Зафиксировав в удобной для себя визуальной форме весь фильм, легче представлять его целиком, вносить поправки и дополнения в нужные места. Просто повесив все листы раскадровки в необходимой последовательности на стену и сделав несколько шагов назад, можно увидеть все недочеты и слабые места будущего фильма целиком. И тут же их доработать при помощи карандаша или, скажем, цветного фломастера. Даже если после вы решите все-таки сделать более подробный режиссерский сценарий, вам будет проще, и вы будете точнее — так как можно сказать, что фильм вы уже почти видели, а значит — описываете не просто ваши мысли, но и визуальные образы из памяти.
Черновая раскадровка анимационного ролика о гигиене
Создавая черновую раскадровку, нужно поначалу определить степень ее прорисовки. Мы возьмем для примера самую простую и быстро создаваемую — без цвета. Первым делом нарисуем героев нашего будущего фильма: ручки, ножки, огуречик и, собственно, все. Для понимания крупности плана этого будет вполне достаточно. Если у героев есть ярко выраженные особенности внешности — их можно подчеркнуть. Например: усы, большие уши, высокий рост и так далее. Все, что рисуется быстро и кардинально отличает одного персонажа от других. Можно усиливать пропорции тела и особенности фигуры: худоба, высокий рост, длинные ноги, широкие плечи или маленькая голова — все может стать отличительной чертой.
Скажем, у нас в фильме принимает участие полноценная семья: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик и кот. Папа — ручки, ножки, огуречик. Мама — то же самое, но вместо огуречика — треугольник, напоминающий юбку, а на голове — пара обозначающих прическу штрихов. Дедушка — как папа, но с точечками щетины или бородой. Бабушка — как мама, но в очках и с облачком волос на голове. Мальчик — персонаж с гипертрофированно большой головой и маленьким телом. Явно выраженный ребенок. Глаза расположены ниже, чем у взрослого, большой лоб. Кот — огуречик с лапами, хвостом и усами. Персонаж должен на уровне знаков иметь сразу заметные характерные признаки. В результате на то, чтобы нарисовать семейный портрет у вас уйдет не больше минуты времени, и вы точно будете понимать, кто из них кто.
Лучше потратить время и усилия на придумывание интересного плана или движения в кадре, чем на вырисовывание характерного прищура и складок на одежде персонажа, а потом — страдания по поводу того, что ракурс немного поменялся, а значит, многотрудный образ придется перерисовывать заново.
Если в вашем фильме планируется участие нескольких однотипных персонажей без ярко выраженных особенностей, можно в раскадровке помечать их буквой, цифрой или просто цветом. Важно только потом не запутаться. Для этого перед началом работы нарисуйте линейку образов и подпишите их.
Не усложняйте. Все максимально просто. Глазки-точечки покажут направление взгляда. Загнутая вверх или вниз палочка рта покажет эмоцию. Простейший детский рисунок вполне может передать всю необходимую информацию о сцене черновой раскадровки. Которую, если потребуется, вы подробно прорисуете в чистовой.
Часть черновой раскадровки телевизионной программы «С добрым утром, страна»
Работайте простым карандашом и ластиком. Раскидывайте предметы по массам. Ищите максимально выразительные позы и ракурсы персонажей. Как скульптор — от простого к сложному. Делайте акцент на главном объекте, действующем в кадре. Прорисовывайте его более подробно. Если это крупный план кисти руки — нарисуйте на ней пальчики. Если акцент делается на эмоции — подробнее изобразите глаза, зрачки. Пусть на этом кадре раскадровки у наших ручек, ножек и огуречка появятся брови, нос, зубы — все необходимое для более точного отображения эмоции.
Найдя нужную компоновку кадра, обрисуйте ее фломастером и сотрите карандаш вместе с сомнениями. Рисуйте следующий план. Помечайте стрелочками движение в кадре, наезды и отъезды воображаемой камеры. Не зацикливайтесь на одной картинке. Нарисуйте всю раскадровку до конца, потом начинайте править. Потратьте меньше времени на прорисовку и больше на обдумывание каждой сцены. Не бойтесь выбрасывать и перерисовывать кадры, ведь это совсем не сложно и не займет много времени.
Если вы долго вырисовываете какой-то сложный план, наслаждаетесь его красотой и тщательной прорисовкой деталей, тратите на него силы и нервы, а потом видите, что он нарисован неправильно или вовсе не нужен, вам подсознательно хочется его сохранить, что плохо скажется на вашем будущем фильме — анимационном или игровом. Кстати, принципиальной разницы в черновой раскадровке анимационного и игрового фильма нет. Законы композиции в кадре везде примерно одинаковые.
Черновая раскадровка рекламного ролика для ТВ
Очень важна черновая раскадровка при создании полнометражных фильмов. Написание литературного и режиссерского сценария занимает очень много времени, а хочется скорее приступить к долгожданным съемкам. Не тратить драгоценное время на всякие раскадровки и аниматики. Их создание кажется очень долгим и трудоемким процессом (речь, конечно, идет о полупрофессиональном кино, о студенческих и учебных работах). Между тем, я из собственного опыта знаю, что за рабочий день вполне можно успеть в черновую раскадровать полнометражный игровой фильм. А потом на основе черновой быстрее и правильнее сделать подробную чистовую раскадровку или даже сразу приступить к съемкам или созданию анимации.
За 25 лет работы режиссером-аниматором я нарисовал сотни черновых раскадровок, в том числе — и для полнометражных анимационных и игровых фильмов. Основываясь на своем опыте, могу посоветовать начинающим режиссерам: делайте черновые раскадровки по возможности сами. Вы поймете и прочувствуете сценарий гораздо подробнее и глубже, чем после его прочтения. У вас появятся и зафиксируются на бумаге визуальные образы будущего фильма. Черновая раскадровка крайне необходима для создания полноценного фильма, но при этом не занимает много времени на свое создание.