Каждый день авторы tvkinoradio.ru работают на главном российском международном кинофестивале, чтобы рассказать вам обо всем самом интересном и необычном. В сегодняшних дневниках – события первых дней ММКФ.
Все дневники 38-го ММКФ вы можете найти по данной ссылке.
22 июня
Первые два дня ММКФ только называются «первые два дня». На самом деле, им предшествовали еще двое суток нашей работы.
Фильм церемонии открытия ММКФ «Ке-ды» Сергея Соловьева я пропустил по уважительной причине: на завтра назначено персональное интервью с Полом Фигом, а главным условием для того, чтобы оно состоялось, стал обязательный просмотр его нового фильма-перезапуска «Охотники за привидениями». Пока ничего не могу сказать про фильм, даже если очень хочу (согласно специальному документу, мне отрубят левый мизинец, если я хоть слово скажу про новую комедию до определенного числа). Но вот трейлер:
Трейлер фильма «Охотники за привидениями» (режиссер Пол Фиг) Павел Орлов, 12:30
Начать приходится, увы, на грустной ноте. Совершил грехопадение — принципиально никогда не ухожу с сеанса, каким бы тягостным не было действие на экране. Классику нашего кино Сергею Соловьеву удалось проделать со мной немыслимое — выдюжить его картину «КЕ-ДЫ» я смог лишь минут двадцать. В чем секрет подобного мастерства автора? Видимо, в отказе от мастерства. Надо полагать, Соловьев идет по стопам Пикассо, программно стремившегося писать как ребенок. Во всяком случае, уровня первокурсника ВГИКа мэтр достиг.
В чем это выражается? В актерской игре, которую нет возможности ни смотреть, ни в еще большей степени слушать. В диалогах, топорных и нелепых, при этом претендующих на афористичность и юмор. В сюжетных перипетиях, вялых, медлительных и неубедительных. В амбициях на создание очередного портрета очередного молодого поколения, которые оборачиваются карикатурой, причем не на поколение, а на далекие от реальности представления автора об этом поколении. О цитатах и самоцитатах, нарочитость которых не вовлекает в игру, а отталкивает, и о Басте, который как бы занимает место Цоя, пожалуй, умолчим.
Действительно волнующим, хотя и риторическим, остается тут другой вопрос — отчего ММКФ бросает из огня да в полымя с фильмами открытия. То смотр начинается чем-то по фестивальным меркам шокирующим, вроде «Трансформеров 3», то картинами, полгода как отработавшими в мировом прокате («Тотем волка»), то вот такими озадачивающего уровня работами, как «КЕ-ДЫ». Иными словами, нет какого-то стабильного уровня и, кажется, даже ориентира для него. А ведь стабильность — наше все.
Трейлер фильма «КЕ-ДЫ» (режиссер Сергей Соловьев)Родион Чемонин, 15:00
Решил дойти до пресс-центра, а заодно — и до «Октября». Немного оторопел: вчера ровно в это же время вся площадка перед кинотеатром была завалена стройматериалами, экскаваторами, бульдозерами и разнорабочими (как и все на Новом Арбате). Я еще подумал о том, что надо будет об этом пошутить. Но сегодня тишь да гладь: плитка чуть ли не блестит, газоны и клумбы. Захожу в сам кинотеатр. Плазмы висят, пусть и пока неподключенные, сенсорные информационные стенды стоят (в них, правда, заложена прошлогодняя информация, но ведь стоят же — светятся).
Пришел в пресс-центр, а там: WiFi есть, все службы работают, так называемые «тонкие буклеты» (информация о всех фильмах, но без картинок) отпечатаны, субтитровочная механика не сбоит.
Короче, я готовился к язвительным комментариям по поводу вечно «кривой» организации ММКФ, но нет, не в этот раз.
Родион Чемонин, 16:00
Посмотрел «Тэли и Толи». Грузины постоянно поставляют на ММКФ продукцию, напоминающую о том, что когда-то существовал великий грузинский кинематограф и непревзойденная «Грузия-фильм», но из-за фестивальных критериев год от года все больше осложняют истории. «Тэли и Толи» с гениальным Кахи Кавсадзе (кстати, фильм проходит как российское кино) с первого взгляда заставляет считать себя комедией. Она про осетинское и грузинское села, разделенные крохотной речушкой. Сначала все и вправду весело, как мы и любим: с комичными диалогами, песнями и застольями. Потом появляются веселые русские пограничники, потом — красивый грек из Канады. В общем, понятно, чем закончится.
Режиссер Александр Амиров отчаянно хочет всем нравиться: национальный колорит, юмор, песни, вино из рога. Но бесконечные крупные кадры, осетинская девушка, почему-то похожая на российскую певицу Нюшу, нарочитые сцены на кладбище… В общем, не «Грузия-фильм», никак.
Трейлер фильма «Тэли и Толи» (режиссер Александр Амиров)23 июня
В очереди на интервью с Полом Фигом журналисты перекидываются анекдотами. Один из них посвящен вчерашним похождениям Йэна МакКеллена в Москве. «Гэндальф» приезжал в столицу, чтобы открыть фестиваль «Шекспир в летнюю ночь» (говорят, его уламывали остаться на открытие ММКФ, но он не согласился), и решил зайти в ГУМ. Рассказывает сопровождавшая его девушка: «Идет и вдруг видит: по универмагу гуляют Путин с Медведевым. МакКеллен, недолго думая, сделал селфи: он и на дальнем плане Путиным и Медведев что-то обсуждают». Кто-то её спросил: «И что, не подошел к ним?» Журналистка (сконфузившись): «Да ну, что вы!..»
Родион Чемонин, 14:00
Интервью состоялось. Но из-за подписанного документа ничего про него сказать не могу, иначе мне удалят печень, как в фильме «Repo Men». Так что вам остается только ждать назначенного срока. А вот фотографию могу показать:
Режиссер Пол Фиг / Фото: Виктор Вытольский
Родион Чемонин, 14:45
Начал смотреть первый конкурсный фильм «37». Чуть не вскипел уже на 10-й минуте. Спас телефонный звонок, который позволил мне сбежать в фойе, потом выйти на улицу, а там — и до «Октября» недалеко. Пошел в кинотеатр посмотреть, как там работает билетная система, чтобы вам рассказать.
Рассказываю. Две новости. Хорошая — это то, что в связи с заменой касс на автоматизированные аппараты, теперь покупать билеты стало значительно проще и сделать это можно даже без особых очередей. Плохая — это то, что из-за отсутствия человеческого фактора не с кем поговорить, спросить совета, узнать, какое кино сейчас в тренде. И еще названия фильмов не полностью высвечиваются на мониторах. Например, поди, угадай, что такое «Капитан Фа».
Родион Чемонин, 16:00
Вернулся в Театр Киноактера как раз к окончанию «37». Оказывается, то чем интриговала аннотация (убили женщину, а 37 человек смолчало, основано на реальных событиях), происходит в самом конце. А кто убийца, я вам не скажу.
Павел Орлов, 17:00
Грустная нота затягивается. Первый увиденный фильм основного конкурса и вновь разочарование. Фильм датчанки Пак Грастен «37» — это дебют такой дебют. Очень чувствуется, что автор накопила некий жизненный опыт и определенный спектр художественных решений и технических ходов, и все это она пытается выплеснуть на зрителя в максимальной дозировке. Будто снимает не в первый, а в последний раз.
В итоге интригующий сюжетный мотив (37 жильцов многоквартирного дома становятся свидетелями убийства, но никто не решается помочь — почему?) оказывается погребен под квазифилософскими монологами, десятком побочных историй, грудой психопатичных актерских образов и «крупняками» на широкоугольнике. «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным» — говорили древние, обращаясь к режиссерам-дебютантам.
Государственный Театр Киноактера / Фото: Виктор Вытольский
24 июня
Сегодня — и по факту, и по делу — первый день ММКФ. Люди снуют из одного кинотеатра в другой, из зала в зал. С утра самая обсуждаемая тема — вчерашняя церемония открытия кинофестиваля, на которой отсутствовал Никита Михалков. Вместо него открывал 38 московский слёт то ли Сергей Собянин, то ли Владимир Мединский — настолько запутанной оказалась церемония. Чаще всего вспоминают некую китайскую актрису, которая пришла на дорожку настолько «уставшей», что позировала фотографам, улегшись перед баннером в не совсем приличной манере. Впрочем, разговоры — это не наше дело, мы здесь для кино. Работаем!
Родион Чемонин, 11:00
На пресс-конференции жюри Конкурса документального кино. Кинорежиссер Сергей Дебижев: «Бесстыдное количество бездарных кадров и изображений полностью дискредитировало игровое кино. Спасти положение может документальное кино. Раньше функцию проводника документального кино выполняло телевидение, но с ним ситуация стала еще хуже».
Кинорежиссер Сергей Дебижев
Родион Чемонин, 12:00
На пресс-конференции жюри Основного конкурса ничего нового или достойного цитирования сказано не было. Зато после пресс-конференции бабушки активно «набросились» на председателя жюри — болгарского режиссера Ивайло Христова, чтобы сфотографироваться. То есть не на главную звезду нынешнего фестиваля Ульрике Оттингер и даже не на более популярную Викторию Исакову, а на болгарина. Наверное, за своего приняли.
