Как я снимал этим летом: 72 часа на KinoLab Moscow

«Снимать кино — просто как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и все горит, и ты в аду» — самая популярная шутка на KinoLab в этом году. В условиях, когда необходимо пройти весь процесс от написания сценария до сведения звука и цветокоррекции за 72 часа, это становится чистой правдой с единственной поправкой — от этой «езды» получаешь огромное удовольствие.

KinoLab — это международная кинолаборатория, работающая по принципу kino-кабаре. Фильмейкеры из разных стран собираются в назначенном месте, чтобы снять за отведенное время короткометражный фильм. Лаборатории в формате «kino» (ударение на первый слог) проводятся по всему миру, это гигантское неформальное объединение, участники которого постоянно общаются между собой и ездят друг к другу в гости. В прошлом году на самом первом Kinolab Moscow я был сторонним наблюдателем, но в этом решил «оторваться по полной».

В штабе KinoLab Moscow 2016 — коворкинге «Калибр»

В штабе KinoLab Moscow 2016 — коворкинге «Калибр»

Организаторы KinoLab Moscow 2016 Валерия Сабирова (слева) и Инна Тихонова (справа)

Организаторы KinoLab Moscow 2016 Валерия Сабирова (слева) и Инна Тихонова (справа)

Из трех сессий разной длительности (24, 48 и 72 часа) я выбрал максимально протяженную. Сценарий написал за пару дней до начала, зная по собственному опыту, что за несколько часов невозможно написать хорошую историю, а первый день лучше посвятить предпродакшну, чем мозговому штурму. Идея короткометражки родилась после посещения мастер-классов в Институте звукового дизайна. Я решил сделать комедийную историю под названием «Самый лучший крик» про саунд-дизайнера, которому нужно озвучить нелепую сцену из триллера.

 

День 1. Препродакшн

По традиции KinoLab, каждая сессия начинается с питчинга, на котором участники лаборатории знакомятся друг с другом и представляют свои идеи. Пока все собирались, я правил сценарий со своим будущим помощником режиссера Тимуром Зиатовым — выпускником факультета журналистики МГУ, с которым мы познакомились здесь же 12 часов назад на концерте группы «Фруктовый кефир». Забавно, что Тимур пришел на мастер-классы и концерт, ничего не зная о формате kino-кабаре, и я фактически затащил его на третью сессию кинолаборатории. Изначально он еще не знал, в какую команду пойдет, но я применил верный тактический ход — вручил ему текст и предложил внести правки. Честно говоря, не ожидал услышать что-то дельное, но когда он оживил фразы персонажей и придумал отличную новую сцену, я понял, что такого человека нельзя отпускать.

Защита проектов на питчинге

Защита проектов на питчинге

Продюсер Наталья Цветкова

Продюсер Наталья Цветкова

Я вышел на сцену, довольно коротко и сумбурно представил идею фильма, сказав, что на главные роли мне нужен «забавный актер» и «смелая актриса». И после того как сел на место, ко мне с соседнего ряда повернулась прекрасная девушка — профессиональная актриса с говорящей фамилией Екатерина Дар, она сказала, что ей понравилась идея и она хотела бы сняться. У нас с Тимуром чуть челюсть не отвисла, ведь Катя идеально подходила на роль «актрисы, играющей актрису». Я протянул ей сценарий, она прочитала и сказала, что сцены в квартире (а их большинство) можно снять у нее дома, а еще у нее есть велосипед, который нужен нам в одной из сцен.
 
В тот момент я почувствовал, как начал складываться пазл. Катя мне говорит: «Вон ту девушку зовут Наташа Цветкова, она продюсер, подойди к ней». Возле Наташи уже выстроилась очередь из таких же как я режиссеров. Кому-то нужно было найти дачу, кому-то машину, мне же нужен был актер на главную роль. Наташа показала фото какого-то парня на телефоне по имени Денис Бычков, я сказал, что он подходит, хотя ни разу его не видел в деле. Немного подумав, Денис перезвонил и дал согласие на съемки. Позже оказалось, что он тоже профессиональный актер и в Кинолабе буквально нарасхват.

Актриса Екатерина Дар / Фото: Виктор Вытольский

Актриса Екатерина Дар / Фото: Виктор Вытольский

Актер Денис Бычков / Фото: Виктор Вытольский

Актер Денис Бычков / Фото: Виктор Вытольский

Самая серьезная проблема возникла с оператором и саунд-дизайнером. Я надеялся на питчинг, но всех «технарей» разобрали еще до его начала. Пришлось судорожно звонить всем своим друзьям и знакомым операторам, однако никто не соглашался, так как все работали или не были готовы к спонтанной съемке без серьезной подготовки. Отчаявшись, я позвонил своему наставнику из киношколы MovieBand — Андрею Ковылкину, который порекомендовал несколько хороших ребят-выпускников. Первым в списке оказался Никита Горячкин. То ли сработала киношная солидарность, то ли действительно сценарий оказался хорошим, но Никита сказал, что готов сорваться на завтрашнюю съемку. Учитывая, что у него есть вся необходимая аппаратура, это был еще один подарок с небес.

Режиссер Евгений Белов и помощник режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Евгений Белов и помощник режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Поэпизодный план и раскадровка «Самого лучшего крика» / Фото: Виктор Вытольский

Поэпизодный план и раскадровка «Самого лучшего крика» / Фото: Виктор Вытольский

К вечеру мы с Тимуром закончили работать над сценарием, выкинули две сцены, сократили количество локаций и постарались максимально облегчить съемочный процесс. Оставалась еще одна нерешенная проблема — придумать, как в одном кадре разбрызгать на героев кровь (она должна прыснуть на них из монитора компьютера). Я позвонил знакомой художнику по гриму, она рассказала про различные виды искусственной крови и порекомендовала магазин, в котором ее можно купить. Тут же родилась идея, что герои фильма — режиссер и саунд-дизайнер должны ходить в очках, чтобы на них можно было безопасно брызнуть кровь. К тому же это подчеркнет их профессиональную общность, плюс они больше будут похожи на «гиков».

Уже под конец дня я вспомнил, что нам нужен кто-то на роль режиссера. Пришлось вновь написать Наташе, которая нашла еще одного актера. Уже ближе к ночи я приехал домой, доделал режиссерскую экспликацию, отправил ее ребятам и до четырех часов утра дорисовывал раскадровку.

 

День 2. Съемки

Ни один из трех будильников не сработал, проснулся в девять от ощущения, будто чья-то рука вытянула меня сверху за волосы из сна. В десять мы уже встретились с оператором Никитой возле дома Кати, и каково было мое удивление, когда из подъезда вышли два француза-участника KinoLab. Оказывается, Катя разместила их у себя на время всего мероприятия. Пока мы осматривали прекрасную квартиру в «сталинке», подъехали Денис и Тимур со светом — двумя дедолайтами, которые нам предоставили организаторы KinoLab. Мы все познакомились перед началом съемок, и это было похоже на свидание вслепую — никто до этого ни разу не работал друг с другом. Рискованно, но в итоге у нас сложилась идеальная команда.

Просмотр референсов со съемочной группойПросмотр референсов со съемочной группой

Первую сцену снимали на кухне, в ней герой режет капусту, пытаясь сымитировать звук разбивающихся о стену мозгов. У Никиты возникла идея сделать наезд на главного героя при помощи трехосевого стабилизатора Ronin DJI. Снимали все на камеру Sony a7S, видео писали в большинстве случаев в формате S-Log2. Проездка все никак не получалась — не удавалось синхронизировать удар ножа, остановку камеры, и поворот головы актера с одновременным поворотом камеры в противоположную сторону. Наконец, на двадцатом дубле нам удалось достичь нужного эффекта при помощи повторения команды «режь».

Проба света в сцене на кухне / Фото: Никита ГорячкинПроба света в сцене на кухне / Фото: Никита Горячкин

Дальше отсняли самые начальные кадры фильма. После того, как Никита выстроил свет в спальне, мы с Катей провели репетицию первого крика. Она так истошно и пронзительно закричала, что если бы приехала полиция — никто бы не удивился. Записав два разных дубля, мы решили не рисковать и перешли к постельной сцене.

Честно говоря, я не знал, как изящно решить сцену секса, и запросы в YouTube «секс в кино» помогли не очень. К тому же не хотелось компрометировать актеров. После моего непродолжительного режиссерского «затыка» Тимур с Никитой предложили сделать проездку камеры по вещам на полу. В итоге тяжеловесная сцена из 12 кадров сократилась до трех, а актерам не нужно было полностью раздеваться.

Подготовка к съемке «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к съемке «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Никита попросил поднять камеру снизу вверх при помощи пульта, так как его руки были заняты Ронином. Но потом он решил, что будет сам поднимать камеру вместе с подвесом, поскольку ее так удобнее контролировать. После этого мы записали отдельные оценки актеров. Я поставил Кате задачу выдать очень дурацкий крик, который бы был похож одновременно на крик экстаза и ужаса. Мне хотелось добиться эффекта комичности не только за счет ситуации, но и противоречия между образом актрисы и ее криком. Катя кричала настолько правдоподобно, что я в очередной раз удивился выдержке соседей. Денис же поразил нас своей гениальной оценкой своего героя, и после удачного дубля я не удержался и зааплодировал. Вот что значит работать с профессионалами.

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Наступила очередь съемки самой сложной сцены — в ванной, где мы хотели повторить известные кадры из фильма «Психо» Хичкока. Не успели мы отснять пару кадров, как у нас случилось ЧП: полотенцесушитель в ванной дал течь. Мы в панике стали подставлять тазики и пытаться перекрыть воду, что было сложно сделать из-за хитрой системы водопровода в подобных домах. Я подумал — все, это конец! Даже если мы перекроем, то не сможем дальше снимать без воды. Мне стало ужасно неудобно перед Катей из-за всей этой «заварушки». Коммунальные службы вряд ли быстро все это устранят, а через полчаса должен приехать актер на роль режиссера. Съемки остановились. Вдруг — откуда ни возьмись — приехали два сантехника, которых вызвала Катя. Они буквально за 20 минут все починили. В очередной раз я начал верить в чудеса! Мы продолжили работать.

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Починка полотенцесушителя / Фото: Виктор Вытольский

Починка полотенцесушителя / Фото: Виктор Вытольский

Техническая пауза / Фото: Виктор Вытольский

Техническая пауза / Фото: Виктор Вытольский

Самое сложное было снять кадр, в котором было бы видно как Катя моется, а за занавеской появляется Денис с ножом. Для этого Никита перевернул камеру на моноподе и встал на другой конец ванной. Катя держала душ в руках, чтобы не забрызгать камеру. Мы специально повесили вместо занавески прозрачный строительный полиэтилен, который хоть и смотрелся «стремно», но создавал атмосферу триллера. Наконец, после удачного дубля, в котором было нормально видно нож и все выдали нужную оценку, мы перешли к сцене в «Монтажке».

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Возникла новая серьезная проблема — актер, который должен был сыграть режиссера, не приехал. Долго не думая, Тимур согласился на эту роль, поскольку именно он писал к ней все реплики. Благо, Денис захватил с собой еще одни очки. Пока Никита выстраивал свет, мы прорепетировали сцену с ребятами. Признаться, Тимур удивил меня во второй раз, так как он совсем не был похож на человека, который играет впервые.

Ассистент режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Ассистент режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Актер Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Актер Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Оператор Никита Горячкин / Фото: Виктор Вытольский

Оператор Никита Горячкин / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Настала очередь еще одной сложной сцены с брызгами крови, где герои так сильно поверили крику, что их «трешовый триллер» буквально выходит с экранов компьютера. Мой план сделать это при помощи зубной щетки провалился — кровь не хотела вести себя как вода. Поэтому мы решили, что ребята откинуться от монитора с уже готовыми каплями крови на лице. Я забрызгал их лица кровью в ванной при помощи зубной щетки, и мы достаточно быстро отсняли этот кадр (к сожалению, на монтаже он не сыграл как надо).

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Шел 11 час ночи, а у нас еще не было снято четыре сцены. Тимур взял дедолайты и помчался в штаб Кинолаба, чтобы передать свет другой съемочной группе. Мы же вышли на улицу в поисках локации для проездки героини на велосипеде. Я хотел отснять ее в темном парке, однако Никита был против, так как не хватало освещения. Мы решили перенести сцену на городскую улицу и шли по Ленинскому проспекту в поисках яркой витрины. Наконец нашли одно место, где Никита пробежался с Ронином в руках за героиней на велосипеде. Учитывая, что он не спал всю ночь и снимал целый день, бежал он просто великолепно! Мы отсмотрели дубль и были в полном экстазе, все сложилось — ночной город, велосипед, платье Кати.

РеквизитРеквизит / Фото: Виктор Вытольский

В два ночи мы пришли к Макдаку, который расположен недалеко от моего дома (еще одно совпадение — мы с Катей живем на соседних станциях метро) и, наконец, умудрились поесть — впервые за весь день. Денис разбудил своего брата Колю и попросил сняться в нашем фильме. Коля — продюсер, только киношники способны встать в два часа ночи и поехать на съемки непонятно куда, чтобы выручить в сложной ситуации своих коллег. Коллективным разумом мы придумали, как отснять сцену, параллельно отбиваясь от бомжей, заинтересовавшихся нашим реквизитом (кстати, в самом финальном кадре они попали в объектив).

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

На рассвете мы отсняли последние кадры с разбивающейся капустой о стену. Мы очень долго не могли найти эту чертову стену, с нужным освещением и фактурой. Представляю, что думали водители, проезжающие мимо парня, кидающего в стену капусту. Уставшие, мы разбрелись по домам — кто спать, а кто монтировать. До сдачи фильма оставалось 14 часов.

 

День 3. Постпродакшн

Я смонтировал черновую версию и успел поспать два часа. Осталось доделать звук и цветокоррекцию — две наиболее болезненных для меня операции. Изначально мы хотели делегировать работу со звуком саунд-дизайнерам, но на KinoLab они были нарасхват, особенно в последний день. Поэтому Тимур предложил самим сделать звук. Испытывая адовые муки, мы свели все дорожки и нашли необходимую музыку со звуками (уже после показа мы доделали звук вместе с участником Кинолаба Надеждой Тесленко). Никита в это время параллельно делал цветокоррекцию у себя дома.

Режиссер и автор tvkinoradio.ru Евгений БеловРежиссер и автор tvkinoradio.ru Евгений Белов / Фото: Виктор Вытольский

Я запаниковал, ведь за такое время невозможно сделать достойную работу, и уже думал о том, как буду оправдываться перед актерами, которые приедут на презентацию и не увидят фильм. В шесть часов нужно было сдать короткометражку, а у нас еще титры с субтитрами не готовы (по правилам лаборатории все фразы нужно перевести на английский). В итоге я отправил Никите xml-файл с финальным монтажом (благо мы оба работали в Final Cut Pro X) и поставил на рендер версию со звуком и титрами, которую Никита должен был у себя совместить с покрашенными кадрами.

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Звоню Инне Тихоновой (одному из организаторов KinoLab) каждые двадцать минут с просьбой дать нам еще немного времени. В итоге я приехал в коворкинг через час после начала показов. У Никиты до сих пор рендерилось видео, и он пытался его залить альтернативными способами на Vimeo и YouTube. Наконец, после третей попытки он скидывает ссылку, но я не успеваю ее дать организаторам, потому что Никита нашел в видео битый кадр. Он опять все переделывает и скидывает финальную версию, которую никто кроме него не видел. Оказывается, мы были такие не одни, и все опоздавшие видео запустили во второй секции показов. Мы упали с Тимуром прямо на пол от усталости и замерли при появлении первых кадров нашего фильма.

Учитывая, что это моя первая комедия, я боялся, что зрители не поймут наших шуток. Когда зал начал истерично смеяться, мы испытали чувство катарсиса — каждая сцена «выстрелила» так как надо. Именно в этот момент понимаешь, что весь пазл сложился и можно выдохнуть. В итоге абсолютно все проблемы, с которыми мы столкнулись за время создания фильма, каким-то магическим образом были решены. И в этом самая важная функция KinoLab — не снять фильм, а почувствовать себя героем, понять, что нет ничего невозможного и найти людей, которым ты можешь доверять на 100%.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *