референса».
3. Работайте с живыми актерами и настоящими предметами
«Секрет в том, что у актера всегда должно быть что-то реальное для взаимодействия», — сказал Бейлли.
На съемках фильма «Цель номер один» (2012)
«Всегда проще заменить что-то, что существует в реальности, чем поместить в кадр то, чего там изначально не было. Мысль, что для CG достаточно только добавить побольше зеленых экранов — заблуждение. Разница между хорошей и плохой графикой часто в том, как актеры и то, на чем сфокусирован кадр, ведут себя в новом окружении».
4. Нанимайте виртуальные студии по всему миру
«В мире независимого кино виртуальные студии — это дешево и сердито, — сказал Бейлли. — Вы можете начать работать в кратчайшие сроки. Фрилансеры по всему миру могут приступить к проекту прямо из дома. Команду можно собрать откуда угодно. Не ограничивайтесь только вашим городом. В Будапеште, Южной Африке, где угодно есть потрясающие, талантливые специалисты».
5. Не стоит недооценивать облачные технологии
«„Облачные“ студии могут полностью изменить правила игры, — сказал Кимбакер. — На фильмах с небольшим бюджетом людям могут выдавать гонорар за время работы. Допустим, мне нужна Nuke на 100 компьютерах на 10 минут за 5 долларов. Независимые кинематографисты от этого выиграют больше всего, поскольку студийная система безопасности очень строга и не позволяет уходить в облако. На независимых проектах таких ограничений не будет».
6. Найдите команду, которая недавно сделала нечто похожее
Кадр из фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures
«Если нам не нужно писать ни строчки кода, если у нас уже есть заготовки, которые вам как раз подходят, используйте ваш бюджет агрессивнее, — посоветовала Патерсон. — Решения, которые мы создавали в прошлом, могут стать ключевыми».
7. Не сбрасывайте со счетов онлайн-библиотеки
«Библиотеки становятся все больше, — сказала Патерсон. — Создавать лес целиком — сложная работа. Но люди это уже делали раньше, это можно купить за 200 долларов. Да, это может не быть 100% попадание в ваше видение, но если этот лес успешно рассказывает нужную вам историю, сохраняя при этом 90% бюджета — стоит задуматься».
8. Выбирайте студии, у которых есть свободное время
Скриншот из видео
«Если вы снимаете независимый фильм, небольшие и средние студии готовы вам помочь, — сказал Бейлли. — Особенно, если их 17-й и 18-й проект разнесены по времени и у них есть три недели простоя. В таком случае, если фильм действительно интересный, вы даже можете уговорить их сделать это бесплатно (или с огромной скидкой). Многие специалисты по VFX обожают свою работу и часто готовы заняться чем-нибудь просто ради удовольствия».
9. Не забывайте о силе звука
По словам Бейлли, один из важнейших вопросов производства — «Может ли это произойти за кадром, не теряя в убедительности?» «Обычно в нашей работе нет саунд-дизайна, поскольку к этому времени он еще не закончен, — продолжил он. — Я всегда поражаюсь, насколько классно выглядит кадр, над которым я так много бился, когда ему добавляют звук».
10. Купите VFX-художнику пива
Если вы не знаете, какой бюджет выделить на VFX или вообще не уверены, можно ли воплотить вашу идею в жизнь, стоит рассмотреть вариант обратиться к местным специалистам. «Купите им пива или чашку кофе, — посоветовал Бейлли. — Правда, не стоит недооценивать силу пива в мире VFX. «Можно я тебя угощу, мы вместе почитаем пару страниц сценария, а ты скажешь, в каком я положении?» Это — личный контакт, а не еще одно электронное письмо человека, о котором мы можем ничего не услышать потом. Личная беседа — очень полезная вещь, когда пытаешься понять, во что можно превратить имеющийся на руках сценарий».
Источник: nofilmschool.com
Обложка: работа над VFX фильма «Дэдпул» (2016) / 20th Century Fox