Дэвид Бэниофф и «Игра престолов»
Шоураннер «Игры престолов» Дэвид Бэниофф далеко не сразу решил, чем хочет заниматься в жизни. После окончания колледжа Бэниофф успел поработать вышибалой в ночном клубе, учителем в школе и инструктором по рестлингу, а затем отправился в Дублин, чтобы изучать творчество Сэмюэла Беккета. Но академическая карьера показалась ему слишком однообразной. Поэтому он посвятил два года созданию своей дебютной новеллы «25-й час», которая, будучи опубликованной, сразу же привлекла внимание голливудских боссов. Вышедшая в 2002 году драма «25-й час» (режиссер Спайк Ли) имела большой успех у критиков и зрителей, и не в последнюю очередь потому, что пыталась честно говорить на тему «свежей» трагедии 11 сентября 2001 года.
Джордж Р.Р. Мартин, Дэниэл Бретт Уайсс и Дэвид Бэниофф
Но подлинная слава пришла к сценаристу, когда он решился выступить в качестве шоураннера «Игры престолов», телевизионной адаптации серии романов Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и огня». Бэниофф пришел к Мартину с необычной на тот момент идеей: превратить его сагу в телевизионный сериал, а не в полнометражный фильм, что предлагали сделать другие продюсеры. Мартин, уверенный в том, что экранизация его эпопеи должна быть сравнима по масштабности с «Властелином колец» Питера Джексона, с радостью принял предложение Бениоффа и его партнера Дэниэла Бретта Уайсса. Выпуск сериала на кабельном телеканале HBO позволял обойти строгие возрастные рейтинги, что было важно для «Игры престолов», где присутствует львиная доля секса и насилия. Правда, существует легенда, по которой Бэниофф добился расположения Мартина, правильно ответив на каверзный вопрос: «Как зовут мать Джона Сноу?».
Дэниэл Бретт Уайсс и Дэвид Бэниофф
Став шоураннерами нового проекта, Бэниофф с Уайссом включили Мартина в состав продюсерского цеха и даже сделали его своим соавтором. Сериал ждал колоссальный успех и возникновение многомилионной армии фанатов. На данный момент успело выйти семь сезонов «Игры престолов», а Бэниофф готовится к запуску сериала «Конфедерат», где он также выступит в качестве шоураннера.
Джосс Уидон и сериал «Баффи»
Шоураннер проектов «Светлячок», «Кукольный домик» и «Агенты „Щ.И.Т“» Джосс Уидон переехал в Лос-Анджелес в 1987 году, но не смог найти работу в кинопроизводстве, поэтому устроился в видеомагазин. Занявшись в итоге написанием сценариев для ситкомов, Уидон попадает в сценарную комнату сериалов «Розанна» и «Родители». Последний был плохо встречен критиками и почти сразу закрыт, и в итоге Уидону пришлось на время приостановить карьеру сценариста и стать сценарным доктором. Параллельно он вынашивал идею сериала с концепцией сильной героини, выступающей против сверхъестественных сил.
Постер к сериалу «Баффи-истребительница вампиров»
В 1996 году Уидон принес первый драфт сценария «Баффи-истребительница вампиров» на телеканал Warner Bros., сразу оговорив, что должен иметь полную творческую свободу и контроль в работе над проектом. Идея Уидона была достаточно революционна для американских телевизионных реалий середины 90-х: помимо того, что он должен был стать единственным автором всех серий «Баффи…», он становился исполнительным продюсером сериала, «держа на прицеле» каждый значимый аспект производства. Более того, Уидон сам режиссировал те сцены сериала, которые несли в себе ключевое значение для развития характера Баффи. Таким образом сценарист становился шоураннером проекта в современном понимании этого термина. Стремление к тотальному контролю над процессом производства было для него оправданным: фильмы по его первым сценариям, которые снимали другие режиссеры, провалились в прокате.
Ставший в буквальном смысле детищем Джосса Уидона сериал «Баффи-истребительница вампиров» обрел безумную популярность в среде фанатов, и получил номинацию на премию «Эмми». Это обеспечило Уидону статус одного из самых востребованных шоураннеров современности, вкупе с творческим контролем над сериалами «Ангел» (спин-офф «Баффи…»), «Кукольный дом», «Агенты Щ.И.Т.», и другими масштабными голливудскими проектами. Кроме прочего, Уидон — автор культового в среде фанатов жанра фэнтези-сериала «Светлячок» и полнометражного фильма «Миссия „Серенити“», основанного на сюжете этой саги. В данный момент он работает над созданием сериала, действие которого происходит в эпоху Второй мировой войны.
Петер Ольбек Йенсен и «Европа»
Будущий продюсер признанных шедевров Ларса фон Триера «Рассекая волны», «Догвилль» и «Меланхолия» датчанин Петер Ольбек Йенсен начал свою карьеру с арт-хаусной ленты «Идеальный мир», полностью провалившейся в прокате. Чтобы расплатиться с долгами (к слову, этот процесс занял 12 лет), Йенсен устроился работать выпускающим директором в рекламном агентстве, где и познакомился с Ларсом фон Триером, предложившим ему поработать вместе. По словам Йенсена, с фон Триером в то время никто не хотел иметь дела, потому что «он был тем еще козлом», а последнюю на тот момент картину режиссера «Эпидемия» критика оценила негативно. Несмотря на сомнения в личности эпатажного режиссера, Йенсен решил, что у него «не было выбора», и погрузился в работу. После того, как партнеры сняли рекламу французской транспортной компании, Ларс попросил Петера помочь ему с продюсированием его нового фильма «Европа».
Кадр из фильма «Европа»
Проект «Европа» был крайне рискованным: на голову Йенсену «свалилась» копродукция сразу с пятью странами, что было на тот момент нонсенсом для датского кино. У фильма было более двадцати финансовых партнеров в условиях отсутствия заключенных контрактов и сбытовой компании (продюсер просто не озаботился такими «мелочами»). В случае очередного провала Йенсену пришлось бы навсегда уйти из кино. Но игра стоила свеч. Произведя неожиданный фурор, картина получила три награды в Каннах, и после ее выхода на горизонте появились крупные продюсеры из Великобритании, Германии и Франции. Несмотря на это, Ларс фон Триер сохранил за Йенсеном роль своего главного продюсера. На сегодняшний день Петер Ольбек Йенсен успел спродюсировать более 170 европейских и международных картин, оставаясь, вместе с тем, верным фон Триеру. В данный момент Йенсен работает над его картиной «Дом, который построил Джек» (планируется к выходу на экраны в 2018 году).
Тед Хоуп и «Свадебный банкет»
Мэтр независимого кино Тед Хоуп («21 грамм», «Вечное сияние чистого разума») начал свою карьеру, устроившись в отдел корреспонденции New Line Cinema, и писал отзывы на приходящие туда сценарии. Такая позиция помогла ему выстроить отношения с молодыми сценаристами, чьи работы по той или иной причине студия отвергла. Решив стать продюсером, Хоуп совместно со своим партнером Джеймсом Шамусом основывает в 1990 году компанию Good Machine. Продолжая придерживаться своей тактики работать с неизвестными, но многообещающими режиссерами, компания начинает сотрудничество с Энгом Ли, чьи дебютные короткометражки восхитили Хоупа. Результатом совместной работы Good Machine и Энга Ли стал фильм «Свадебный банкет», снятый за 700 тысяч долларов, которые удалось найти в Тайване. Но на этапе продаж возникли вполне ожидаемые проблемы: картина была сделана в стилистике 1940-х, рассказывала о проблемах геев, а также снята на семьдесят процентов на китайском языке. Все торговые агенты говорили Хоупу, что картина абсолютно непродаваема как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это обстоятельство могло стать огромной проблемой, ведь деньги, затраченные на производство, необходимо было вернуть инвесторам, а на кону стояла карьера Хоупа.
Кадр из фильма «Свадебный банкет»
Когда «Свадебный банкет» попал в основной конкурс берлинского кинофестиваля, Хоуп вместе со своим партнером отправился в Берлин и решил заняться продажами самостоятельно, без помощи торговых агентов. И все получилось: за полторы недели берлинского «вояжа» картина «Свадебный банкет» сумела заработать три миллиона долларов. Секрет успех был прост: после знакомства с представителями локальных рынков, Хоуп предлагал им пообщаться «с глазу на глаз» в любом подходящем для этого месте, баре или гостиничном номере, и доходчиво аргументировал, почему фильм понравится зрителям в других странах. В итоге индивидуальный подход к дистрибьюторам подействовал гораздо лучше сухих расчетов торговых агентов.
Приняв на вооружение эту тактику, Хоуп смог добиться огромных успехов в продюсировании кино. Его продюсерский проект «Вечное сияние чистого разума» выиграл премию «Оскар» за лучший сценарий в 2005 году, а «Американское великолепие» стало обладателем приза «ФИПРЕССИ — особый взгляд» в Каннах двумя годами ранее. В данный момент Хоуп продюсирует фильмы в рамках семейной компании Double Hope, а также возглавляет San Francisco Film Society.
Илья Стюарт и «Холодный фронт»
Продюсер нашумевших российских фильмов «Ученик» и «Блокбастер» Илья Стюарт начал свою карьеру ассистентом продюсерского отдела в крупной рекламной компании BBDO Group. Потом он основал Hype Production, успешно работавшую в нише рекламного видео и музыкальных клипов. Достаточно сказать, что компания получила несколько «Каннских львов», самую престижную премию в области рекламы. Но открыть подразделение, занимающееся производством кинофильмов, было для компании новым вызовом. Отсутствие опыта в сфере кино могло стать серьезным препятствием в контексте решения творческих и технологических задач, поиска финансирования. В результате пробным испытанием для Ильи Стюарта стала полнометражная картина «Холодный фронт» кинокритика Романа Волобуева, повествующая о трех молодых хипстерах, застрявших на севере Франции.
Кадр из фильма «Холодный фронт»
Одна из сильных сторон Hype Production — умение качественно организовывать выездные съемки. Как только Стюарт прочитал сценарий Волобуева, стало понятно: съемки картины и правда должны проходить во Франции, что позволило бы продемонстрировать продюсерскую сноровку компании максимально наглядно. Другим козырем Hype Production считалась визуальная составляющая, поэтому Стюарт нанял на проект оператора Михаила Хасая, который создал в кадре стильную европейскую картинку. Основная проблема производственного процесса заключалась в достаточно сжатых сроках подготовки и продакшна: бюджет картины требовал уложиться в семнадцать съемочных дней. Для решения этой задачи Стюарт руководствовался принципами повышенной дисциплины, которая свойственна рекламному производству, старался минимизировать любые импровизации на производстве, работать по намеченному заранее плану, не давая себе права на ошибку. В общем и целом, «Холодный фронт» продемонстрировал высокий уровень профессионализма Стюарта как продюсера и вывел Hype Production на арену российского кинопроизводства.
Буквально за полтора года, прошедшие с премьеры фильма, Стюарт успел выпустить «Ученика» Серебренникова (и даже получить за него премию Франсуа Шале в Каннах), и помочь Волобуеву снять новый фильм «Блокбастер», претендующий на коммерческую успешность. В планах — полнометражный фильм молодого режиссера Александра Молочникова «Мифы».