Павел Орлов, 15:30
Лед тронулся. Первое отрадное событие фестиваля — документальная картина «24 снега». Экстремальное исследование особого типа людей — занятых неблагодарной работой, но занятых ею по истинному призванию. Авторы провели полтора года вместе с якутским коневодом, большую часть времени живущим вдали от семьи, да и вообще людей. Достойно восхищения, что экзотику якутских просторов создатели фильма сделали не самоцелью, а аккуратно заставили работать на историю. Снималось кино, понятно, в крайне суровых условиях, о чем нам подробно рассказал режиссер картины Михаил Барынин. Если кто собирается снимать в -65°С, ждите в ближайшие дни наше интервью с советами бывалых.
Режиссер картины «24 снега» Михаил Барынин / Фото: Виктор Вытольский
Евгений Белов, 17:00
Мой первый официальный день ММКФ начался с глобального стояния в очереди за билетами: огромная толпа из журналистов и просто людей с бейджами «Пресса» огибала кинотеатр «Октябрь». Журналисты судачили о судьбе российского кино, о том, куда пропал Никита Сергеевич, но самой животрепещущей темой, как ни странно, оказались итоги прошедшего в Великобритании референдума. Дойдя до стойки выдачи билетов, я испытал дикое разочарование, поскольку контрамарки на все самые жаркие и достойные фильмы были уже розданы.
Тогда я расспросил девушку у стойки о том, какие кинокартины пользуются у журналистов повышенным спросом, а что они выбирают менее охотно. Фаворитом сегодняшнего дня стал «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, а также кинокартины из программы «8½ фильмов» — «Тони Эрдманн» Марена Адэ и «Аттестат зрелости» Кристиана Мунджиу. На последний фильм даже выстроилась отдельная очередь в ожидании появления брони. Фильмы конкурсной программы также пользовались повышенным спросом. Самой непопулярной оказалась документальная кинокартина «МH17: Нация скорбит» Михила ван Эрпа (программа «Голландия плюс»), освещающая события вокруг трагедии с малазийским Боингом. По словам моей собеседницы, многие люди просили порекомендовать им фильмы без трупов и насилия, а таких на ММКФ–2016 оказалось не так много.
Родион Чемонин, 17:45
Забежал на полчаса в один из залов, чтобы посмотреть показывающуюся впервые в России ремастерированную копию «Соляриса». В момент, когда Хари выпивает жидкий кислород, в зал заходит бабушка с пакетиком. Стоит некоторое время и спрашивает меня: «Давно началось?» Хотел пошутить и сказать: «Только что», — но не стал, пожилая женщина все-таки. А ремастеринг, кстати, мне не очень понравился, я ожидал большего. Звук — просто двуканальный стерео, местами видны шероховатости пленки и цифровое зерно. Хотя, возможно, здесь дело в экране или в проекторе.
Родион Чемонин, 18:30
Эпическая драма «Бой за Мунджиу». Открытие программы «8½ фильмов» новой картиной прославленного румынского режиссера «Аттестат зрелости» чуть не стало «ходынкой». Пришлось вызывать охрану, чтобы предотвратить драки в толпе желающих приобщиться к прекрасному. Романтический юноша, стоявший рядом со мной, сказал кому-то: «Если бы все так хотели прорваться в кино, на Земле не было бы войны». «Сомневаюсь», — подумал я. Самое забавное, что после окончания фильма среди зрителей были слышны, скорее, негативные отзывы, самым нейтральным из которых было: «Ну, Мунджиу, как Мунджиу. Ни рыба ни мясо». И зачем тогда перед показом ор устраивать?
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (режиссер Кристиан Мунджиу)
Евгений Белов, 21:00
Оставшись без билетов, я решил воспользоваться своим бейджем и пошел на фильм документальной программы «На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия», посвященный известной югославской художнице (вы можете знать ее по перформансу «В присутствии художника»). Это удивительная по красоте и смыслам кинокартина является, пожалуй, лучшим образцом фильмов о духовном становлении отдельно взятого человека. И хотя в начале беспристрастная камера показывает довольно шокирующие кадры (внимание, спойлер!) лечения глазных болезней при помощи простого ножа, в конце фильма испытываешь достаточно мощный катарсис, любовь ко всему человечеству и к самому себе. Признаться, я даже всплакнул от нахлынувших чувств.
Виталий Лобан, 23:30
Окончание рабочей недели решил провести в Театре Киноактера. В программе пресс- показов значился фильм Мэтта Росса «Капитан Фантастик». После заполонивших наши экраны весной и летом «супергеройских» фильмов название настораживало, но подкупал приз за режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года. И я не прогадал, но обо всем по порядку.
Фильм, наполненный от начала до конца солнечной энергией, рассказывает о «странной» семье живущей в лесах, не признающей большинства благ современной цивилизации, разбирающейся в философии, говорящей на нескольких языках (только не тягайтесь с ними в эсперанто, боже упаси) и их вынужденном столкновении с этой странной цивилизацией. Сценарное полотно фильма причудливо соткано из добра, религии, любви к ближнему и политических течений, наивности и философии. При просмотре картины, местами становится умопомрачительно смешно, временами наступает светлая грусть, а порой просто накатывает обида — наверное, именно таким должен быть настоящий фильм.
Павел Орлов, 23:30
Уверенно можно сказать, что «Капитан Фантастик» — это та картина, название которой в конце года еще успеет набить оскомину в бесконечных списках лучших фильмов. Достоинства ленты многочисленны, но главное в следующем — довольно трудно придумать человека, который бы не смог ассоциировать себя с героями. Иными словами, это такое универсальное кино, говорящее на всем понятные и близкие темы, да еще и простым, но изящным языком.
Евгений Белов, 00:00
Вторым документальным фильмом дня стала картина «Море в огне» Джанфранко Рози, получившая главный приз на Берлинском кинофестивале в этом году. К сожалению, она вызвала у меня легкое разочарование. Режиссерская попытка соединить две абсолютно разные истории о мальчике с Лампедузы и мигрантах из Африки, погибающих на пути к итальянскому острову, не увенчалась успехом. Да, это безумно актуально и важно, но смотреть на итальянцев, пожирающих спагетти и охотящихся за морскими ежами гораздо интереснее, чем на мигрантов, играющих в футбол и распевающих странные песни. Хотя, наверно, в этом и состояла главная цель режиссера.
Родион Чемонин, 00:00
Итого. Сегодня увидел 7 фильмов. Из них четыре хороших. Один отличный.
Про хорошие. Документальный российский «24 снега» (запомнился один кадр с градусником, на котором нет делений для настолько холодной температуры). «План Мэгги» с Итаном Хоуком и Джулианной Мур, сценарий для которого вполне мог бы написать Вуди Аллен в юбке. Про «Аттестат зрелости» я сказал. Про «Море в огне» — отдельная история (кажется, его очень переоценили).
А вот про «Капитана Фантастик» подробнее. В лесу в спартанских условиях живут шесть детей под началом своего отца (Вигго Мортенсен). Что такое «кока-кола» не знают, компьютеров не видели, зато прекрасно разделывают оленину, в восемь лет наизусть читают «Билль о правах», вместо Рождества празднуют день Ноама Хомского. И вот вся эта пестрая коммуна через Штаты едет на похороны своей матери на своем автобусе.
Сначала это кажется самым прекрасным, что можно было видеть с начала этого года. Весело, шустро, бойко. «Маленькая мисс Счастье» пополам с «Уолтером Митти» с полагающимся для современных инди-комедий контрапунктным саундтреком из Bon Iver и Sigur Ros. Режиссер и сценарист Мэтт Росс задает очень правильные и точные вопросы, но, к сожалению, во второй половине фильма начинает давать на них ответы. И все же нет ничего волшебнее, чем погребальная церемония под «Sweet Child O’Mine» Guns N’Roses.
Евгений Белов, 02:00
Самое интересное произошло в полночь, когда Павел Руминов открыл программу со странным названием «Фильмы, которых здесь не было» премьерой своего нового фильма «Машина Любви». Это весьма провокационная картина, снятая в жанре «лирического порнофильма» на грани документального и игрового кино. В отличие от «Love» Гаспара Ноэ, с которым искушенный зритель сразу проведет параллели (лично я бы сравнил его с «ShortBus»), картина Руминова отличается предельной искренностью и откровенностью, так как в ней режиссер снялся в главной роли вместе со своей девушкой. Выступая от имени псевдоперсонажа Джеральда (который в титрах значится как режиссер картины), Павел Руминов выносит на публику интимные моменты своей жизни и делает это весьма остроумно.
Режиссер Павел Руминов
Павел Руминов: «Я никак не мог не снять этот фильм. И никого не хотел им обидеть, потому что если вы просто расслабитесь и досмотрите его до конца, то поймете, что на самом деле это антифашистская картина на фоне порно. Отчасти так может выглядеть кино будущего: не как кино, а как визуальная литература, о которой говорят много лет, потому что такое кино не требовало ни производства, ни продюсеров. У нас не было ни одной секунды страдания на этом фильме, ни одного спора и всех этих странностей».
Удивительно, что в зале помимо молодежи было довольно много пожилых зрителей, некоторые из которых, правда, покинули зал после парочки предельно откровенных крупных планов. Непонятно, то ли вышедшие зрители смутились, то ли хотели успеть на метро. Тем не менее, зал был полон и показ «Машины Любви» можно по праву считать одним из ярких событий Московского кинофестиваля.
На этом пока все. Впереди несколько часов сна, а за ними — выходные на ММКФ, о которых мы расскажем вам в понедельник.