6 великих режиссеров без кинообразования: от Кубрика до Тарантино

Режиссер Стэнли Кубрик на съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.
Режиссер Стэнли Кубрик на съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Стэнли Кубрик говорил, что лучшим образованием для режиссера может быть съемка фильма. И эти слова подтверждает его опыт. Кубрик учился непосредственно в процессе производства, выполняя на своих ранних документальных («День боя», «Летящий падре») и игровых («Страх и вожделение») картинах буквально все функции: режиссера, оператора, продюсера, монтажера, звукорежиссера. Также стоит отметить, что прежде чем увлечься кино, Кубрик долгое время работал фотографом и путешествовал, что, надо полагать, во многом определило его повышенное внимание к визуальной составной фильма и широкий спектр тем творчества.
 

Режиссер Вернер Херцог на съемках фильма  «Джек Ричер» (2012) / Фото: Karen Ballard / Paramount Pictures
Режиссер Вернер Херцог на съемках фильма «Джек Ричер» (2012) / Фото: Karen Ballard / Paramount Pictures

Один из тех, кто регулярно высказывается против киношкол — Вернер Херцог. Он так и говорит: «Забудьте про киношколы — они не нужны. Все технические моменты можно освоить меньше чем за неделю». Свою точку зрения Херцог объясняет тем, что для режиссера гораздо важнее наличие собственного уникального мировоззрения и жизненного опыта. По этой причине он, например, считает, что первым шагом к работе в кино должно быть пешее одиночное путешествие в несколько тысяч километров: «В таком путешествии можно узнать о кино больше, чем просидев пять лет в обычной киношколе».

Правда, надо отметить, что кинообразовательное заведение Херцогу однажды очень помогло — из киноинститута в Мюнхене он украл 35-мм камеру, которая была необходима для съемок фильма «Агирре, гнев божий» (и пригодилась еще на десяти других картинах). Ну и стоит добавить, что критика киношкол не мешает Херцогу заведовать собственной киношколой.
 

Режиссер Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2012) / Фото: Warner Bros.
Режиссер Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2012) / Фото: Warner Bros.

С Херцогом солидарен и Терри Гиллиам. Он высказывается даже жестче:
 

Киношколы — для дураков. Бери камеру и иди снимай. Так и научишься делать фильмы

Правда, путь самого Гиллиама был не настолько прямым, хотя и тоже показательным. Он попал в кинопроизводство как художник-аниматор. Вскоре стал частью комик-группы «Монти Пайтон», где занимался прежде всего анимационными эпизодами, на которых отточил свой фирменный абсурдистский стиль. Постепенно стал заниматься режиссурой фильмов «Монти Пайтон» вместе с Терри Джонсом, а далее перешел и к самостоятельной режиссуре. Конечно же, это не то же самое, что «иди и снимай», но общую концепцию учебы на практике подтверждает.
 

Режиссер Стивен Спилберг на съемках фильма «Шпионский мост» (2015) / Фото: 20th Century Fox
Режиссер Стивен Спилберг на съемках фильма «Шпионский мост» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Стивен Спилберг начал снимать кино еще будучи ребенком. Роль сыграл удачный подарок от отца — 8-мм камера. К 12-ти годам он снял уже несколько небольших фильмов (в которых были даже спецэффекты), а к 16-ти — показал свою картину в кинотеатре (и даже отбил бюджет в $600). Понятно, что все это был любительский уровень, однако опыты Спилберга говорили о большом потенциале и страсти к работе в кино.

Любопытно, что ему дважды не удалось поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии. Отказы, однако, не смутили молодого режиссера. Он продолжил снимать свои небольшие фильмы, вскоре попал на сериалы, а уже в 24 года ему доверили постановку полнометражного дебюта «Дуэль». Кстати, в киношколу Спилберга в итоге вроде как приняли, но он к тому моменту уже вовсю был занят профессиональными съемками.
 

Режиссер Дэвид Финчер на съемках фильма «Игра» (1997) / Фото: Polygram Filmed Entertainment
Режиссер Дэвид Финчер на съемках фильма «Игра» (1997) / Фото: Polygram Filmed Entertainment

Дэвид Финчер критически настроен по отношению к киношколам потому что считает, что в них не даются знания о реальной практике создания фильмов. И Финчер знает, о чем говорит, потому что прошел путь к режиссуре с самых низовых ступеней кинопроизводства.

Как и Спилберг, Финчер стал снимать маленькие фильмы еще в детстве, когда ему подарили 8-мм камеру. Подростком он занимался школьными постановками, а также подрабатывал ассистентом на местном телевидении. В 18 лет он устроился на небольшую киностудию, где занимался любой возможной работой. А всего через два года, освоив разные сферы, Финчер попал в компанию спецэффектов ILM Джорджа Лукаса. Далее он работал на рекламе и клипах, а дебютировал третьей частью «Чужого», с которой ушел из-за конфликта с продюсерами. Все эти шаги вряд ли можно было бы просчитать в киношколе, но они были необходимы, поскольку сформировали тот кинематограф Дэвида Финчера, который мы знаем и ценим.
 

Режиссер Квентин Тарантино на съемках фильма «Грайндхаус» (2007) / Фото: Dimension/WC
Режиссер Квентин Тарантино на съемках фильма «Грайндхаус» (2007) / Фото: Dimension/WC

В спорах о том, обязательно ли получение кинообразования или нет, именно имя Квентина Тарантино часто оказывается весомым аргументом в пользу того, что без профильного учебного заведения можно обойтись. Ссылка на автора «Криминального чтива» настолько распространена, что его цитата: «Я не ходил в киношколу — я ходил в кино», — даже успела стать мемом. Однако все не так просто.

Да, Тарантино дни напролет просиживал в кинотеатрах, а также работал в видеопрокате, где тоже набирался вдохновения для собственных будущих произведений. Но также важно, что он посещал актерские курсы Джеймса Беста и сценарные курсы Дова Сименса. Логично предположить, что без этого фильмы Тарантино были бы совсем иными и вряд ли так славились бы оригинальными актерскими работами и новаторской драматургией. А вот на режиссера да, Тарантино специально не учился.
 

 


 Обложка: freepik.com 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *