Например, если поставить между камерой и объектом настоящий аквариум с рыбами, то зрителю будет казаться, что персонаж находится в воде. Так, например, Павел Клушанцев снимал сцену в фильме «Планета бурь». Использовали этот способ и в Голливуде. С помощью аквариума можно было снять и плавающие в воде частицы водорослей, и другие детали — это выглядело очень убедительно. Кстати, аквариум — единственный способ воссоздать плавающие в воде пузырьки воздуха. Их отсутствие на экране легко выдает технологию Dry for Wet в подобных съемках. Но если задачи показать пузырьки нет, то можно обойтись и без аквариума!
Среду, то есть толщу воды, создают с помощью плотной завесы дыма, ровно распределенной по всему помещению. На таких съемках нужно внимательно следить за плотностью дыма, чтобы она не менялась слишком быстро, иначе это выдает отсутствие воды, особенно если это съемка моделей, которая ведется покадрово. Слишком быстрое изменение плотности дыма создаст его «моргание» в кадре и разрушит иллюзию.
Что же касается декораций, важно аккуратно воссоздать все «содержимое» подводного пейзажа: скалы, камни, песок на дне и растительность. Все это должно быть окрашено в соответствующий цвет и иметь убедительную фактуру.
Сегодня есть и специальные осветительные установки, которые умеют имитировать каустику подводного освещения. Однако они делают это слишком регулярно и шаблонно, и искусственность такого освещения сразу видна невооруженным глазом. Наверняка есть программируемые установки, в которых можно внести некоторую хаотичную последовательность изменения движения лучей. Это будет убедительнее.
Но еще убедительнее другой способ — использовать настоящую поверхность воды, а отсветы от нее направлять на декорацию с помощью зеркала. Тогда движения лучей будут абсолютно убедительными.
На этом видео каустику создавали с помощью компьютера, а плавающие в воде частицы снимали отдельно на черном фоне и просто вставили в кадры. Здесь для съемки подводной «пыли» использован специальный порошок. С этой же целью можно использовать и измельченные куриные перья.
Также важна и скорость съемки. Ее выбор зависит от задач. Если в кадре актриса с распущенными волосами, то скорость съемки нужна высокая — до 1000 кадров в секунду. Тогда, используя вентилятор, можно создать иллюзию, что ее волосы плавают в воде. Но чаще используют скорость от 60 до 400 кадров в секунду.
Впрочем, эту технологию чаще применяют на съемках моделей подводных лодок и экшена с их участием: например, в военных фильмах.
Такие сцены есть в фильмах «Бездна», «Охота за «Красным октябрем», «Левиафан» (1989), «Багровый прилив», «Перл-Харбор» и многих других.
На съемках фильма «Бездна»
Выше — макет для одной из сцен фильма «Бездна». Часто такие макеты ставят на сторону и снимают горизонтально, что облегчает установку освещения и движение камеры.
В «Охоте за «Красным октябрем»» дело осложнялось тем, что в кадре должно было появиться несколько подлодок, а зрители должны были увидеть их маневры относительно друг друга. И все это, напомню, без какой-либо компьютерной графики. То есть, кинематографистам также пришлось изыскивать способ спрятать двигающиеся установки, поддерживающие огромные модели.
Специально для фильма придумали особую подвесную систему, в которой к каждой точке крепления тросов крепилось три троса, идущих от треугольной подвески: четыре точки крепления по три троса в каждой. Тросы были сильно натянуты, что позволяло управлять наклоном модели, исключая ее качание. Если бы хоть один трос провисал, модель бы качалась, и это разрушило бы иллюзию. Тросы закрепили не на поверхности модели, а внутри нее: они проходили сквозь крошечные отверстия в ее «броне», потому что иначе крепления были бы видны на экране.
Модели снимают покадрово с использованием системы моушн-контроля. Дополнительно в кадры с помощью оптической печати могут вставить другие плавающие в воде элементы. Однако, скорее всего, при большом размере субмарины мелкую «пыль» в море будет не видно.