Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Что не так с дистрибуцией и промо?

Как мы все уже знаем, «Спутник» должен был стать одним из первых «больших» кинокартин, от которого ждали широкого проката, статуса фильма-события, поддержанным большим промоушном, как это и полагается блокбастерам.

Продюсерами «Спуника» являются Михаил Врубель и Александр Андрющенко, знаменитые по работе над «Льдом» и его продолжением, «Напарником», «Призраком» и, конечно, работами Федора Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение». Да и сам Бондарчук включился в процесс не только как актер, но и как продюсер.
 

Трейлер фильма «Спутник» (2020)

Промокампанией должно было заняться коммуникационное агентство «Эффект бабочки», в кейсе которой — пиар-сопровождение, помимо вышеперечисленных лент, таких проектов, как кино- и телесериал «Гоголь», «Салют-7», «Географ глобус пропил», «Джунгли» и прочие мегахиты отечественного кинопроката. То есть вы можете себе представить масштаб предполагаемой премьеры, если бы не печальные реалии.

Не сложилось ни с промо, ни с дистрибуцией. Премьера фильма была запланирована на 15 апреля, мы уже были вовсю заинтригованы еще за полгода до этого. «Спутник» продавали как «„Чужой“ в СССР», постер с Акиньшиной и разбитым шлемом уже будоражил сознание, нью-йоркский кинофестиваль «Трайбека» был готов взять его этим апрелем в свою программу.

Но упс. Фильм вышел 23 апреля сразу на трех стриминговых платформах (ivi, more.tv и Wink), и произошло то, чего мало кто мог предсказать. Этот эксперимент показал непривычный результат «длинного хвоста». Не в том значении, как о нем принято говорить в экономических кругах. А в том, что если бы лента вышла на больших экранах, про нее, скорее всего, забыли уже через месяц. Это было бы тоже достижением: в российском прокате наши фильмы живут, как правило, 2-3 недели, не больше.

Сейчас конец мая, а «Спутник» так и не посмотрели большая часть не то что простых зрителей, но даже потенциальных поклонников научной фантастики. До сих пор можно встретить людей, которые с досадой говорят, что (обожаю эту типично русскоязычную формулировку) «руки не дошли посмотреть».

До сих пор работает реклама площадок, на которых можно посмотреть «Спутник». До сих пор люди спорят об этом фильме. До сих пор создатели картины дают любопытные откровения для журналистов, и Петр Федоров по-прежнему продолжает «топить» за свой фильм в рекламе и интервью.

На съемках фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
На съемках фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

При этом мы не знаем пока никаких, даже приблизительных, цифр. Первые данные о сборах через стриминговые сервисы поступят только в конце мая — начале июня. Поэтому все выводы пока что можно делать только исходя из наблюдений, разговоров и внутренних ощущений.

В чем причина этого «длинного хвоста» — непонятно. Жадность потребителя, не желающего платить копеечку за просмотр в интернете? Вряд ли. Несмотря на драконовские антипиратские меры, предпринимаемые создателями и правообладателями фильма, руководителями стриминговых платформ, наш человек всегда найдет лазейку. Тем более что наверняка продюсеры «Спутника» изначально знали, на что шли и подстелили соломку на всякий страшный случай в виде снайперского слежения за популярными нелегальными онлайн-кинотеатрами и торрент-раздачами.

Может, дело в лени? Тут тоже трудно себе представить фаната сай-фая, который валяется на кровати и плюет в потолок в ожидании «Спутника» на блюдечке.

Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

Скорее всего, играет роль маленького экрана. Смотреть фантастику не на широком экране, даже про Советский Союз («Время первых» и «Салют — 7» доказали это), считается у поклонников жанра зашкваром. Хотя, это тоже слабенькое объяснение, почему «Спутник» до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на так себе сюжет.

 

Что не так с сюжетом?

Что-то я так долго расстилался насчет коммерческой составляющей, что забыл о самом главном, о сюжете «Спутника».

Если вы еще не знаете (а, кажется, только глухой не слышал синопсис фильма Абраменко даже в пересказе посмотревших картину), то дело происходит в 1983 году. Два советских космонавта возвращаются на Землю после длительной вахты на МКС под аккомпанемент «Миллион алых роз». По приземлению оказывается, что у одного из них разбит шлем и отсутствует половина головы, а в теле другого, выжившего Константина Вешнякова (Петр Федоров), затаился еще один спутник.

Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

В прессу, разумеется, высылается новость, что все в порядке, все живы-здоровы. Вешнякову и его погибшему при невыясненных обстоятельствах товарищу дают звания и награды, но выжившего сразу помещают в таинственный институт, больше похожий на тюрьму строгого режима.

Военачальник Семирадов (Федор Бондарчук) наблюдает, как каждой ночью из Вешнякова вылезает космический монстр, гуляет по камере и забирается обратно. При этом сам спящий космонавт ничего (спойлер!) якобы не видит, не слышит и не помнит. Чтобы понять природу и причину этого явления, Семирадов вызывает из Москвы строптивого медика Татьяну Юрьевну (Оксана Акиньшина), которая не боится никого и ничего, привыкла действовать по совести, а не по протоколу.

Татьяна и Константин предсказуемо начинают сближаться. Он рассказывает ей всю правду, показывает, чем занимается пассажир по ночам. Поначалу положительный Семирадов постепенно становится сущим злодеем, целью которого является вынуть чужого из тела космонавта, но никак не получается. Побеги за периметр постоянно заканчиваются фиаско. На хэппи-енд можно не рассчитывать.

Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

Если пересказывать сюжет вкратце, смакуя подробности, получается полная дичь, хуже фильмов категории «B». Но если внятно разбираться, что да как, то получается занятная картина, которую просто неправильно позиционируют.

 

Что не так с референсами?

Выше уже было сказано, что «Спутник» на всех кинорынках представлялся как «„Чужой“ в СССР». Или «Нечто» (1982) Джона Карпентера. Или «Живое» (2017) Даниэля Эспиносы.

Однако неспешность повествования, небольшой бюджет фильма, по большей части статичная камера и медленно обволакивающий ужас заставляют вспоминать другие примеры зарубежной фантастики. Например, «Химеру» (2009) или «Прибытие» (2016).

Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

После просмотра «Спутника» даже возникает мысль, что эта неопределенность с выбором референсов и неправильное позиционирование могла бы сыграть с фильмом плохую шутку, если бы он вышел в широкий прокат. Это не бодрые фантастические боевики, вроде «Хищника». Это раздумье авторов, спрятанное в форме фильма ужасов про инопланетян. К тому же еще с социальным подтекстом про брошенного мальчика в детдоме. А как иначе, мы же россияне, у нас должна быть и личная семейная драма?

 

Что не так с режиссером?

Вы уже, наверное, знаете, но на всякий случай стоит повторить: «Спутник» — полнометражный дебют Егора Абраменко. И снят он весьма крепко. Можно, конечно, предположить, что опытные продюсеры следили за каждым шагом молодого режиссера, если бы не тот факт, что он много и давно делал рекламу и музыкальные клипы.

На съемках фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
На съемках фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

И, наконец, в его фильмографии есть короткий метр «Пассажир» (2017), увидев который Врубель и Андрющенко, как гласит пресс-релиз, не сомневаясь, сделали ставку на Абраменко.

«Пассажир» изучал тот же сюжет. Вернувшийся космонавт (в данном случае, Артур Смольянинов), прилетев на Землю привез с собой монстра. И в короткометражке уже проявляется страсть Абраменко не к экшну, а к поступательному (спасибо оператору Максиму Жукову) приближению неумолимого несчастливого конца, на что намекает большое количество деталей, которые не везде приходятся к месту.

 

Что не так с деталями?

Детали — это то, что делает отчасти исторический фильм правдивым. Сколько раз мы смотрим ретро-сериалы про звезд XX века и не верим ни одному кадру! Мы понимаем, что «Спутник» — это фантастика, но то ли мы неправильно информированы, то ли память плохая, но…

Тепловизоры (пускай даже черно-белые), камеры слежения, семизначные телефонные номера в Казахстане — и все это в 1983 году? Да, возможно, можно было поставить в палате видеомагнитофон, но VHS, на которую записан советский фильм (кажется, «Через тернии к звездам»), — это фантастика.

 

Что не так со спецэффектами?

Со спецэффектами все хорошо. Тут работали наши друзья из Main Road|Post, которые не побоялись показать нам монстра, и с каким-то садистским удовольствием дали нам разглядеть этого пассажира со всех ракурсов, со всеми режимами.


Визуальные эффекты в фильме «Спутник» (2020)
 

А на самом деле…

А на самом деле, выводы стоит делать, если разбирать «Спутник» с конца производственной цепочки, то есть с цветокоррекции. Так Советский Союз у нас не красили никогда. Темно, хмуро, холодно. И если напрячься в поисках подобной картинки, то первое, что приходит в голову, — это прошлогодний минисериал «Чернобыль» от HBO.

Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

И вот тут все становится на свои места. «Спутник» — это никакой не «Чужой», здесь самому монстру оставляют внимания меньше, чем системе, которая плевать хотела на звания космонавта и бесстрашие Татьяны, изучающей пришельца. Сколько бы Вешняков ни кичился тем, что он Герой Советского Союза, его все равно запирают в четырех стенах и каждую ночь с иезуитским интересом наблюдают за трансформацией «Героя».

Между космонавтом и казахскими зэками, которых скармливают инопланетному пассажиру, нет никакой разницы. Так же, как мало различия между Семирадовым и пришельцем, который кажется добрым и симпатичным, обнимая куклу-неваляшку. Только этот ванька-встанька для чудовища не имеет никакой трогательности, а только прагматизм.

Получается, что Татьяна Юрьевна выступает в «Спутнике» единственным гуманоидом, от слова «гуманность». То, что ее играет Оксана Акиньшина — одна из немногих российских актрис, которая прекрасно смотрится в кадре любого фильма любого жанра, хотя и не разбрасывается ролями, — придает фильму еще больше человечности, несмотря на слащавый финал и отсутствие хоть какой-то иронии. Если не считать шутку, произнесенную героем Федорова: «В коридор выйти нельзя, а в космос — пожалуйста» (цитата неточная, но смысл ясен).

Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Спутник» (2020) / Фото: кинокомпания «Водород»

Кстати, в уже упомянутом коротком метре Абраменко «Пассажир», прилетевший космонавт 9 минут из 10 занимается чем угодно: ходит по квартире, курит, болтает по телефону и только на последней минуте появляется чудовище.

Именно поэтому смею предположить, «Спутник», который скоро отметит месяц своего путешествия по интернету, будет еще долго работать как в финансовом, так и в зрительском аспектах. Он интересен тем, что он не про «чужих», он про «своих».

Простите за пафос.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *