Елена Слатина, директор по коммуникациям международного фестиваля им. А.Тарковского
— Какие программы представлены в этом году на фестивале?
— На нашем фестивале главным отборщиком является программный директор Андрей Плахов. Он ищет в кино автора, что-то очень личное, какой-то взгляд на вещи, переживание, интонацию, созвучные с творчеством Тарковского. Авторские интонации, пожалуй, являются главной темой нашего фестиваля в этом году. Помимо конкурсной программы есть несколько сопутствующих. Российскую программу и программу короткого метра составляю я. Виталий Манский представил программу документального кино «Зеркало «Артдокфеста»», в этом году нововведение – она конкурсная.
Андрей Плахов, кинокритик, киновед
Анимационную программу отбирает Лариса Малюкова, киновед и довольно известный эксперт в области анимации. Есть программа видеоарта, которую представляет музей современного искусства ММОМА. Появилась отдельная поэтическая программа, которую курирует Вера Полозкова, но это не связано с кино. Есть сопровождающая программа «Тарковский контекст», в ней традиционно представлены ретроспективы режиссеров, которые так или иначе наследуют Тарковского. В этом году это картины армянского документалиста Арутюна Хачатряна.
— Эти фильмы похожи на кинокартины Андрея Тарковского?
— Наш фестиваль носит имя Тарковского, но у нас нет задачи искать бесконечные эпигонские опусы, связанные с Тарковским. В этом нет смысла, это не путь для фестиваля, который хочет развиваться и идти вперед. Так или иначе в разных странах мира, в самых неожиданных местах находятся картины, на создателей который Тарковский оказал реальное или опосредованное влияние. Здесь не имеется в виду, что если Тарковский снимал длинными планами проездку на дрезине, то все, кто делает также, – последователи его творчества. Мы имеем в виду Тарковского как большого автора, который создал за свою жизнь немного высказываний, но они яркие, важные и каждый год открываются по-новому. В сегменте авторского кино всегда находится то, в чем мы видим некую связь с творчеством Тарковского.
Церемония открытия кинофестиваля «Зеркало»
В этом году в конкурсе картина из Турции, которая называется «Почему я не Тарковский». Казалось бы – Турция, 2015 год и вдруг выходит картина с таким названием. Это не русская адаптация, она и правда так называется в оригинале.
— Как вы отбирали фильмы для российской программы?
— Российская программа на нашем фестиваля не является основной, это сопутствующая программа, которая делается для жителей города Иваново и окрестностей. В Иваново на сегодняшний день, если я не ошибаюсь, четыре кинотеатра (четвертый открылся в этом году). В основном они заполнены американскими блокбастерами, сюда очень редко доходит российское кино. В моей программе 15 картин, из них в прокате было две: «Духless 2» и «Битва за Севастополь». Через всю программу фестиваля проходит ряд культурных трендов 2015 года – это год литературы, поэтому у нас в каждой программе есть экранизации, литературные упоминания, литературные герои, переосмысления. В моем случае это картина «На дне» Владимира Котта и тема 70-летия победы, представленная фильмом «Битва за Севастополь».
Пресс-конференция после церемонии открытия кинофестиваля «Зеркало»
Про картину «Духless 2» я уже читала пару ироничных отзывов типа «у вас программу Филипп Киркоров отбирает», но мне кажется, что такие комментарии могли написать люди, которые либо вообще не смотрели её, либо не увидели в ней ничего кроме Данилы Козловского на Бали. С моей точки зрения, эта одна из самых важных картин года, потому что она поднимает сложные вопросы: тему коррупции во власти, тему вывода государственных денег в оффшоры. В этом году вообще много актуальных картин. Но даже если фильм появлялся в российском прокате и по ТВ, люди все равно приходят, чтобы посмотреть его на большом экране и пообщаться с создателями. У нас сложилась традиция обсуждения после фильмов. Фестивальные показы, судя не только по Иваново, но и другим регионам, обладают какой-то магической силой притяжения. Это какая-то принадлежность к культурному контексту, большому культурному мероприятию. Бывают очень яркие дискуссии: резкие или доброжелательные, но они всегда разные. Мы ждем очередной встречи Юрия Быкова с ивановским зрителем, который каждый раз устраивает часовую дискуссию и пользуется здесь колоссальной популярностью.
— Вы конкурируете с Кинотавром?
— В этом году случилась неожиданная для всех ситуация, которая никому не была выгодна. Генеральный продюсер нашего фестиваля Алексей Боков, конечно же, общался с организаторами Кинотавра, но мы объявили сроки первыми, уже оплатили корабль для гостей, заключили договор с пароходством. Мы сдвинулись чуть-чуть на ранний срок, а они на чуть более поздний. Это не значит, что кто-то специально наступал на пятки друг другу или создавал ненужную нам обоим конкуренцию. Но так получилось, что мы оказались в поле вынужденной конкуренции из-за обстоятельств, связанных с вопросами финансирования.
Алексей Боков, генеральный продюсер фестиваля «Зеркало»
Сочи – сложный олимпийский город, они не знали до последнего момента, позволят ли им проводить фестиваль на прежнем месте. Опять же у нас международный фестиваль – у них российский, и моя программа потеряла несколько свежих новых кинолент. В прошлом году мы после Кинотавра успели получить много картин и показать их ивановскому зрителю.
— Как попадают фильмы в вашу короткометражную программу?
— Конечно, отбирать короткометражное кино значительно сложнее, потому что его больше. Во-вторых, тут сложнее определить критерии, потому что новизна и актуальность не имеют большого значения. У Кинотавра в конкурсную короткометражную программу отбирают по принципу новизны режиссерского языка, потому что это первый шаг режиссера в большое кино. Мы же не судим короткометражки в конкурсной программе, поэтому мы пытаемся эту программу выстраивать концептуально вокруг системы образования. В прошлом году мы делали совместную программу с Культбюро. В этом году построили по принципу разных школ.
Александр Сокуров, режиссер
У нас представлено четыре киношколы: 1) Московская школа нового кино – мастерская режиссера Дмитрия Мамулия; 2) Фонд Александра Сокурова «Пример интонации»; 3) ВГИК им. С.А. Герасимова – мастерская Джаника Файзиева; 4) Высшие курсы сценаристов и режиссеров представили Альманах «Disney», снятый мастерской семейного кино. Еще есть отдельная программа студентов мастерской Александра Сокурова в КГБУ.
— Как часто вы смотрите фильмы?
— Когда езжу на фестивали, то смотрю по шесть-восемь фильмов в день. Обычно в неделю фильмов по четыре-пять. Я, разумеется, слежу за всеми основными фильмами, которые нужно посмотреть. Must see – это и есть профессия.
— Есть ли какие-то режиссерские клише, из-за которых фестиваль может не взять фильм в программу?
— Есть фильмы заведомо снятые не для фестивалей.
Например, фильмы студии типа Enjoy Movies, созданные исключительно для зрительского развлечения, которые штампуют кинокартины с американских комедий положений и мелодрам, где играют известные артисты. Ничего плохого в этих фильмах нет. Я как отборщик авторского кино и большой любитель этого направления тоже иногда с удовольствием смотрю какую-нибудь голливудскую мелодраму, плачу над ней и получаю огромное удовольствие. Но фильмы, которые попадают на фестивали, отбираются по принципу авторского высказывания. Это высказывания социального характера или новаторство с точки зрения киноязыка, либо появление какого-нибудь нового, совершенно неожиданного имени, которое предъявляет нам совершенно неожиданную форму.
Церемония открытия кинофестиваля «Зеркало»
Все фестивали построены по принципу подбора фильмов о том, что у людей болит, что их волнует, как они решают свои проблемы. Когда вы проходите в самом красивом платье по самому широкому красному ковру и видите фильм про то, как беженцы из Албании в каких-то коробках переезжают через границу и общаются между собой – вы испытываете некую боль в душе, которая также объединяет людей, как и любовь. Соединение в темном зале кинотеатра с чужой болью делает зрителя чище, лучше, наполняет его любовью, сопереживанием и сопричастностью с проблемами, которые касаются нас.
— Вы согласны с мнением, что на фестивали невозможно попасть, если ты не знаком с отборщиком?
— И да, и нет. У таких известных фестивалей, как Каннский, Венецианский или Берлинский, есть большая сеть отборщиков по всем странам мира, которые постоянно ищут и предлагают фильмы. Но вокруг каждого из фестивалей давно сложилась некая команда имен, если вы хоть раз попадете в этот список, то за следующей вашей работой будут следить, её будут ждать и искать. Если вы не просто попали в Каннский конкурс, а еще и получили какой-нибудь главный приз, то даже если ваша следующая работа не будет слишком удачной, интерес к вашей персоне все равно будет высок. Странно было бы утверждать, что Ларс фон Триер попадает на Каннский фестиваль, потому что знаком с отборщиками. И Ларс фон Триер, и братья Коэны, и Квентин Тарантино, и многие другие когда-то тоже были неизвестными, независимыми режиссерами, незнакомыми с отборщиками. Конечно, есть какие-то лобби, есть отношение студий с отборщиками, всегда присутствует элемент везения. Блестящий пример – Андрей Звягинцев, который был незаметным актером, без работы, тихо снял свой фильм, а на Венецианском фестивале неожиданно получил главные призы.
Открытие кинофестиваля «Зеркало»
Конечно, перед каждым фестивалем режиссеры начинают обхаживать отборщиков. Международным фестивалям хорошо, их отборщики незнакомы с аудиторией. Российским сложнее, потому что отборщики конкурсных программ знакомы со всеми режиссерами, которые ходят со своими картинами, заглядывают в глаза, пишут письма, предлагают, намекают, ждут, злятся, если ничего не вышло. Это сложный процесс, но многие люди склонны к компромиссам. Случается, что ты берешь в программу не самый удачный фильм, который может многим не понравится. Кто-то предполагает, что эту работу взяли по знакомству. Но мы выбираем фильмы исходя из определенного контекста, к которому не самая лучшая картина может отлично подойти, а какая-нибудь удачная работа – нет. Поэтому каждый отборщик исходит из чего-то своего. Но какими бы ни были знакомства, стоящая картина может без всяких личных связей, самотеком распространиться через разных людей. Если у вас на руках есть замечательная работа, заслуживающая внимания – ваш путь открыт на Каннский фестиваль, и т.д. На наш фестиваль подать заявку может любой, но в программе российского кино нет в этом особой необходимости, потому что нет конкурса. А еще там нет ни одной картины, за которую мне было бы стыдно или которую я взяла по знакомству.
Фотографии предоставлены Международным Кинофестивалем им. А. Тарковского (tarkovskyfest.ru).