Что не так с Люком Бессоном?

Люк Бессон — бесспорно, один из ярчайших представителей современного кинематографа. В его карьере масса противоречий, творческих удач, откровенных провалов и интересных фактов для бульварной прессы. Как и многие большие режиссеры, свои работы он часто посвящает поискам самоидентификации. Мы решили подойти к обзору его фильмов максимально отстраненно, опираясь на сухие факты, статистику, результаты бокс-офисов, рейтинги и оценки критиков.

 

«Пятый элемент» (1997)

Бюджет: $90 млн

Сборы: $264 млн (в США: $64 млн)

Оценки: 72% (оценка критиков Rottentomatoes), 7,7/10 (рейтинг IMDB)
 

 

Мы специально начали обзор не с ранних фильмов Бессона, не с классики жанра, вроде «Никиты», и не с первого международного успеха — фильма «Леон (Профессионал)». «Пятый элемент» — это первый фильм режиссера, который окупился в прокате (то есть собрал сумму, в три раза превышающую бюджет). Долгое время он был самым кассовым французским кинопроектом в истории, рекорд которого был побит лишь спустя 16 лет с выходом «1+1». Это один из самых дорогих фильмов не только во Франции, но и в европейском кинематографе, а также пик режиссерской формы Бессона и как визуализатора, и как рассказчика историй, и как продюсера. В конце концов, это красиво — начать с фильма, который в этом году празднует юбилей.

Люк Бессон на съемках фиьльма «Пятый элемент» (1997)Люк Бессон на съемках фиьльма «Пятый элемент» (1997)

Итак, вернемся на 20 лет назад. Чем хорош «Пятый элемент», так это своей атмосферой. Полная анархия в сценарии, яркие и несусветные даже для 2263 года персонажи, вычурные костюмы от Жана-Поля Готье и прочий «биг-бада-бум». Просто детский восторг, а не фильм! Проблема в том, что для режиссера это стало коварной подножкой.

Кадр из фильма  «Пятый элемент» (1997)Кадр из фильма  «Пятый элемент» (1997)

Его начали тихо ненавидеть завистники по цеху и теперь уже бывшие поклонники. Их можно понять. После «Подземки», «Голубой бездны», «Никиты» и прочих удачных картин, вместо нового развлекательного и одновременно насыщенного подтекстами фильма, им досталась детская сказка с голливудскими актерами, насыщенная спецэффектами и «вырвиглазными» цветами. Из персонажей какое-то развитие демонстрирует лишь Лилу, остальным актерам приходится играть свои клишированные образы, а главный посыл здесь — «Любовь спасет мир».

Напрашивается сравнение карьеры Бессона с, простите, Никитой Михалковым. Французскому режиссеру для пополнения стаи врагов не хватало только снять большой исторический эпик.

 

«Жанна д’Арк» (1999)

Бюджет: $85 млн

Сборы: $67 млн (в США: $14 млн)

Оценки: 72% (оценка критиков Rottentomatoes), 7,7/10 (рейтинг IMDB)

 

Строго говоря, Бессон не хотел снимать «Жанну д’Арк» и планировал ограничиться лишь сценарными и продюсерскими функциями. Но все режиссеры отказывались от сотрудничества с ним по разным причинам. Когда кресло постановщика покинула наиболее вероятный претендент Кэтрин Бигелоу (по слухам, Бигелоу не понравился кастинг, навязываемый Бессоном), Люк взял на себя обязанности режиссера и тут же был побит камнями.

Кадр из фильма «Жанна д’Арк» (1999)Кадр из фильма «Жанна д’Арк» (1999)

Наиболее слабым местом, как считали критики, оказалась главная героиня. Мила Йовович, по их мнению, была слишком слаба для роли Орлеанской Девы. Разве может такая хрупкая девушка повести за собой полстраны? «Для такого бюджета фильм оказался чересчур тяжелым, ему явно нужен мотор больше», — острили критики. Остальную аудиторию расстроила слишком суровая атмосфера фильма, ведь Бессон раньше завоевывал сердца зрителей именно легкостью.

Чтобы окончательно упасть, Бессону оставалось только начать писать детские книжки.

