4 шага к созданию успешного сценария


Говоря о неком алгоритме написания сценария, мы должны понимать, что систематизированный подход основан на схемах. В действительно хорошей истории всегда есть собственный опыт и личная боль. Но, понаблюдав за учениками на протяжении многих лет преподавания в школе «ПишуКино», я поняла, как студенты любят пошаговые инструкции, сулящие скорое достижение цели. Сегодня я предложу вам мою проверенную инструкцию по созданию хорошего сценария. Первые четыре шага. Должна сделать оговорку — этот пошаговый план действительно работает, только если его наполнить собой.

Я очень люблю творчество Чарли Кауфмана. Фильмы по его сценариям — это образец мастерского конструирования истории. Мне близок его подход к схемам и инструкциям.
 


«Если твой фильм по сути бессмысленный, бесполезный и вторичный, то ты можешь просто скрыть это за профессионализмом. Но мне кажется, что, занимаясь кино или любым другим видом творчества, человек должен быть готов обнажить душу, потому что иначе вся его работа превращается в маркетинг».

 

Чарли Кауфман

 


Помня об этом, давайте все же перейдем к четырем шагам. Я уверена, что следуя или проверяя себя по этому плану, вам легче будет сочинить классную захватывающую историю.
 

Шаг 1: Найдите идею сценария

Кадры из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)
Кадры из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)

а) Найдите свою тему

Чтобы определиться с темой, придется позаниматься саморефлексией — понять, что вас так сильно волнует и тревожит. Тема — это вопрос, о котором хотелось бы порассуждать и на который у вас пока нет ответа. Тема должна вас полностью захватывать, вдохновлять и мотивировать на протяжении всей работы. А путь предстоит длинный!
 

б) Используйте любые источники идей

Где брать идеи? Ищите их повсюду! Обратитесь к своему прошлому и настоящему, поворошите болезненные воспоминания, откройте свои глаза, уши, разум. Станьте наблюдательны, проявите внимание к миру вокруг вас. Подслушивайте и подсматривайте! Жизнь многообразна и сама подкидывает всевозможные сюжеты. А люди обожают говорить о себе. Книги, газеты, журналы, интернет — все это кладези информации и всевозможных идей. Поэтому больше читайте, слушайте, смотрите и обязательно все интересное заносите в блокнот идей. Никогда заранее невозможно предсказать, в какой момент в голове сложится пазл идеи.
 

в) Определите жанр

Каждый из нас отдает предпочтение тому или иному жанру. Кто-то любит ужастики, кто-то — слезливые мелодрамы, кто-то обожает хохотать над комедиями положений, а кто-то — следить за расследованием страшного преступления. Беритесь за те жанры, которые вам близки и в конвенциях которых вы разбираетесь лучше всего. Насмотренность будет вам помогать в создании вашей истории.
 

г) Сформулируйте и протестируйте идею

Когда идея сложится в голове, сформулируйте ее на бумаге в виде одного или нескольких предложений из 25-30 слов. Расскажите свою идею друзьям, знакомым и близким людям как анекдот, который случился с кем-то из ваших приятелей или даже с вами. Проследите за их реакцией. Интересно ли им вас слушать? Захватывает их внимание ваш рассказ или они отвлекаются? Поинтересуйтесь их мнением: какие мысли и эмоции вызывает у них рассказанное?

Чем больше людей вы опросите, тем более объективными будут результаты. Помните, что из хорошей идеи успешного сценария может и не выйти, но из плохой он точно никогда не получится. Поэтому без сожаления отметайте никому не интересные задумки и ищите ту, которая понравится не только вам.

4 шага к созданию успешного сценария. Мастер-класс школы "ПишуКино"

 

д) ) Придумайте логлайн, который заинтересует вашего будущего редактора

Это краткий и информативный пересказ сюжета, умещающийся в одно-два предложения из 20-25 слов. Он сообщает о протагонисте, его цели и конфликте, а также об антагонисте. Иными словами, отвечает на вопросы «Кто главный герой?», «За что он борется?», «Что он делает?» и «Что и кто стоит на его пути к цели?». Логлайн — это вовлекающее описание фильма, умещающееся в один твит.
 

е) Придумайте название

Название — это первое, что попадает на глаза читателю. Оно может вызвать у него желание внимательно прочитать весь текст или, наоборот, — поскорее избавиться от него. Напишите несколько вариантов названия. Протестируйте на целевой аудитории. Выберите одно. Если долго ничего не можете придумать, используйте рабочий вариант. Возможно, в процессе работы идея придет к вам сама.
 

Шаг 2: Создайте героя и антагониста, определитесь с их ценностями

Кадры из фильма «Дэдпул» (2016)
Кадры из фильма «Дэдпул» (2016)
 

а) Создайте главное действующее лицо истории

Герой — это персонаж, к которому приковано зрительское внимание. Чем он интересен? Что с ним не так? Почему мы за него переживаем? В чем его сильные и слабые стороны? Как складывалась его жизнь до момента начала истории? Будет здорово, если вы напишите его биографию и разберетесь, кто его семья, в каких условиях он вырос, живет, кого любит, что ест на завтрак и т.д. Все это поможет сделать образ героя ярче и правдоподобнее.
 

б) Определите доминирующие ценности протагониста

Что для него важно? К чему он стремится? Помните, что слишком «правильный» герой может быть неинтересен людям, ведь в каждом из нас кроется и темная сторона. Современные герои противоречивы и не всегда попадают под определение «хороший». У них должны быть свои недостатки, они делают их живыми, непохожими на картонную схему. Ваш протагонист должен вызывать симпатию у аудитории, несмотря на все его теневые качества.
 

в) Придумайте второго по значимости героя истории  антагониста

Главное, что характеризует интересного антагониста — это достойный вызов, который он бросает главному герою. Должен ли быть антагонист обязательно «плохим»? Вовсе нет. Но именно он лучше всего умеет использовать слабости и недостатки героя. Герой его, конечно же, боится, ведь антагонист всегда сильнее.
 

г) Распишите доминирующие ценности антагониста

История — это конфликт ценностей. Герой представляет одни, антагонист — другие. Когда побеждает кто-то из них — побеждают те или иные ценности, идеи. Например, если в сказке о Красной шапочке волк съел бабушку и внучку и его не наказали за это — победили ценности злого волка: жри всех, кто плохо лежит, зло безнаказанно. Если же Красная шапочка вызвала по мобильнику подмогу, а сама заговаривала зубы злодею до прихода доблестных охотников, то победили ценности Красной шапочки: ради спасения бабушки полезу в постель даже к кровожадному волку.

Шайа ЛаБаф во время акции #allmymovies
Шайа ЛаБаф во время акции #allmymovies
 

д) Определите целевую аудиторию

У каждой истории свой зритель. Нельзя написать сценарий, который будет одинаково интересен и четырехлетнему малышу и восемнадцатилетнему юноше, пожилой даме из маленького провинциального городка и тридцатилетнему олигарху. То, что интересно одним, безразлично другим. Если вы хотите написать сценарий, который будет в дальнейшем реализован, вы должны четко представлять, для кого вы пишете.
 

е) Определите ценности и потребности аудитории

Создайте вымышленного виртуального человека (или двух-трех), которых мы назовем «аватар(ы)». С вашей точки зрения, это — идеальные представители целевой аудитории. Каждому аватару присвойте имя и детально пропишите его пол, возраст, образование, социальное положение, профессию, место работы, должность, доход, наличие квартир, дач, машин, бизнеса, левых заработков, возраст родителей, место жительства, семейное положение, имя и возраст его жены (мужа), сколько лет в браке, количество детей, их возраст и имена, друзей, пристрастия, увлечения, черты характера, ценности, принципы, мечты, страхи, боли. Опишите типовой рабочий и выходной день и отпуск.

При появлении нескольких готовых аватаров, сравнив их мечты, страхи, боли, принципы и черты характера, вы сможете определить ключевые ценности вашей аудитории. А главное — кого именно они хотят видеть в качестве главного героя.
 

Шаг 3: Разберитесь со структурой

Кадры из фильма «Призрак» (2009)
Кадры из фильма «Призрак» (2009)
 

а) Продумайте структуру

Начните разработку структуры с использования классической трехактной схемы. Эта структура проверена временем и лежит в основе множества успешных сценариев. Кстати, если еще не читали, то прочтите «Поэтику» Аристотеля — все современные теории драматургии базируются на ней. Но современный кинематограф использует трехчастную структуру в сильно «прокачанной» версии. Никого уже не устроит фильм, в котором есть всего два поворотных пункта. Вам придется отыскать как минимум 10-15 поворотных точек.
 

б) Сделайте структуру наглядной

Нарисуйте лесенку, где первая ступенька — это первый акт, вторая — второй, а третья — третий. Учтите, что продолжительность первого и третьего актов составляет примерно по 25% от всего сценария, а второго — 50% .

В каждой ступеньке-акте найдите все поворотные точки: основные сцены переходов от «счастью к несчастью» в процессе движения героя к цели. То есть найдите сюжетообразующие перипетии. Кстати, перипетия — это термин, введенный Аристотелем. Помните, я вам советовала его почитать? Тут он снова вам пригодится.

Трехчастная структура создания сценария
Трехактная структура 
 

в) Углубляйтесь в проработку структуры и найдите точку без возврата

Основное, что вам нужно знать — сценарий имеет начало, развитие и кульминацию.

Где первый акт — это презентация основных действующих лиц, мира, в который нас приглашает автор и, собственно, завязка истории.

Второй акт — это самая большая, основная часть истории. Здесь вызов, брошенный антагонистом, заставляет героя действовать. К середине второго акта он уже не может повернуть назад, как бы ему этого ни хотелось. С ним случилось нечто такое, после чего вернуться к прежнему состоянию — неидеальному, но комфортному — уже невозможно. Теперь у героя есть только один путь — путь к цели. Во второй половине второго акта многократно возрастают ставки и риски. И к концу второго акта герой терпит большое поражение, оказываясь в максимальной опасности, практически в безвыходной ситуации.

Третий акт — это момент осознания героем себя. Как птица Феникс, он восстает из пепла и стремится к кульминации. В ней герой вступает в отчаянную схватку с антагонистом, достигает (или не достигает) своей цели и далее происходит финал — т.е. развязка истории.
 

г) Придумайте кульминацию

То, что автор хочет сказать своей историей, находится именно тут. Кульминация — это самая важная точка, место победы или поражения главного героя, торжество или полное фиаско его ценностей. В зависимости от того, достигает или не достигает главный герой своей цели, происходит счастливый или несчастливый финал — т.е. развязка истории.
 

Шаг 4: Пропишите конфликты и создайте сабплоты

Кадры из сериала «Твин Пикс»
Кадры из сериала «Твин Пикс»
 

а) Продумайте и опишите центральный драматический вопрос

ЦДВ — это вопрос, который будет держать зрителя в напряжении до самого конца. Это вопрос, который обеспечивает саспенс и заставляет мучиться в загадках. Например, ЦДВ сериала «Твин Пикс» — «Кто убил Лору Палмер?». А в известном фильме Роберта Земекиса мы можем прочитать его уже в названии — «Кто подставил кролика Роджера?».
 

б) Определите основное противоречие

ОП — главный конфликт вашего сценария, противоречие между героем и антагонистом. Чего хочет каждый из них? Совпадают ли эти желания? Насколько их достижение жизненно необходимо одному и другому? Имеет ли конфликт постоянную подпитку и развитие? Лучше всего, когда в основе конфликта заложено то, что близко и дорого вашей аудитории. Конфликт — это двигатель драмы. Без его определения, понимания и динамики невозможно выстроить ни один сценарий.
 

в) Создайте карточки на всех персонажей

На каждой карточке напишите имя и характеристики персонажа. Вписывайте туда от руки все идеи и находки. Все карточки можно расположить на информационной доске или флипчарте, что позволит визуализировать работу с персонажами и облегчит ее впоследствии со сценами и эпизодами.

4 шага к созданию успешного сценария / Создайте карточки на всех персонажей

 

г) Конфликты с второстепенными персонажами

Подумайте о том, что ваш герой и антагонист существуют не в вакууме. Чаще всего, помимо этих двоих, в истории действуют и другие персонажи, так называемые второстепеннные герои. У них тоже есть конфликты с главным героем. Почему? Потому что в драме у всех есть конфликт со всеми.
 

д) Пропишите линии второстепенных персонажей

У каждого героя есть точка входа в историю, есть своя дуга и своя кульминация. Второстепенные персонажи служат, чтобы раскрывать скрытые стороны главного героя и по-новому освещать выбранную автором тему. Чем менее значителен персонаж, тем меньшей степени авторской проработки он заслуживает. Но не стоит плодить схематичных, взятых с первой полки персонажей.
 

е) Вспомните про внутренний конфликт главного героя

Какие противоречия его раздирают? С какими внутренними демонами он сражается? Как это отражается на ходе истории? Как влияет на его отношения с другими персонажами? Насколько внутренний конфликт силен? Может ли герой его преодолеть без помощи ментора? Связан ли этот внутренний конфликт с его детской травмой или случаем из прошлого?

Мы прошли первые четыре шага. Точнее пока мы их просто перечислили. Но если вдумчиво, последовательно и упорно совершать поступательное движение, то цель становится ближе и ближе. И насколько легче идти к ней, когда точно знаешь как, куда и зачем.
 


Обложка: кадр из фильма «Призрак» (2009)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *