Подобные тесты и сравнительные анализы проводятся не только для того, чтобы попрактиковаться в своих навыках. Как правило, операторы не доверяют техническим характеристикам, указанным в паспорте камеры или на официальных сайтах. К тому же только при реальном взаимодействии с камерой можно оценить её эргономику, технические характеристики и удобность навигации меню.
Первокурсники выбрали следующие кинокамеры: ARRI Alexa и Amira, RED Dragon, Canon С300 и C500, Blackmagic URSA и Sony PXW-FS7. Они сняли одинаковые изображения в павильоне и на натуре, в статике и в движении, после чего сделали свои выводы.
Более глубокий разбор результатов теста на основе сравнения полученных данных в нашем следующем материале проведет Пётр Мудрёнов.
ARRI Alexa
Пётр Пиняев (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «ARRI Alexa – уже классика, про неё сложно что-то говорить, столько картин на неё снято. Она, конечно, громоздкая – у неё большой рекордер. Правда сейчас появились новые Alexa со встроенным рекордером, и в полевых условиях это особенно удобно. Но у нас во ВГИКе Alexa в старой комплектации с выносным рекордером».
Александр Капков (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «Если снимать серьезный полнометражный фильм, то, конечно, лучше брать ARRI. Во-первых, она прочная – подойдет для съемки на улице, если пыль или дождь, то это лучше, чем RED».
Валерия Йонсен (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «ARRI Alexa – «аристократичная» камера, имеет широкий динамический диапазон. Камера позволяет снимать качественное видео в ProRes 4444, пригодное для использования в профессиональном кинематографе. Камера имеет интуитивно понятный интерфейс и удобна в работе».
Пётр Мудрёнов: «Alexa, по сравнению с другими камерами, у нас в выигрышном положении, потому что она работает по самой простой технологической цепочке – RAW файлы напрямую идут на цветокоррекцию без предварительной конвертации. Под Alexa у нас больше LUTов, это связано и с тем, что во ВГИКЕ процесс с Alexa уже налажен».
ARRI Amira
Пётр Пиняев: «ARRI Amira очень хорошая камера, прекрасно сделана по эргономике, очень удобная развесовка – приятно снимать с плеча, вес в пределах допустимого – килограммов пять. Я забыл о весе, концентрировался на изображении, получал удовольствие от качественного визира. Удобно расположены кнопки, очень классное меню – никаких тачскринов, все сделано по-человечески. Она заточена больше под документальные вещи, потому что не пишет RAW. Такой удобный маленький моноблок для работы. Единственный недостаток – у неё какие-то хлюпкие кнопочки, как будто из дешевого китайского пластика, с люфтами. Видно, что компания будет зарабатывать на том, что эти тумблеры будут постоянно ремонтироваться».
RED Dragon
Пётр Пиняев: «На RED снимать с рук не очень удобно, нужна куча обвесов. Если бы меня спросили, что я возьму на съемку – RED Dragon или ARRI Amira, – я бы взял Amira, потому что с ней я могу справиться сам. Для RED нужен свой механик, потому что у нее замороченное меню, которое производители постоянно меняют – на мастер-классе нам сказали, что прошивки выходят чуть ли не каждый месяц. У Amira меню сделали лет на пять, если его и будут потихоньку апгрейдить, то я уже не растеряюсь».
Александр Капков: «RED Dragon, конечно, хорош, но он какой-то хлипенький. Всю эту систему нужно менять, переставлять, она достаточно хрупкая. В аренде она стоит дешевле чем Alexa, но это спорный вопрос».
Валерия Йонсен: «Это интересно, что RED Dragon имеет модульную систему, но лично для себя я нахожу такое решение не самым удачным. Чтобы работать с этой камерой мне придется подробно изучить инструкцию, это обусловленно тем, что модули в разных комбинациях дают различные возможности. Не смотря на то, что комплектовкой камеры занимается механик, мне нужно поставить перед ним задачу, что требует от меня технических знаний».
Sony PXW-FS7
Пётр Пиняев: «У Sony FS7 замороченное меню, даже сами механики говорят о том, что не один час нужно потратить, чтобы разобраться с инструкцией. Тем не менее, камера очень удобна по развесовке, эргономике, много программируемых кнопок – они сделали что-то более-менее вменяемое. Предыдущие модели типа FS100, FS700 – вроде неплохие камеры, но у них было куча проблем: корпус пластиковый, не защищает от влаги, слабенькие байонеты. У FS7 байонеты посильнее, держишь камеру в руках и чувствуешь, что над ней поработали, добавили новые форматы».
Валерия Йонсен: «Касательно камеры Sony FS7 можно отметить, что она эргономична, достаточна легка для работы в одиночку, поэтому с успехом может найти применение в документальном кинематографе. Еще одним большим плюсом является высокая светочувстительность матрицы, 2000 ISO, что дает большие возможности для съемки при низкой освещенности. Первоначально у нас возникла проблема с Sony FS7, которая заключалась в том, что изображение RAW с Odyssey7Q было где-то пурпурным, где-то лиловым. Это заронило мысль об отсутствии зеленого канала. Но, погуглив, мы поняли, что все было так, как должно было быть, и материал требовал определенных настроек перед началом основной работы с ним. Также в начале работы без ясного ответа на нашу проблему мы пробовали привести изображение к работоспособному виду с помощью DaVinci Resolve, но ничем хорошим это не закончилось. Помимо этой программы мы использовали Color Checker Passport, которая позволила привести материал к неплохому результату».
Blackmagic URSA
Александр Капков: «Blackmagic URSA – камера достаточно спорная. Она, конечно, дешевая, но предназначена больше для павильонных съемок, потому что у нее здоровый монитор, непонятно, как в мороз он будет себя вести, может и заглючить. Если нужно снимать что-то с рук, то с ней неудобно – весит восемь килограмм. Даже если взять ее в руки, мешается здоровый монитор, из-за которого не видно куда идешь. Она не такая мобильная как Canon С500. URSA снимает только в RAW и на постпродакшне нужно много заниматься цветокоррекцией. Это не очень удобно, потому что не всегда есть финансы и возможность заниматься серьезным постпродакшном».
Пётр Пиняев: «Blackmagic URSA – не очень эргономичная камера, её сделали под какие-то конкретные задачи, но я не могу понять под какие. У неё огромный монитор, тачскрин дисплей – в сухом павильоне на ток-шоу можно работать, а на натуре в кино может возникнуть множество проблем. У неё достаточно большой вес, как у ARRI Alexa, но класс камеры на порядок ниже. Кого я ни спрашиваю, все говорят, что она неудобная. Если мне нужен огромный монитор – я возьму и подключу хороший качественный монитор. У родного экрана URSA качество цветопередачи и резкости оставляет желать лучшего. Если речь идет о серьезных съемках, то все равно придется подключать хороший плейбек».
Валерия Йонсен: «BlackMagic URSA, по моему мнению, снабжена излишне большим монитором. Остается непонятным, для чего он был введен и какие задачи, по мнению разработчиков, можно с помощью него выполнить. Камера предназначена только для съемки RAW, что не всегда удобно и требует дополнительного оснащения и постпродакшна. При этом качество материала не стоит таких технических усилий. Эргономика камеры также вызывает вопросы. Например, зачем нужно три дисплея, если они все не комфортабельны?»
Canon С300 и C500
Александр Капков: «Если уж брать дешевые камеры, то мне в этом смысле нравится Canon C300. У меня у самого фотоаппарат Canon Mark III, есть объективы и они подходят к видеокамере. Это один из больших плюсов. К тому же С500 может снимать в форматах ProRes и RAW, его также можно использовать и на улице, и в павильоне».
Пётр Пиняев: «Если речь идет о документальном кино, я возьму Canon C500, потому что она достаточно компактная, у неё хорошая развесовка и даже при подключенном видеорекордере Odyssey она не потеряла своей компактности».
Валерия Йонсен: «Сравнивая Canon C300 и Canon C500, можно сказать, что вторая камера имеет лучшие характеристики изображения. Canon C500 позволяет снимать видео в формате RAW, которое содержит большее количество информации. Полученные кадры с Canon C500 изначально имеют хорошие визуальные показатели, это значительно уменьшает время работы с ними при цветокоррекции».
Сравнение по цвету
Надежда Статкевич (студентка 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «Все камеры писали в формате RAW, но с разными гаммами и цветовыми пространствами. Нам необходимо было выровнять изображение по экспозиции и балансу белому. Дальше мы сравнивали их в программе Autodesk Lustre.
За эталон решили взять камеру RED Dragon, так как это одна из самых используемых камер. Материалы были в форматах TIFF и RAW. Мы обработали два файла и привели их к одинаковым значениям по ББ, экспозиции. Все последующие материалы с других камеры привели к выбранному референсу. В результате поняли, что ARRI Alexa все-таки лидирует: динамический диапазон больше, чем у других тестируемых камер. Изображение значительно приятнее и мягче, лицо не выглядит пластиковым и оконное пространство позволяет нам рассмотреть все, что стоит рядом с ним. При цветокоррекции мы обнаружили, что Red DRAGON достаточно шумная в тенях. Градации в полутонах меньше, чем у Arri Alexa, за счет этого изображение менее пластично и естественно. Arri Alexa имеет приближенные к естественному skin tone характеристики, нежели Red Dragon. К сожалению, ARRI Amira мы не смогли полноценно протестировать и сравнить с другими камерами в связи с тем, что в данный момент камера не имеет нужной прошивки. Поэтому мы смогли протестировать камеру только на разрешающую способность. С Sony PXW-FS7 у нас возникли большие проблемы, при просмотре материала после съемок мы обнаружили, что зеленый канал практически отсутствует, поэтому при помощи программы Adobe Camera RAW привели материалы к нужному балансу белого. Из всех камер, которые мы смотрели, Blackmagic URSA оказалась наименее приемлемой для работы – очень маленький динамический диапазон, много шумов в тенях, плохая цветопередача. На мой взгляд, с Canon С500 у нас было меньше всего проблем, у этих камер достаточно большой динамический диапазон, в тенях камера не шумит, в светах количество информации приемлемое, каналы RGB не сложно привести к одинаковому значению. После практического занятия я отдала свое предпочтение камерам Arri Alexa и Canon C500».
Мнение о системе стабилизации DJI Ronin и подвесе Easyrig
Александр Капков: «Мне понравился тест, но когда нужны сложные проходки – Easyrig лишний, он мешает передвигаться. Но если нужно полтора часа ходить с камерой, то без него, конечно, не обойтись. Однако для творческих задач я бы предпочел доверять рукам – с Easyrig я не могу прочувствовать камеру телом. Когда нужно передвигать камеру вверх или вниз, эта тросовая система мешает и делает это достаточно грубо. Не уверен, что она будет сглаживать изображение. С Easyrig я ходил где то 45 минут и не почувствовал какой-то серьезной нагрузки. Есть разные подходы к съемке, когда-то нужно снять со штатива, когда-то с рук, если это динамика. Если нужно смягчить изображение, то лучше использовать систему стабилизации».
Алиса Хабибулина (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «Необходимо привыкать к работе, к выводу плана. На лестнице снимать трудно. Оборудование не так тяжело таскать на себе – есть помощники-инженеры, которые могут принять груз на некоторое время, когда нужно подумать и перестроиться. Мне очень нравится действовать, я не могу следить за процессом со стороны, потому что я все время выхватываю и начинаю делать сама, наверное поэтому пошла в учиться на операторский курс».
Пётр Пиняев: «Система стабилизации на гироскопах – это на любителя, все-таки не чувствуешь камеру, как на системе стедикам, когда ты сам её ведешь. Как говорил Леван Пааташвили, гениальный кинооператор, максимально хорошее управление камерой – это ручная камера с плеча, когда ты можешь слиться с ней в одно целое и эмоционально реагировать на то, что происходит у тебя в кадре. Системы стедикам, электронные стабилизаторы – они хороши для каких то своих целей, но они не позволяют чувствовать изображение, как этом можно сделать с ручной камерой».
Оборудование для практического занятия было предоставлено компаниями Rentaphoto и Sky Cinema.