 

«Артур и минипуты» (2006)

Бюджет: $86 млн

Сборы: $107 млн (в США: $15 млн)

Оценки: 21% (оценка критиков Rottentomatoes), 6/10 (рейтинг IMDB)

 

Наверное, любой режиссер после провала, подобного «Жанне д’Арк», впал бы в уныние, но только не Бессон. То ли самонадеянность, то ли какая-то неизбывная позитивная энергетика позволили ему сделать, наверное, самый важный шаг не только для своей карьеры, но и для европейского кинематографа. В 2000 году он вместе со своим вечным компаньоном Пьером-Анжем Ле Погамом создает даже не студию, а огромный киноконцерн EuropaCorp. Начав с относительно скромного проекта «Такси 2», компания разрастается до таких масштабов, что позволяет себе снимать до 15 фильмов в год, самых разных по стилям и жанрам (от боевиков до документалистики) с крупнейшими звездами мирового кино и телевидения. Поставленные на конвейер «Заложницы», «Перевозчики», «Такси», «13-е районы» и прочие коммерческие фильмы соседствуют с такими фестивальными хитами, как «Древо жизни» Малика, «Перемотка» Гондри, документальной «Бухтой» Психойоса или «Тремя могилами» Томми Ли Джонса. Это нормально, и приносит огромные доходы («Заложница 2», снятая за $45 млн, собирает в мировом прокате сумму, почти в десять раз превышающую производственный бюджет).

Развиваясь и разветвляясь, студия ставит на своих постерах неизменную фразу: «Фильм от Люка Бессона», невольно создавая ощущение, что французский режиссер снимает все кино мира (или «он везде»). Однако Бессон выступает на этих картинах чаще всего как продюсер и реже — как сценарист.

Люк Бессон на съемках фильма «Артур и минипуты» (2006)Люк Бессон на съемках фильма «Артур и минипуты» (2006)

В 2006 году стало известно, что все эти годы он все-таки думал о сольном реванше, наращивал мускулы на 3D-технологиях и писал детские книжки. Как результат — серия фэнтези про мальчика Артура, которая вышла одновременно и в бумажном, и в кинотеатральном формате. Первый фильм «Артур и минипуты», снятый в технологии совмещения 3D-анимации и игрового кино, изобиловал свойственной режиссеру инфантильностью, неоправданно яркими красками и дурашливостью. Полумультик явно хотел понравиться всем, но только всех расстроил. В 2009 и 2010 году вышли два продолжения (общим бюджетом в $90 млн, собравшие на двоих около $75 млн), последнее из которых, «Артур и война двух миров», во многих странах попало сразу на DVD и Blu-Ray.

Если бы не созданная вовремя EuropaCorp, никто не знает, как бы выкручивался из такого положения Люк Бессон.

 

«Ангел-А» (2007)

Бюджет: €15 млн

Сборы: $10 млн (в США: $205 тыс)

Оценки: 44% (оценка критиков Rottentomatoes), 7,1/10 (рейтинг IMDB)
 

 

Через год после «…Минипутов» выходит фильм, сумевший расположить к себе критику и поклонников «прежнего» Бессона. «Ангела-А» режиссер снимал для французов на французском языке и даже в черно-белом формате, как и раннюю свою картину — «Последняя битва». В нем каждый находит что-то свое. Здесь нет глубокого пафоса, обаятельные главные герои (любимый зрителями Жамель Деббуз и роскошная блондинка Рье Расмуссен), криминально-приключенческий сюжет, романтика, любовь и дружба. Скромные сборы кажутся не провалом, а чудачеством: Бессон вспомнил молодость и снял приятный пустячок «для своих». «Дедушка старый, ему все равно».

 

«Необычайные приключения Адель» (2010)

Бюджет: €25 млн

Сборы: $33 млн (в США проката не было)

Оценки: 83% (оценка критиков Rottentomatoes), 6,3/10 (рейтинг IMDB)

 

Снятый по серии комиксов фильм про эксцентричную журналистку, ищущую в начале XX века приключений на свою голову, может сначала напугать. Чем? Переполненным событиями сюжетом, стим-панковскими интерьерами, неизвестной большинству исполнительницей главной роли Луиз Бургуан. Смешались в кучу люди, трупы, птеродактили, мумии, вуду и открыточный Париж. Но все это рассказано настолько непринужденно и весело, что критики были в восторге (см. рейтинг Rottentomatoes), а давние поклонники начали строить догадки, к чему все это ведет. У фильма хоть и открытый финал, но Бессон снял «Адель» явно не для того, чтобы открыть очередную франшизу.

 

«Леди» (2011)

Бюджет: €22,1 млн

Сборы: $3,7 млн (в США: $355 тыс)

Оценки: 33% (оценка критиков Rottentomatoes), 7,1/10 (рейтинг IMDB)

 

В 2011 году Бессон снова взялся за исторический эпик, но задача была еще сложнее, чем в случае с «Жанной д’Арк», так как события, показанные в фильме, прошли совсем недавно, а главные герои на момент разработки картины были живы. Это совсем не похожий на прошлые проекты Бессона фильм, повествующий о Аун Сан Су Чжи, женщине, отстаивающей демократические принципы свободы человека в Мьянме 90-х годов прошлого столетия. Давно критики так не издевались над Бессоном. «Леди» хоть и называли реалистичной лентой, но настолько «сверхреалистичной», что «это можно было бы увидеть и по телевизору». И было бы простительно, будь фильм заказом какой-нибудь провосточной политической организации. Но нет, Бессон снял «Леди» честно и на голубом глазу.

 

«Малавита» (2013)

Бюджет: $30 млн.

Cборы: $78 млн (в США: $37 млн)

Оценки: 29% (оценка критиков Rottentomatoes), 6,3/10 (рейтинг IMDB)

 

«Бессон хочет вернуть американского зрителя» — так можно назвать эту экранизацию романа ироничного французского писателя Тонино Бонаквиста. Он пригласил на главные роли иконических актеров Роберта Де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми Ли Джонса, поместив их внутрь компактной истории о семье гангстеров, скрывающейся от преследования мафии. Остроумно, едко, захватывающе, недорого — все, как мы любим. Еще один «пустячок» Бессона в кои-то веки вышел в «ноль» по сборам.

 

«Люси» (2014)

Бюджет: $40 млн

Сборы: $463 млн (в США: $127 млн)

Оценки: 68% (оценка критиков Rottentomatoes), 6,4/10 (рейтинг IMDB)

 

Наконец-то! Не прошло и 20 лет, как Люк Бессон вернул себе имя не только успешного продюсера, но и кинорежиссера. Кибербоевик с мутным сюжетом, развивающимся вокруг мифа о том, что человек использует лишь 10% своего мозга, становится суперхитом, собравшим в десять раз больше своего бюджета. При этом история простая и снята довольно скромно, несмотря на обилие спецэффектов. Девушке, сыгранной Скарлетт Йоханссон, вшивают в живот пакеты с мощными наркотиками. После того как «бомба» внутри Люси случайно разрывается, включается счетчик: мозг постепенно начинает использовать до 100% своего потенциала, после чего девушка растворяется, оставив после себя флэшку и сообщение «Я везде».

Зрительский интерес к фильму понятен. Начало первого десятилетия XXI века проникнуто страхами перед тотальной слежкой, теориями заговора и киберпреступностью. «Люси» — это не только зрелище, но и высказывание Люка Бессона о самом себе. Начиная от имени («Lucy» — «Luc») и заканчивая фразой «Я везде» (выше мы рассказывали про распространение EuropaCorp). Это, конечно, наш собственный вымысел, но критики всего мира вновь рукоплескали режиссеру.

Люк БессонЛюк Бессон

Пускай теория «10% человеческого мозга» сама про себе наивна, а в фильме получила еще большее упрощение. Пускай ритм фильма постоянно буксует из-за вставок речи ученого, сыгранного Морганом Фриманом. Пускай компьютерная графика здесь больше похожа на видео-арт Теренса Малика, чем на способ донесения истории до зрителя. Таких «пускай» здесь много. Главное, что Люк Бессон вернулся, и теперь все будут ждать следующего шага мастера.

 

«Валериан и город тысячи планет» (2017)

Бюджет: $177 млн

Сборы по состоянию на 13.08.2017 (4 недели в североамериканском прокате, прокат еще идет): $115 млн (в США: $38 млн).

Оценки (рецензии все еще прибывают, оценки все еще выставляются): 51% на основе 210 рецензий критиков Rottentomatoes, 6,7/10 (рейтинг IMDB).
 

А теперь спросите себя: что лучше получается у Бессона — малобюджетные проекты или мегаломанские блокбастеры с фэнтези? Фильмы с сюжетом или фильмы-картинки-комиксы? Эпичные или скромные проекты?

Есть и более конкретные вопросы. «Валериан» позиционируется как «„Пятый элемент“ 20 лет спустя», но хотите ли вы вернуться в прошлое? Судя по словам Бессона, он мечтал об этом фильме всю свою жизнь: привлекает ли вас детство режиссера? Судя по интервью постановщика, он понял, что проект можно осущесвить, когда побывал на площадке «Аватара». Хотите ли вы посмотреть на спецэффекты уровня 2009 года, как в последнем творении Кэмерона? (Это не значит «плохие», ключевое слово здесь — «2009 год»)?

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

И почему мы ни капли не удивились, узнав, что в первую же неделю проката США «Валериан» со своими тяжеленными $177 млн бюджета cтартовал на пятой строчке, заработав $17 млн? (Для сравнения: в ту же неделю вышел «Дюнкерк», оказавшись на первом месте с $50 млн). Тем временем огромный слон EuropaCorp еще в июле начал реструктуризацию, продажу некоторых своих наработок, а также перекроил сетку будущих фильмов, отдав предпочтение легким жанрам, а не драматическим историям.

Люк Бессон на съемках фильма «Валериан и город тысячи планет»Люк Бессон на съемках фильма «Валериан и город тысячи планет»

Когда международный прокат «Валериана» завершится, можно будет задать еще множество вопросов, а пока…

Так что не так с Люком Бессоном, а?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *