О выставке CSTB. Telecom & Media 2020
Выставка и форум CSTB — единственное ежегодное отраслевое мероприятие, которое собирает на одной площадке всех специалистов платного телевидения, телеком и медиаиндустрии.
Печальный китайский угол, госстендап и вертикальный телевизор
Прежде всего, выставка мала. В лучшие годы CSTB производила совершенно иное впечатление: другой состав участников и посетителей, размеры стендов, перформанс, радость, свет, брызги шампанского, милые девушки, которые рекламировали каналы разной направленности для взрослых… Словом, множество фана. Сейчас этого разгула нет.
Выставка поделена на две тематические секции: технологии и контент с его производством и монетизацией. И еще добавился китайский угол.
На выставке CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Идея сформировать уголок китайского производителя вообще-то неплоха. Но в свете коронавирусных событий выглядело это примерно так: посетители шли и вдруг видели китайские надписи «Шеньчжень…» и китайских людей, тут же резко сворачивали в ближайший проход, либо вообще разворачивались и уходили. Печально было на это смотреть, жалко и обидно за гостей. Такой вот форс-мажор.
Контентная часть запомнилась двумя моментами:
- Мухтар — наконец я узнал, как зовут звезду бесконечного сериала на НТВ. Пес хорош! Огромный, мохнатый, ухоженный, холеный, но близко не подпускает;
- Гоблин — Дмитрий Пучков, который на стенде Ростелекома рассказывал о трудностях перевода.
Если CSTB — это перспективы российского ТВ в миниатюре, то мы теперь точно знаем, что перспективой нашего телевидения должен быть стендап. Даже замминистра Алексей Волин и тот выступает в этом жанре. Да, он давно в этом замечен, но сейчас вышел на новый уровень. Я бы сказал, это стендап на государственном уровне.
В целом, никаких прорывных вещей увидеть не удалось. Сложилось впечатление, что CSTB — для тех, кто случайно не успел на IBC и NATEXPO, не планирует попасть на NAB и не смог прочитать обзоры выставки СЕS, которая чуть раньше проходила в Лас-Вегасе. СSTB — это такой калейдоскоп, альманах, чтоб быстренько все и сразу, по-русски и в одном месте. Тех, на кого у тебя денег нет, здесь нет, а на кого иногда найдется — тех можно увидеть.
На выставке CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Для пропустивших CES самая главная новинка, конечно же, вертикальный телевизор от Samsung. Привезли! Большущий стенд построили ради одного этого телевизора.
Ну и так, по мелочи, встречалось немножко — что-то у наших российских производителей, что-то у чужих. От души порадовался за иностранных коллег, компанию Bitmovin, которую помню с далекого начала двухтысячных, когда они только появились.
Боюсь соврать, то ли на NAB, то ли на IBC была секция для стартаперов — стенды размером три на три, крестиком разделенные на отсеки, где в каждом монитор, столик и один-два человека с немножко сумасшедшими глазами, которые хотели рассказать о своей крутой идее. Вitmovin, который начинался именно так, неплохо вырос, правда, есть существенный долг, но это нестрашно. И вот секция ОТТ на CSTB: стенды два на два — столик, мониторчик, один человечек. И, как водится, нет посетителей. Такие флэшбеки.
Делаем выводы: все плохо или всех победим?
Если по CSTB делать выводы о состоянии российской кабельной, спутниковой, эфирной и широковещательной телевизионной отраслях, то складывается впечатление, что перспектив нет, все стагнирует, все плохо и что делать, никто не понимает. И это, как мне кажется, правда.
Сейчас телевизионный российский рынок выглядит, как в сказке Пушкина, — у разбитого корыта.
«Мы строили, строили и наконец построили» два мультиплекса, разрушив при этом региональное ТВ, сломали «дуополию» первого и второго каналов, приведя все эти шоу экстрасенсов, «Дом-2», включая Голливуд от СТС. А в городах, проведя 4G и быстрый интернет, размыли все ОТТ.
На выставке CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
В результате телевидение просто разорвано в клочья. Как его собрать, не понимает никто. Потому что с одной стороны, вот он, один миллиард триста миллионов, плюс еще РТРС собирается тарифы поднять — плати за вхождение в мультиплекс. С другой — рекламные деньги недаром прут в интерактивные средства развлечения: ОТТ, интернет, блогеров, Яндекс. А государственную задачу решать надо! Еще сотовики пришли и сказали: «Нам тут 5G строить надо, а раз военных мы подвинуть не можем, то подвинем вас с вашим вторым мультиплексом с частоты 600–700 МГц».
Лицензии на аналоговое вещание? Разогнать! Второй мультиплекс? Передвинуть! Ну и что, что частотный план институтами всей страны строили. Перепланируем, мы страна могучая.
И все в этой ситуации вроде печально. Но, как мне кажется, дно достигнуто, дальше падать некуда. Значит, оттолкнемся и будем расти — если совсем не умрем, если все дружно не превратимся в газету «Правда». Надеюсь, этого не произойдет, что отчетливо видно из падающих рейтингов бывшей «дуополии» — ну нету запроса на газету «Правда»!
На выставке CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Кто бы что ни говорил, мы нормальная капиталистическая европейская страна, с поправкой на определенные особенности. И происходить с нами будет ровно то же, что и в других странах. И хорошо, что мы всегда немножко опаздываем — успеваем насмотреться на чужие ошибки. Мы не глупые, мы умеем учиться. Образцы освоены и адаптированы.
В данном конкретном случае, отрасли надо не мешать, надо забыть ее ненадолго. Там нет ни одного дурака, все очень грамотные менеджеры и хорошие бизнесмены. Надо просто дать отрасли время и не пытаться менять правила два раза в год на лету. Отрасль разберется. Разобрались же как-то с регионалами. Столкнулись с ситуацией More, Okko, ivi, tvzavr — пережили. Не надо только всяких «витрин тв». Не надо пытаться втащить монопольные безумные идеи, которые непонятно откуда лоббируются и продвигаются в мало-, но все же конкурентный рынок.
На выставке CSTB / Фото: CSTB
Давайте дадим «ГазПромМедиа» пободаться с НМГ, а им вместе — побороться за хороших сериальных авторов, сценаристов и актеров. Пусть отсохнет мелочь, пусть проявят себя те, кто умеют придумывать фишки. Давайте дадим рынку собраться.
Нет ничего проще, чем запретить Netflix на территории России, но лучше своих приподнять. Не покупает у нас никто с Amazon и на AliExpress продажи падают, потому что появился Wildberries. Пусть модель чуть подороже, но удобнее. Это то самое творческое переосмысление и бенчмаркинг.
Давайте дадим телевидению возможность сделать свой внутренний бенчмаркинг. Резервы у него есть, ресурсы тоже, время подходящее. Уверен, мы увидим если не собственный Netflix (хотя у нас все для этого есть), то как минимум, некую консолидацию здравых идей и появление у игроков тех моделей, которые действительно позволяют вести бизнес. Потому что все это — про извлечение прибыли. Рынок рекламный и платежеспособный — он отскочит.
Андрей Гайнулин Директор компании по разработке решений для контроля качества медиасервисов и доставке контента «Кьюлиджент». Имеет обширный опыт работы в сфере телекоммуникаций и телерадиовещания — более 15 лет в России и за рубежом. Кандидат технических наук. |
Обложка: на выставке CSTB / Фото: Екатерина Родригес Пинеда