Сегодня мы рассмотрим три шага, которые помогут сгенерировать идею, исправить сценарий или же конкретизировать историю, которая внезапно пришла вам в голову. За дело!
Шаг 1: 100 идей
База, на которой строится любая хорошая история — хорошая идея.
Идея истории может просто прийти к вам в голову, а может появиться и в результате долгого мозгового штурма. Обратимся к совету от режиссера и сценариста Джадда Апатова. Он пользуется определенным способом генерации идей, который берет начало в его карьере стендап-комика: сесть, взять лист бумаги и записать сотню идей.
Можно записывать все как вздумается или придать записям какую-то упорядоченность. Это может быть идея интересного персонажа, шутка, предпосылка — нужно просто заполнить лист сотней вещей, от которых впоследствии можно будет оттолкнуться.
Режиссер и сценарист Джадд Апатов на церемонии вручения премии Creative Arts Emmy Awards в Лос-Анджелесе / Фото: Richard Shotwell/Invision/AP/TASS
После того, как лист заполнен — задайте себе вопрос: «А что, если?». А что, если человек заперт в аэропорту, а у него нет ни паспорта, ни каких-либо документов вообще? А что, если бы мафиозный босс стал ходить на терапию? Что случится, если убить собаку Киану Ривза?
Важно не останавливать себя и не переставать писать, если идея кажется вам глупой. Скорее всего, 80 из них будут не самыми лучшими, но в этом и смысл упражнения. Разрешая записывать буквально все, что приходит на ум, оно ломает оковы самоцензуры.
Когда 100 идей записаны, перечитайте их и отметьте те, что отзываются больше всего. Выберите 10 идей и перепишите на другой лист. Теперь раскройте каждую из них. Чем больше вы погружаетесь в каждую идею, тем больше задаете себе вопросов о ней, о том, что можно с ней сделать, и кажется ли она достаточно интересной, чтобы развить ее в историю.
Шаг 2: Замените «а затем» на «поэтому»
Итак, вы выбрали из сотни идей самую интересную. Как правило, это именно та, с которой вы готовы начать работу.
Для облегчения проработки идеи и создания единой сюжетной линии обратимся к опыту создателей «Южного Парка» Трей Паркера и Мэтта Стоуна. Когда вы идете по частям сценария, то инстинктивно хотите сказать: «Случается А, а затем происходит B и C».
Cоздатели Южного Парка Трей Паркер и Мэтт Стоун / Фото: AP/TASS
Чем больше вы используете «А», тем сильнее части сценария отдаляются друг от друга. Если же вы действительно хотите создать единый поток от первой до последней минуты, используйте «поэтому» и «но» между каждой частью.
Должно получиться: «Случается А, поэтому происходит B, но случается C, поэтому происходит D…»
Таким образом, сценарий идет по нарастанию и заставляет вас добраться до конечной точки через несколько сюжетных поворотов.
Чтобы было понятнее, давайте разберем это на примере фильма. Пусть это будут «Звездные войны: Новая надежда» (1977).
Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977) / Фото: 20th Century Fox
Альянс повстанцев получил планы гигантской базы — разрушителя планет «Звезды Смерти». Поэтому Империя берет на абордаж их корабль, чтобы захватить принцессу Лею. Но Лея спрятала планы «Звезды Смерти» в дроида. Поэтому планы в безопасности. Но джавы ловят дроидов и продают их фермерам. Поэтому Люк Скайуокер находит сообщение и встречает Бена Кеноби, который на самом деле является Оби-ваном и знает Лею. Поэтому Люк и Оби-ван отправляются на Альдеран. Но у них нет корабля. Поэтому они обращаются к Хану Соло, но их ловят, отправляют на «Звезду Смерти», разрушают планету. Поэтому Лея спасает положение, но случается атака со световым мечом. Поэтому они разрабатывают план побега; но со «Звездой Смерти» все плохо. Поэтому Альянс повстанцев готовит самоубийственную миссию, но Вейдер сопротивляется. Поэтому в результате миссии «Звезда Смерти» взрывается. И поэтому герои в конце вознаграждаются. Занавес.
Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977) / Фото: 20th Century Fox
Да, в разборе все сильно упрощено. Однако это действительно хороший способ проложить для истории уверенную дорожку, а не обозначить серию прыжков. Истории должны быть логичны и последовательны. Чем больше каждая предыдущая сцена влияет на следующую, тем история ближе к реальной жизни.
Шаг 3: Начните с конца
Самое сложное — это написать введение, потому что вы пытаетесь представить что-то, что еще не написано. Если вам сложно начать с начала, наилучший способ — начать историю с конца. То есть вы берете пресловутое чеховское ружье и работаете от обратного, пряча его в сюжете.
Кадр из фильма «Гений» (2015) / Фото: Summit Entertainment
Возьмите вашу идею и подумайте, как закончить ее наиболее эффектно: массивная перестрелка, кто-то наконец привлечет внимание девушки, дьявол отправится обратно в Ад после эпической битвы. Отталкиваясь от концовки, вы разматываете историю в обратном порядке, чтобы найти этапы ее развития и подробности.
Поскольку окончание вам уже известно, вы можете нарисовать действительно интересный путь к нему, что добавит в историю изюминку и оживит персонажей. Все писатели-мистики обращаются к этой технике, так почему бы не применить ее к своей истории?
Если вы отчаянно пытаетесь заставить мозг выдать историю, то мы надеемся, что эти шаги помогут вам достать ее и сформировать в отличный сценарий для вашего проекта.
Источник: premiumbeat.com
Обложка: кадр из фильма «Гений» (2015) / Summit Entertainment