Трио скетч-комиков Макс Азулей, Мэтт Портер и Фил Примэйсон дружат с 14 лет. Работы Азулея, которые он создал в качестве сценариста и актера, показывали в рамках проектов The Onion, Funny or Die и LA Comedy Festival. Портер — актер и режиссер, а его веб-сериал «Хороший коп, отличный коп» попал на комедийный фестиваль Just For Laughs в программу «Новые голоса эпизодических историй». Примэйсон работает сценаристом, а его недавний проект — грядущая полнометражная комедия «Возрождение» Билли Кристала и Барри Левинсона.
Трейлер фильма «Пять докторов»
Впервые друзья встретились в школе, начали снимать короткометражки в колледже, а недавно закончили свой полнометражный дебют «Пять докторов», который они втроем снимали в качестве сорежиссеров. Решение разделить обязанности главного постановщика стало кульминацией их юношеской дружбы, а вся съемочная группа считала, что оно приведет к катастрофе.
Однако трио гордится результатом: они сумели уложиться в меньшую сумму, чем их изначальный бюджет, продвинуть фильм на фестивали и поработать со своими любимыми актерами, которых они сами считают своими героями: Бобби Мойнаханом, Эдди Пепийтоном и Питером Фридманом. За время съемок они сумели вынести для себя удивительное количество уроков, связанных с кинематографом, а накануне цифрового релиза картины решили поделиться ими с коллегами.
1. Пусть страх вас не останавливает
В это сложно поверить, но изначально три друга были конкурентами. Каждого из них считали киноманом в собственной школе, а когда настало время старших классов, они встретились на вписке у одного из них, где им удалось изучить друг друга лучше. Они поняли, что у них получается удачный творческий союз, и начали снимать короткометражку за короткометражкой, при этом держа в голове, что когда-нибудь придется перейти к полному метру. Единственный вопрос был: «Когда же для этого настанет время?»
Кадр из фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Dial Tone Pictures
Наконец они осознали, что время это никогда не наступит и подмога не придет. Следуя советам братьев Дюплас, Азулей решил: «Никто волшебным образом не явился бы и не сделал работу за нас. Нам самим нужно было стремиться воплотить свои мечты в реальность. Так что мы задействовали свои сильные стороны». «Мы снимали в родном городе, в главных ролях были двое из нас (Портер и Азулей), а история была посвящена знакомым нам мотивам, — соглашается Портер. — Это было как будто продолжение тем, которыми мы занимались раньше».
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Во многом это сотрудничество помогло им справиться с сомнениями: «Сложно убедить себя развивать какой-то проект, когда ты один на один с самим собой. У нас с Чарли (моим соавтором по «Хорошему копу, отличному копу») были совершенно кошмарные стендапы. Но мы были вместе. Мы могли посмотреть друг другу в глаза и сказать: «Ну ладно, давай хотя бы повеселимся». С «Пятью докторами» было нечто похожее».
2. Не останавливайтесь
Все трое собрались вместе и написали сценарий. «Мы занимались этим четыре года, — вспоминает Примэйсон. «Несколько лет мы бились головой об стену, перебирая различные варианты развития сюжета. Мы всерьез рассматривали возможность запустить производство с бюджетом в тысячу долларов. Прошло достаточно много времени, прежде чем мы „поймали волну“», — добавляет Азулей.
+
Макс Азулей, Мэтт Портер и Фил Примэйсон на съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Именно этот импульс трио и считает секретным ингредиентом своей работы. «Трудясь над сценарием полнометражного фильма, ты пытаешься срезать углы. Мечтаешь нанять большую звезду или найти инвестора-спасителя, — говорит Примэйсон. — В конце концов мы поняли, что должны двигаться дальше вне зависимости от того, складываются ли события так, как мы того хотим».
Как оказалось, с самого начала многое зависело от их собственных намерений. «Мы все же осознали: гораздо проще воодушевить людей предстоящим проектом, когда ты сам знаешь, что он состоится. Так мы сумели сделать убедительную презентацию», — смеется Примэйсон.
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Также помогло и то, что их слова не были пустым звуком: всем троим было что показать. Единственное, что им не хватало, — доказательства, что концепция сработает. Но они позаботились и об этом.
Они попросили своего знакомого, профессионального фотографа, снять промо-фото и демонстрационную сцену. Хотя чисто технически все это было на очень простом уровне, им всем удалось передать нужный стиль и настроение будущего фильма. Они даже сложили все в медицинскую папку, чтобы расположить к себе будущих участников.
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Полнометражный фильм был чем-то похож на стартап — если вы хотите, чтобы к вам шли люди, надо привести механизм в движение. «Зовите других как можно раньше, — посоветовал Азулей. — Чем больше людям нравится ваша идея, чем больше они в нее погружаются, чем меньше шансов, что они слетят „с крючка“».
3. Не экономьте на специалистах
Следующая проблема — а кого, собственно, нанимать? Вскоре все трое поняли, что цепь сильна ровно настолько, насколько сильно ее самое слабое звено. «Снимая короткометражки, ты думаешь: „А зачем мне юрист?“, — покачал головой Поттер, который теперь стал гораздо опытнее. — Но ведь даже на малобюджетных проектах юрист очень важен. Когда мы, наконец, наняли его, все стало значительно лучше. Главным уроком для нас было то, как, на самом деле, эффективно устроено кинопроизводство. Сперва ты думаешь, что какие-то члены группы лишние, но как только дело доходит до съемок, оказывается, что отсутствие нужных специалистов сразу же ощущается. Все самое плохое с нами случалось не потому, что члены команды плохо выполняли свою работу, а потому, что нужных людей не было вовсе».
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Примэйсон смущенно соглашается: «Мы были очень самоуверенны. „Нам не нужно столько людей“. Но быстро осознали, что у всех профессий есть свое назначение. Вам нужен менеджер по локациям, вам нужна хлопушка. За время производства мы часто были благодарны, что у нас есть то, что изначально казалось необязательным».
Когда все трое, наконец, пересмотрели свои взгляды, они наняли людей гораздо более опытных, чем они сами. В качестве оператора они позвали Зака Куперстейна (с тех пор он снял хиты «Сандэнса» «Глаза моей матери» и «Пирсинг» с режиссером Николасом Песке), а также множество членов съемочной группы, которых он посоветовал.
«У нас была отличная команда, нам повезло, — заявили все трое. — Все же мы требовали многого: жить с нами в городе на протяжении 24 дней. Они были не просто техниками, они жили у нас дома, проводили с нами весь досуг. Наверное, если бы мы задумались об этом раньше, мы бы сильнее переживали».
4. Не пытайтесь быть режиссером и актером одновременно
Все члены творческого союза морщатся, когда вспоминают, как сложно было и играть, и ставить сцены.
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Примэйсон, вспоминая съемочный период, посмеивается: «Как мы обнаружили после завершения съемок, вся группа очень скептично относилась к тому, что во главе проекта стояло сразу три человека. Все считали, что ничего хорошего из этого не выйдет». Даже Портер, который снимал свои скетчи, одновременно исполняя в них главные роли, подтвердил — режиссировать и играть в полном метре не очень разумно, особенно это касается технических моментов. «Уровень игры, приемлемый в скетче, позволял мне сидеть в кадре и в то же время ставить сцены, но ведь речь идет о фильме, где у персонажа есть арка, где мне нужно уметь в нужный момент расстроиться, влюбиться. Это невозможно, когда ты думаешь о чем-то другом».
Макс Азулей и Фил Примэйсон на съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
«Снимать и играть — это как будто сидеть на 70 ряду самолета, пытаясь вести вдумчивую беседу с соседом слева, одновременно пилотируя».
Как же они справились? При помощи тщательнейшего препродакшна. За четыре года, пока сценарий принимал свой финальный вид, они провели невероятное количество читок. Они прислушивались к советам и проводили ревизии текста. Постоянно обсуждали, почему им нравится тот или иной элемент сценария. За неделю до начала съемок они даже устроили совместный отдых, чтобы собраться с мыслями. Портер смущенно объясняет, что им надо было со многим смириться, унять свое эго, укрепить творческие отношения и убедиться, что они еще способны сделать что-то вместе.
Также они сделали подробные списки кадров, а потом присоединились к Куперстейну, чтобы исследовать локации и сделать снимки, которые представляли каждый из планирующихся кадров: крупные планы, восьмерки, три фото подряд, передающие движения и так далее. Во время продакшна DIT заменял эти фото на статичные кадры из дэйлис. «Каждый вечер мы проверяли наш список кадров и видели прогресс. Так что мы понимали, на какой стадии находимся».
Примэйсон подтвердил: «Препродакшн сработал. Не случилось ничего, о чем бы мы заранее не поговорили. Мы все знали, что хотим, и были уверены, что хотя бы один из нас всегда будет за монитором на площадке».
