Монтаж – это поиск острых моментов, не однотипных
Каждый год они просматривали материал, отснятый ранее, обсуждая, что может произойти дальше – так Линклейтер продумывал дальнейшее развитие истории. Зная отснятый материал за предыдущий год, он решал, что снимать в следующем.
Сандра Эдейр, режиссер монтажа:
— Это был своего рода «дзен» — не беспокоиться о том, что будет дальше, не знать, чем все закончится. Я сфокусировалась на моментах, вызывающих во мне резонанс. Я не знала, во что это превратится, но каждый год старалась выхватывать самые «живые» моменты. Пока мы делали «Отрочество», я успела поработать над девятью другими фильмами.
Не всем фильмам требуется оригинальное музыкальное сопровождение
Кадр из фильма «Отрочество»
Сандра Эдейр, режиссер монтажа:
— Найти музыку, которая соответствует смонтированной картинке и подходит для персонажа, сложно – мы собрали песни, лидировавшие в чартах в 2002, 2003 годах и дали диск нашим «музыкальным консультантам» (своим детям). Они должны были написать по абзацу текста про каждую, например: «Я помню эту песню, когда мы ехали на тренировку по футболу» или «Моя сестра обожает эту песню, но все парни – ненавидят».
Не важно, насколько все плохо. Ваш процесс монтажа не может быть хуже, чем в «Отрочестве»
Кадр из фильма «Отрочество»
В самом начале «Отрочество» монтировалось на небольшой платформе (вспомним FCP 3!). Был план перенести материал из Cinema Tools на кассеты MiniDV в стандартном разрешении, преобразуя из 30 кадров в секунду в 24 кадра. Условия современного производства, когда можно просто попросить и вам вышлют файл высокого разрешения, совершенно неприменимы к «Отрочеству». Все решения по монтажу должны быть сделаны на основании, как описала Эдейр, «сильно обесцвеченного изображения стандартного качества на 18 дюймовом телевизоре от Sony».
Парк Грегг, колорист:
— Мы сотрудничали с Cinelicious для сканирования материала перед цифровым монтажом. Раньше использовали такой метод: вы даете им список дублей и монтажных склеек, катушки отснятой пленки, ключевые кадры, указания на места разреза и тому подобное. Но они больше так не работают! Им нужны таймкоды. Так что кому-то приходится идти искать каждую катушку, на ней отметку кадров в начале ленты и записывать ее. Катушка идет 10 минут, кассета – 60 минут. Наконец, мы переделываем раскадровку в монтажный лист, и Cinelicious работает уже по таймкоду.
Свяжитесь с правообладателями пораньше, но не слишком рано
Исполнитель главной роли Эллар Колтрейн за 12 лет съемок «Отрочества»
Лаура Йетс, супервайзер пост-продакшн:
— Этот фильм делали по кусочкам. Юристы коллективного управления правами говорили нам, что можно будет лицензировать, но если вы с кем-то подписали персональное соглашение, вы больше не можете использовать коллективное управление. Так что мне пришлось исследовать 12 лет переписок, чтобы проверить, с кем были подписаны персональные права. Например, некоторые спортивные команды, попавшие в фильм, вначале согласились на использование своих логотипов в фильме. Но спустя 12 лет, когда к ним пришли для заключения контракта, они сказали «нет». В этот момент фильм был отправлен на сборку DCP.
Парк Грегг, колорист:
— Они спросили меня, могу ли я избавиться от логотипов на плакате. К несчастью, статист сидел прямо перед плакатом и у него были очень пышные волосы. Это здорово усложнило задачу! Но интернет оказывается достаточно полезным, когда ты хочешь узнать, как делаются такие штуки. Через несколько дней мы вернули готовый фильм.
Стремитесь к непрерывности, но не жертвуйте историей ради технического совершенства
Актер Эллар Колтрейн
Парк Грегг, колорист:
— Когда я пришел, это был небольшой проект, который никто еще не видел, но все уже были наслышаны. Я думал, что это будет что-то в стиле документального кино, но во время просмотра смонтированного материала был поражен, как гладко развивается история. Я колорист, моя работа заключается в очень тонком улучшении истории. Я нужен для дополнения этого непрерывного потока – Сандра монтирует историю так, как это необходимо. Я же должен преодолеть технические проблемы, чтобы они не отвлекали от истории. Это было моим основным заданием.
Даже лучшие доделывают звук и картинку после фестивальной премьеры
Ричард Линклейтер, режиссер фильма «Отрочество», на 64-м Берлинском кинофестивале
Каждый год независимые кинематографисты стараются закончить свои фильмы к моменту премьеры на фестивале. Обычно они возвращаются к работе над звуком и изображением после мучительного показа на большом экране всех тех моментов, которые они еще только собираются исправить. Так же было и в «Отрочестве».
Парк Грегг, колорист:
— После Sundance лично я не был доволен получившимися цветами. Я начал с ноля, чтобы добиться совершенно новых цветов. Том Хаммонд (Tom Hammond) из Soundcrafter заполнил множество пробелов в звуковой дорожке. То, что мы продемонстрировали на фестивале, было первой версией цветокоррекции и временная звуковая дорожка. Рик один из тех немногочисленных режиссеров, кто достаточно уверен в себе, чтобы так сделать.
Источник: No Film School