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Вполне возможно, трио никогда больше не решится на подобное соавторство, но конкретно в этом случае оно сработало. «В такой ситуации нужно, чтобы ты всегда мог положиться на команду, если что-то произойдет», — считает Портер. Азулей уверен, что им повезло: «Хорошо, что мы все друг друга знаем. И то, что мы были достаточно невежественны, чтобы подумать, что это вообще можно провернуть».
5. Не бойтесь ответственности
В одном из своих прошлых интервью Портер подчеркнул, как важно поддерживать регулярный поток контента, при этом не становясь излишне привередливым: «На „Хорошем копе, отличном копе“ мы постоянно делали новые видео, чтобы совершенствоваться в ремесле. Мы не заботились о том, чтобы достигнуть идеала». Теперь, после полнометражного дебюта, его философия изменилась.
Мэтт Портер и Фил Примэйсон на съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
«Это был сложный переход, — признался он. — Работа над полнометражкой — гораздо более многослойная задача. Приходится разжигать в себе творческий огонь каждый день, наслаждаться каждым новым слоем, несмотря на свою усталость. Со временем все становится только лучше».
«Когда ты каждую неделю делаешь что-то новое, появляется некий защитный механизм, который спасает тебя от комплексов и страхов». Азулей согласился: «Стремление к конвейерному производству мешает заканчивать драфты. Тебе не надо полностью сосредотачиваться на чем-то одном. Но „Пять докторов“ потребовали от нас именно ответственности».
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Как оказалось, значение слова «ответственность» с годами меняется. «Когда люди, которым двадцать с лишним лет, говорят о ком-то, что он слишком привередничает — это потому, что они нетерпеливы. Они хотят учиться новому, хотят заявить, что что-то закончено и двигаться дальше, — объяснил Портер. — Но все меняется со временем». «Созидательная работа — это не бесконечный источник энергии, — объяснил Азулей. — Мы сильно переживали за эту полнометражку, хотели сделать ее как следует: прописать историю, создать персонажей, выделить темы. Мы задали себе цель — ответственно подойти к следующему проекту. В конце концов, мы все в него поверили».
6. Будьте беспощадными на постпродакшне (и до него)
Даже сейчас все трое с ужасом вспоминают, как посмотрели первый монтажный вариант. «Было ужасно, — рассказывает Азулей. — Фильм шел больше двух часов. Мы многому научились, пока приводили эту версию в чувство».
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Примэйсон добавил: «Когда ты пытаешься „вытащить“ черновой монтаж, приходится судить в совсем других масштабах, вырезать целые сюжетные линии, но при этом не пропускать такие мелкие детали, как плохая актерская игра в конкретной строчке диалога. Сложно разделять все это, при этом держа в голове полную картину происходящего».
Мэтт Портер и Фил Примэйсон на съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Портер тоже подключился к беседе: «Удивительно, как часто мы повторялись с эмоциональной точки зрения. Например, мы смотрели на какой-то эпизод, который раньше казался нам необходимым для сюжета, и осознавали: „Да та же самая сцена была совсем недавно!“. Приходилось убивать очень много любимых». Азулей, как будто пережив заново неприятные воспоминания, добавил: «Знаете что? Многое из того, что критиковали в монтажной версии, критиковали и в оригинальном сценарии. Мы не обратили на эти замечания нужного внимания. Убедитесь, что ваш сценарий получился как можно лучше и что он всем нравится. Это сэкономит вам время. И нервы».
7. Доверяйте интуиции
«Нам повезло, что мы были наивны, — улыбнулся Азулей. — Идея заключалась в том, что все трое будут сценаристами, режиссерами и актерами оказалась не такой блестящей. Конечно, мы очень устали, но иначе бы фильм не получился. Надо погружаться в каждую деталь картины. Нам повезло с деньгами и тем, как все сложилось, но уверенность в себе была главным фактором».
На съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova
Портер согласился: «Важно верить в себя и смириться с тем, что, чем бы ты не занимался в 25 лет, скорее всего, выйдет не особо хорошо. Но все равно надо закончить. Полный метр придется снять. Ведь твой творческий голос определяет не что-то одно. Твой голос — это совокупность всего, что ты сделал. В этом вся ценность».
Источник: nofilmschool
Обложка: Макс Азулей, Мэтт Портер и Фил Примэйсон на съемках фильма «Пять докторов» (2016) / Фото: Sasha Arutyunova